СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что изучает история Средних веков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок № 1                                                                                                                                                                                 Дата проведения:

Тема

 Введение.  Что изучает история Средних веков

Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с учебником; создание условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья

Тип урока

Урок  «открытия» новых знаний.

Задачи

Образовательные:  изучить этапы и хронологические рамки  данного исторического периода; познакомить с историческими источниками.

Развивающие: совершенствование навыков работы с учебной литературой

Воспитательные: привить интерес к курсу истории Средних веков.

УУД

Познавательные:  приобретают умение ориентироваться в учебнике,  преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: принимают учебную задачу для выполнения; планируют сои действия для выполнения в соответствии с поставленной задачей, вносят  в них необходимые коррективы, адекватно воспринимают оценку учителя

Коммуникативные:   выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свою позицию.

Личностные: проявляют  учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят оценку своей учебной деятельности.

Планируемые образовательные

результаты

определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».

Основное содержание темы, понятия

Знакомство с учебником.

 Понятие «Средние века», лента времени,  хронологические рамки Средневековья, исторические источники, цивилизация.

Оборудование

 Карта «Мир в Средние века», атлас, учебник, тесты.

 

 

 

Этап урока

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия

Планируемые результаты

предметные

УУД

I. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют

учителя. Организуют

рабочее место.

Фронтальная

 

Личностные: проявляют положительное отношение к учебн. деятельности

II. Постановка учебных задач

Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, учебником.

  • Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.
  • Сформулируйте задачи,  которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета.

Записывают тему урока в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков.

Фронтальная

 

Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.

Регулятивные: принимают учебную  задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: проявляют учебно-познавательный

интерес к новому материалу

III.  Актуализация опорных  знаний.

  

 

 

 

 

 

 

Входное тестирование

  •  Какую историю вы изучали в 5 классе?
  • С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира? (Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)
  • Проведение входного тестирования.

 Формулируют ответы, приводят примеры,

работают с вопросами теста.

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют.

Коммуникативные:

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

См. Приложение 1.

Выполняют упражнения

Фронтальная

 

Находят правильные ответы в тестовых заданиях

Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соот-вии  с поставленной задачей

 

Проведение физкультминутки

 

IV. Изучение нового

материала

Рассказ «Что изучает история Средних веков»

 Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

Фронтальная

Устанавливают связь истории Средних веков  с историей Древнего мира, знают происхождение  и смысл понятия «Средневековье»

Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соот-вии  с поставленной задачей

Работа  с лентой времени

  • Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.
  • Разделите эпоху Средневековья на основные этапы.

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Представляют длительность изучаемой исторической эпохи

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Работа  с текстом учебника (с. 9–11)

  • Предлагает прочитать о том, по каким  источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:
  • Что такое исторические источники?

(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)

  • Какие источники по истории Средних веков вам известны?

 (Вещественные: инструменты, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда, картины, храмы, замки  и т. д. Письменные: рукописи, деловые документы, законы, указы правителей, исторические сочинения, хроники, произведения худ. литературы, сочинения ученых и т. д. Произведения искусства: иконы, фрески, картины, статуи.)

Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Характеризуют  источники, рассказывающие об исторической эпохе

Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.

Личностные: осознают важность сохранения исторического наследия

V. Первичное

осмысление

и закрепление

знаний

Рассказ учителя «Можно ли называть Средневековье темным временем?»

 

После рассказа задает вопросы:

  • Почему Средние века часто называют темным временем?

 (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)

  •  Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средне-вековье?

 (Средние века подарили людям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)

Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры

Фронтальная,  индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 Дают характеристику изучаемой эпохи.

 

 

 

 

Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать

VI. Домашнее

задание

Проч. «Введение», с.7-11, ответить на вопросы.

Записывают

дом. задание

Индивидуальная

   

VII. Итоги урока

Рефлексия

 Обобщающая беседа:

  • Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?
  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Что запомнилось больше всего?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу  на уроке, эмоциональное  состояние.

Фронтальная

 

Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учеб. задачу для самостоят. выполнения.

 

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1.                                                                                       Входное тестирование

Вариант 1.

 

1.    Самая большая пирамида, построенная в Древнем Египте:

                А. Хеопса.            Б. Хаби.         

                В. Джосера.          Г. Сехемхета.

2. «Священные письмена» древних египтян:

                А. Буквы.              Б. Клинопись.       

                В. Иероглифы.      Г. Пиктограммы.

3. Секрет изготовления какого вещества знали древние финикийцы:

               А. Пороха.            Б. Бумаги.         

               В. Стекла.              Г. Фарфора.

4. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ

 

1. Поселения, основанные в местах стоянок кораблей.

А. Благовония

2. Письменный знак, соответствующий звуку.

Б. Колония

3. Душистые, ароматные вещества, используемые в косметических целях.

В. Пиратство

4. Разбойное ремесло, которым занимались финикийцы

Г. Буква

 

Д. Звук

__Ответ:____________________________________________________

 

5. Библейский герой,  сила которого заключалась в волосах?

                А. Самсона.              Б. Давида.         

                В. Моисея.                Г. Иоанна.

6. Великими китайскими реками были:

             А. Хуанхэ и Янцзы.              Б. Нил и Дон.     

             В. Тигр и Евфрат.                 Г. Инд и Ганг.

7.  Крупнейшее в древности восстание рабов пол предводительством Спартака произошло:

            А. в 74г. до н.э.     Б. в 72г. до н.э.    

            В. в 76г. до н.э.     Г. в 75г. до н.э.       

8. Мудрец, заслуживший особое почитание в Китае:

            А. Мухаммед.         Б. Конфуций.     

            В. Иисус.                 Г. Будда.

9. Главные реки Индии:

           А. Хуанхэ и Янцзы.              Б. Нил и Дон.     

           В. Тигр и Евфрат.                 Г. Инд и Ганг.

10. Самый могущественный бог Олимпа:

               А. Марс.         Б. Посейдон.       

               В. Аид.           Г. Зевс.

11.  Сын Зевса, совершивший 12 подвигов:

               А. Геракл..        Б. Гермес.         

               В. Прометей.     Г. Атлант

12. Первые Олимпийские игры прошли в:

            А. в 794г. до н.э.     Б. в 752г. до н.э.    

            В. в 776г. до н.э.     Г. в 765г. до н.э.       

13.  Что называется полисом?

         А. Город-государство в Древней Греции.

         Б. Город в Древней Греции.

         В. Название органа управления городом.

14. Отметьте растение, которое НЕ выращивали древние индийцы:

       А.  Рис.                              Б. Хлопчатник. 

       В. Оливковые деревья.    Г. Сахарный тростник.

15. Поэмы   «ИЛЛИАДА» и «ОДИССЕЯ»  написаны:

       А. Гомером.       Б. Демосфеном.    В. Эсхилом. 

16. Раздел Римской империи на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю произошел:

          А. в 353г. до н.э.     Б. в 395г. до н.э.    

          В. в 450г. до н.э.    Г. в 330г. до н.э. 

17. Назовите Семь чудес света.

 18. Заштрихуйте на контурной карте   четырёхугольники, образованные градусной сеткой (параллелями и меридианами), в которых полностью или частично располагались  страны Индия, Китай и Италия.

19. Дайте определение понятиям:

История-____________________________________________

 

Язычество- _________________________________________

 

Фараон -_____________________________________________

 

Раб - _______________________________________________

 

 

 

 

Вариант 2.

 

1.    Как египтяне называли своего бога Солнца:

         А. Амон-Ра.      Б. Амон.    

         В. Ра.                 Г. Употреблялись все названия.

2.  Первая столица египетского государства:

         А.  Каир.     Б. Мемфис.   

         В.  Фивы.    Г. Александрия.  

3. Крупнейшее в древности восстание рабов пол предводительством Спартака произошло:

            А. в 72г. до н.э.     Б. в 74г. до н.э.    

            В. в 76г. до н.э.     Г. в 75г. до н.э.         

4. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ

1.  Гробница, в которой хоронили умерших фараонов.

А. Шадуф

2.  Лёгкий маневренный корабль греков.

Б.  Пирамида

3.  Колодец в Египте, с помощью которого подавали воду на возвышенные места.

В.  Вельможа

4.  Царь Египетского государства.

Г.  Триера

 

Д. Фараон

__Ответ:____________________________________________________

 

5.  Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, могли войти:

              А. Писцы.      Б. Жрецы.   В. Фараон.     Г. Только фараон.

6. Главные реки Индии:

             А. Хуанхэ и Янцзы.              Б. Инд и Ганг.

             В. Тигр и Евфрат.                 Г. Нил и Дон.     

7.  Согласно буддизму, главное для человека – это его:

         А. Происхождение.               Б. Принадлежность к касте.

         В. Личные достоинства.       Г. Вера в переселение душ.

8. Мудрец, заслуживший особое почитание в Китае:

            А. Мухаммед.         Б. Конфуций.     

            В. Иисус.                 Г. Будда.

9. Великими китайскими реками были:

           А. Хуанхэ и Янцзы.              Б. Нил и Дон.     

           В. Тигр и Евфрат.                 Г. Инд и Ганг.

10.  Вера во многих богов – это:

           А. Язычество.   Б. Христианство.

           В. Тотемизм.    Г. Буддизм.

11.   Герой Троянской войны, который вернулся на родину через 20 лет?

         А.  Патрокл.    Б.  Одиссей.   В. Ахиллес.     Г. Геракл.

12. Раздел Римской империи на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю произошел:

          А. в 353г. до н.э.    Б. в 395г. до н.э.    

          В. в 450г. до н.э.    Г. в 330г. до н.э. 

13.  Первые Олимпийские игры прошли в:

            А. в 794г. до н.э.     Б. в 752г. до н.э.    

            В. в 776г. до н.э.     Г. в 765г. до н.э.       

14.  Родиной буддизма считается:

   А. Китай.   Б. Месопотамия.     В. Индия.    Г. Египет.

15.  Какому Богу поклонялись евреи?

А.  Осирису   Б.   Яхве.      В. Зевсу.  Г. Юпитеру.

16. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в:

    А. Северной Америке.      Б. Южной Австралии.

    В. Восточной Африке.      Г. Западной Европе.

17. Назовите Семь чудес света.

18. Заштрихуйте на контурной карте   четырёхугольники, образованные градусной сеткой (параллелями и меридианами), в которых полностью или частично располагались  страны Индия, Китай и Италия.

19. Дайте определение понятиям:

Археология-____________________________________________

Демократия- _________________________________________

Раджа -_____________________________________________

Раб - _______________________________________________

 

Всего – 30 б.           30б-27б- «5»;    26б- 21б – «4»;     20б-12б – «3»;          11б-0б   - «2».

Ключи 

 

Вариант-1

Вариант-2

Баллы

1

А

Г

1

2

В

Б

1

3

В

Б

1

4

1-Б   2-Г  3-А  4-Б

1-Б  2-Г  3-А  4-Д

2

5

А

Б

1

6

А

Б

1

7

А

В

1

8

Б

Б

1

9

Г

А

1

10

Г

А

1

11

А

Б

1

12

В

Б

1

13

А

В

1

14

В

В

1

15

А

Б

1

16

В

В

1

17

Семь чудес света: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк.

7

18

Работа с картой

2

19

История,

язычество,

 фараон, раб

Археология, демократия, раджа, раб

4

 

 

Приложение 2

Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.

Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:

1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;

2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;

3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.

 

Приложение 3

МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?

Период Средневековья медиевисты (от слова медиа, то есть средний, – историки, которые изучают Средние века) оценивают неоднозначно. Первоначально главенствовало мнение, что Средние века – это период темных веков, когда по всей Европе бушевали эпидемии холеры, оспы, уносящие население целых городов, шли непрерывные междоусобные войны: Столетняя война, Война Алой и Белой розы, многочисленные феодальные войны, то есть военные конфликты между сеньорами и вассалами. Отражением подобных настроений был тот факт, что сам термин «Средние века» как отрезок времени, характеризующий период от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения, появился сравнительно поздно. До этого использовался термин «темные века».

Господство религиозного сознания позволило появиться и просуществовать несколько веков такому явлению, как инквизиция (учреждения римско-католической церкви, предназначенные для борьбы с инакомыслием), внесшему множество кровавых страниц в и без того насыщенный войнами период. Для примера можно привести несколько фактов. В Средние века весьма распространенным явлением была так называемая охота на ведьм. По последним данным, в Европе было сожжено приблизительно 100 тысяч женщин и девушек, считавшихся ведьмами. Чтобы попасть на скамью подсудимых, достаточно было иметь, например, зеленые глаза или рыжие волосы – это считалось знаком дьявола; или просто чихнуть во время проповеди… такие простые вещи могли повлечь за собой судебное разбирательство, которое сопровождалось применением разнообразных пыток, и последующее публичное сожжение на центральной городской площади. Основной же удар инквизиции был направлен на подавление многочисленных еретических учений, получивших широкое распространение в этот период и подрывавших авторитет католической церкви.

Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.

Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и  усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.

В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения... Все это тоже Средневековье.

 

Используемая литература

  1. История Средних веков. 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, /авт.-сост.Т.А. Галиуллина.-  Волгоград: Учитель, 2015. – 190с.
  2. Игнатов А.В. И26 Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского) : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. В. Игнатов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 112 с.

Просмотр содержимого документа
«Что изучает история Средних веков»

Урок № 1 Дата проведения:

Тема

Введение. Что изучает история Средних веков


Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с учебником; создание условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Задачи


Образовательные: изучить этапы и хронологические рамки данного исторического периода; познакомить с историческими источниками.

Развивающие: совершенствование навыков работы с учебной литературой

Воспитательные: привить интерес к курсу истории Средних веков.

УУД


Познавательные:  приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: принимают учебную задачу для выполнения; планируют сои действия для выполнения в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, адекватно воспринимают оценку учителя

Коммуникативные:  выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свою позицию.

Личностные: проявляют  учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят оценку своей учебной деятельности.

Планируемые образовательные

результаты

определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».

Основное содержание темы, понятия

Знакомство с учебником.

Понятие «Средние века», лента времени, хронологические рамки Средневековья, исторические источники, цивилизация.

Оборудование

Карта «Мир в Средние века», атлас, учебник, тесты.



Этап урока




Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимо-действия

Планируемые результаты


предметные

УУД

I. Организа-ционный момент

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют

учителя. Организуют

рабочее место.

Фронтальная


Личностные: проявляют положительное отношение к учебн. деятельности

II. Постановка учебных задач


Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, учебником.

  • Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.

  • Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета.

Записывают тему урока в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков.

Фронтальная



Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.

Регулятивные: принимают учебную 
задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Личностные: проявляют учебно-познавательный

интерес к новому материалу

III. Актуализация опорных знаний.







Входное тестирование

  • Какую историю вы изучали в 5 классе?

  • С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира? (Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)

  • Проведение входного тестирования.


Формулируют ответы, приводят примеры,

работают с вопросами теста.




Фронтальная







Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют.


Коммуникативные:

Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

См. Приложение 1.

Выполняют упражнения

Фронтальная


Находят правильные ответы в тестовых заданиях

Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соот-вии 
с поставленной задачей


Проведение физкультминутки


IV. Изучение нового

материала

Рассказ «Что изучает история Средних веков»


Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

Фронтальная


Устанавливают связь истории Средних веков 
с историей Древнего мира, знают происхождение 
и смысл понятия «Средневековье»

Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соот-вии 
с поставленной задачей

Работа  с лентой времени

  • Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.

  • Разделите эпоху Средневековья на основные этапы.

Самостоятельная работа


Индивидуальная


Представляют длительность изучаемой исторической эпохи


Познавательные: используют знаково-символические средства.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

Работа  с текстом учебника (с. 9–11)

  • Предлагает прочитать о том, по каким 
    источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:

  • Что такое исторические источники?

(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)

  • Какие источники по истории Средних веков вам известны?

 (Вещественные: инструменты, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда, картины, храмы, замки  и т. д. Письменные: рукописи, деловые документы, законы, указы правителей, исторические сочинения, хроники, произведения худ. литературы, сочинения ученых и т. д. Произведения искусства: иконы, фрески, картины, статуи.)

Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы


Фронтальная, индивидуальная


Характеризуют 
источники, рассказывающие об исторической эпохе


Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.

Личностные: осознают важность сохранения исторического наследия


V. Первичное

осмысление

и закрепление

знаний

Рассказ учителя «Можно ли называть Средневековье темным временем?»


После рассказа задает вопросы:

  • Почему Средние века часто называют темным временем?

 (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)

  •  Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средне-вековье?

 (Средние века подарили людям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)

Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры


Фронтальная, индивидуальная







Дают характеристику изучаемой эпохи.




Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать


VI. Домашнее

задание

Проч. «Введение», с.7-11, ответить на вопросы.

Записывают

дом. задание

Индивидуальная




VII. Итоги урока

Рефлексия

Обобщающая беседа:

  • Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Что запомнилось больше всего?


Отвечают на вопросы, оценивают свою работу 
на уроке, эмоциональное 
состояние.


Фронтальная


Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учеб. задачу для самостоят. выполнения.



Ресурсный материал к уроку

Приложение 1. Входное тестирование

Вариант 1.

1. Самая большая пирамида, построенная в Древнем Египте:

А. Хеопса. Б. Хаби.

В. Джосера. Г. Сехемхета.

2. «Священные письмена» древних египтян:

А. Буквы. Б. Клинопись.

В. Иероглифы. Г. Пиктограммы.

3. Секрет изготовления какого вещества знали древние финикийцы:

А. Пороха. Б. Бумаги.

В. Стекла. Г. Фарфора.

4. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ


1. Поселения, основанные в местах стоянок кораблей.

А. Благовония

2. Письменный знак, соответствующий звуку.

Б. Колония

3. Душистые, ароматные вещества, используемые в косметических целях.

В. Пиратство

4. Разбойное ремесло, которым занимались финикийцы

Г. Буква


Д. Звук

__Ответ:____________________________________________________


5. Библейский герой, сила которого заключалась в волосах?

А. Самсона. Б. Давида.

В. Моисея. Г. Иоанна.

6. Великими китайскими реками были:

А. Хуанхэ и Янцзы. Б. Нил и Дон.

В. Тигр и Евфрат. Г. Инд и Ганг.

7.  Крупнейшее в древности восстание рабов пол предводительством Спартака произошло:

А. в 74г. до н.э. Б. в 72г. до н.э.

В. в 76г. до н.э. Г. в 75г. до н.э.

8. Мудрец, заслуживший особое почитание в Китае:

А. Мухаммед. Б. Конфуций.

В. Иисус. Г. Будда.

9. Главные реки Индии:

А. Хуанхэ и Янцзы. Б. Нил и Дон.

В. Тигр и Евфрат. Г. Инд и Ганг.

10. Самый могущественный бог Олимпа:

А. Марс. Б. Посейдон.

В. Аид. Г. Зевс.

11. Сын Зевса, совершивший 12 подвигов:

А. Геракл.. Б. Гермес.

В. Прометей. Г. Атлант

12. Первые Олимпийские игры прошли в:

А. в 794г. до н.э. Б. в 752г. до н.э.

В. в 776г. до н.э. Г. в 765г. до н.э.

13. Что называется полисом?

А. Город-государство в Древней Греции.

Б. Город в Древней Греции.

В. Название органа управления городом.

14. Отметьте растение, которое НЕ выращивали древние индийцы:

А.  Рис. Б. Хлопчатник.

В. Оливковые деревья. Г. Сахарный тростник.

15. Поэмы «ИЛЛИАДА» и «ОДИССЕЯ» написаны:

А. Гомером. Б. Демосфеном. В. Эсхилом.

16. Раздел Римской империи на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю произошел:

А. в 353г. до н.э. Б. в 395г. до н.э.

В. в 450г. до н.э. Г. в 330г. до н.э.

17. Назовите Семь чудес света.

18. Заштрихуйте на контурной карте четырёхугольники, образованные градусной сеткой (параллелями и меридианами), в которых полностью или частично располагались страны Индия, Китай и Италия.

19. Дайте определение понятиям:

История-____________________________________________

Язычество- _________________________________________

Фараон -_____________________________________________

Раб - _______________________________________________




Вариант 2.

1. Как египтяне называли своего бога Солнца:

А. Амон-Ра. Б. Амон.

В. Ра. Г. Употреблялись все названия.

2. Первая столица египетского государства:

А. Каир. Б. Мемфис.

В. Фивы. Г. Александрия.

3. Крупнейшее в древности восстание рабов пол предводительством Спартака произошло:

А. в 72г. до н.э. Б. в 74г. до н.э.

В. в 76г. до н.э. Г. в 75г. до н.э.

4. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ

1. Гробница, в которой хоронили умерших фараонов.

А. Шадуф

2. Лёгкий маневренный корабль греков.

Б. Пирамида

3. Колодец в Египте, с помощью которого подавали воду на возвышенные места.

В. Вельможа

4. Царь Египетского государства.

Г. Триера


Д. Фараон

__Ответ:____________________________________________________


5. Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, могли войти:

А. Писцы. Б. Жрецы. В. Фараон. Г. Только фараон.

6. Главные реки Индии:

А. Хуанхэ и Янцзы. Б. Инд и Ганг.

В. Тигр и Евфрат. Г. Нил и Дон.

7.  Согласно буддизму, главное для человека – это его:

А. Происхождение. Б. Принадлежность к касте.

В. Личные достоинства. Г. Вера в переселение душ.

8. Мудрец, заслуживший особое почитание в Китае:

А. Мухаммед. Б. Конфуций.

В. Иисус. Г. Будда.

9. Великими китайскими реками были:

А. Хуанхэ и Янцзы. Б. Нил и Дон.

В. Тигр и Евфрат. Г. Инд и Ганг.

10. Вера во многих богов – это:

А. Язычество. Б. Христианство.

В. Тотемизм. Г. Буддизм.

11. Герой Троянской войны, который вернулся на родину через 20 лет?

А. Патрокл. Б. Одиссей. В. Ахиллес. Г. Геракл.

12. Раздел Римской империи на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю произошел:

А. в 353г. до н.э. Б. в 395г. до н.э.

В. в 450г. до н.э. Г. в 330г. до н.э.

13. Первые Олимпийские игры прошли в:

А. в 794г. до н.э. Б. в 752г. до н.э.

В. в 776г. до н.э. Г. в 765г. до н.э.

14. Родиной буддизма считается:

А. Китай. Б. Месопотамия. В. Индия. Г. Египет.

15. Какому Богу поклонялись евреи?

А. Осирису Б. Яхве. В. Зевсу. Г. Юпитеру.

16. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет назад, были обнаружены археологами в:

А. Северной Америке.     Б. Южной Австралии.

В. Восточной Африке.     Г. Западной Европе.

17. Назовите Семь чудес света.

18. Заштрихуйте на контурной карте четырёхугольники, образованные градусной сеткой (параллелями и меридианами), в которых полностью или частично располагались страны Индия, Китай и Италия.

19. Дайте определение понятиям:

Археология-____________________________________________

Демократия- _________________________________________

Раджа -_____________________________________________

Раб - _______________________________________________

Всего – 30 б. 30б-27б- «5»; 26б- 21б – «4»; 20б-12б – «3»; 11б-0б - «2».

Ключи

Вариант-1

Вариант-2

Баллы

1

А

Г

1

2

В

Б

1

3

В

Б

1

4

1-Б 2-Г 3-А 4-Б

1-Б 2-Г 3-А 4-Д

2

5

А

Б

1

6

А

Б

1

7

А

В

1

8

Б

Б

1

9

Г

А

1

10

Г

А

1

11

А

Б

1

12

В

Б

1

13

А

В

1

14

В

В

1

15

А

Б

1

16

В

В

1

17

Семь чудес света: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк.

7

18

Работа с картой

2

19

История,

язычество,

фараон, раб

Археология, демократия, раджа, раб

4




Приложение 2

Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.

Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:

1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;

2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;

3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.


Приложение 3

МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?

Период Средневековья медиевисты (от слова медиа, то есть средний, – историки, которые изучают Средние века) оценивают неоднозначно. Первоначально главенствовало мнение, что Средние века – это период темных веков, когда по всей Европе бушевали эпидемии холеры, оспы, уносящие население целых городов, шли непрерывные междоусобные войны: Столетняя война, Война Алой и Белой розы, многочисленные феодальные войны, то есть военные конфликты между сеньорами и вассалами. Отражением подобных настроений был тот факт, что сам термин «Средние века» как отрезок времени, характеризующий период от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения, появился сравнительно поздно. До этого использовался термин «темные века».

Господство религиозного сознания позволило появиться и просуществовать несколько веков такому явлению, как инквизиция (учреждения римско-католической церкви, предназначенные для борьбы с инакомыслием), внесшему множество кровавых страниц в и без того насыщенный войнами период. Для примера можно привести несколько фактов. В Средние века весьма распространенным явлением была так называемая охота на ведьм. По последним данным, в Европе было сожжено приблизительно 100 тысяч женщин и девушек, считавшихся ведьмами. Чтобы попасть на скамью подсудимых, достаточно было иметь, например, зеленые глаза или рыжие волосы – это считалось знаком дьявола; или просто чихнуть во время проповеди… такие простые вещи могли повлечь за собой судебное разбирательство, которое сопровождалось применением разнообразных пыток, и последующее публичное сожжение на центральной городской площади. Основной же удар инквизиции был направлен на подавление многочисленных еретических учений, получивших широкое распространение в этот период и подрывавших авторитет католической церкви.

Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.

Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и  усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.

В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения... Все это тоже Средневековье.


Используемая литература

  1. История Средних веков. 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, /авт.-сост.Т.А. Галиуллина.- Волгоград: Учитель, 2015. – 190с.

  2. Игнатов А.В. И26 Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского) : пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. В. Игнатов. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 112 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!