Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории 6 класс на тему "Что изучает история средних веков"»
Что изучает история Средних веков
- Средние века – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков – такова точка зрения гуманистов, просветителей.
- Средние века – это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями – такова точка зрения романтиков.
- Средневековье – неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности – точка зрения историков-материалистов.
- Средние века – это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V в.) и до начала эпохи Великих географических открытий (конец XV в.), совпавшая Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.
Европа в Средние века
Единый христианский мир
Единый «исторический континент»
Сходный образ жизни
Появились языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе.
Основные этапы эпохи Средневековья
Этап
Характеристика
1. Раннее Средневековье
Хронологические рамки: с конца V в. до середины XI века.
2. Развитое Средневековье
Содержание: в процессе смешения народов и обычаев складывались основные черты эпохи.
Хронологические рамки: с середины XI в. до конца XIII в.
3. Позднее Средневековье
Содержание: сложились феодальные государства-монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте.
Хронологические рамки: период XIV-XV вв.
Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества.
- Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события.
Исторические источники
Вещественные источники – орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, оружие, гербы, здания и другие архитектурные сооружения.
Устные источники – предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы.
Письменные источники – летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале.
Вспомогательная историческая дисциплина
Характеристика
Историческая текстология
Устанавливает подлинность текстов, даты их создания
Палеография
Изучает древние рукописи, их внешнюю сторону (способ написания, форму букв и т.д.) с целью определения времени и места.
Генеалогия
Изучает род, родовые связи, родословные
Эпиграфика
Изучает надписи на древних памятниках, зданиях.
Нумизматика
Изучает монеты и денежные знаки.
Геральдика
Изучает гербы.
Топонимика
Изучает происхождение названий.
Ономастика
Изучает личные имена.
Фалеристика
Изучает ордена и медали.
Хронология
Изучает системы летоисчисления.
Метрология
Изучает различные меры (длины, объема, веса)
Археография
Разрабатывается правила и методы сборы информации
Археология
Изучает вещественные источники
Этнография
Изучает жизнь и обычаи народов