Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя школа №4 городского округа г. Бор
Технологическая карта урока.
Данные об учителе: Липатова Татьяна Анатольевна
Предмет: физика
Класс_7б
Учебник: (УМК) А.В. Перышкин «Физика 7» Москва: Дрофа 2013
Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом
Форма урока: урок - исследование
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор, лабораторное оборудование: стакан с водой, масло, теннисные шарики, пластилин, цилиндры стальной и алюминиевый, динамометр.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся владеют:
• познавательными УУД: умеют находить нужную информацию
• коммуникативные УУД: умеют слушать, умеют организовать сотрудничество с учителем и с друг другом.
Цель урока:
Формирование исследовательского навыка через изучение темы: действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Вид планируемых результатов | Содержание | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Узнают о Действии жидкости и газа на погруженное в них тело. Причине возникновения выталкивающей силы Зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема, погруженного в жидкость тела. | Учащиеся узнают о существовании выталкивающей силы Учащиеся поймут причину возникновения выталкивающей силы Приведут примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы
|
Научатся Определять выталкивающую силу с помощью динамометра Экспериментально доказывать зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема, погруженного в жидкость тела |
Учащиеся поймут, как с помощью динамометра определить выталкивающую силу Учащиеся поймут, как экспериментально доказать, что выталкивающая сила зависит от плотности жидкости и объема погруженного в эту жидкость тела Учащиеся поймут, что выталкивающая сила не зависит ни от формы тела, ни от плотности вещества, из которого это тело состоит. |
Личностные | | |
|
Метапредметные результаты | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Регулятивные | | |
Познавательные | | |
Коммуникативные | Совместно выполняют эксперимент Обсуждают правильность своей гипотезы Учатся вступать в диалог друг с другом | |
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
Мотивация | Формирование у учащихся потребности в последующей деятельности | Показ фрагмента фильма о спасении утопающего. - Почему человек тонет? | Просмотр фрагмента фильма | 3 | Умение слушать |
Актуализация | Актуализация опорных знаний и умений. | Большое количество людей, в том числе детей гибнут в летний сезон на водоемах. Как помочь тонущему человеку? | Высказывают свое мнение о необходимости знаний по данному вопросу. | 5 | Поиск и выделение необходимой информации. |
Проблемная ситуация | Создать условие для активной деятельности на уроке. | Почему человек не может, как шарик всплыть на поверхность воды? | Проводят эксперимент с теннисным шариком, погружают его на дно в стакан с водой. Наблюдают за происходящим. Выдвигают гипотезы. | 3 | После проведения эксперимента самостоятельно поставят цель урока |
Решение проблемной ситуации | Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. | Учитель предлагает ряд вопросов(приложение), на которые можно ответить с помощью практических исследований | Выдвигают гипотезы и пробуют экспериментально подтвердить свои ответы. | 10 | Научаться доказывать с помощью эксперимента выдвинутую ими гипотезу и оценивать конечный результат. |
Открытие новых знаний | Формирование навыков самостоятельной работы с использованием ресурсов информационных технологий: поисковой, аналитической, рефлексивной | Учитель лишь проверяет результаты эксперимента | Ученики по группам делают выводы из эксперимента о зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости, объема погруженного тела и не зависит от формы, плотности погруженного тела и глубины погружения. | 5 | Учатся вступать в диалог друг с другом. Обсуждают правильность своей гипотезы. Учатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения | | У читель предлагает теоретически обосновать сделанные учениками выводы. Представляет чертеж на доске. | Вместе с учителем получают формулу для выталкивающей силы. FA=ρЖgVт | 5 | Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Структурирование знаний |
Воспроизведение изученного материала | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. | Тест-контроль на усвоение базового минимума по данной теме | Отвечают на вопросы теста (приложение) | 5 | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Перенос знаний в новую ситуацию | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. | Действует ли на нас выталкивающая сила в воздухе? Почему мы ее не замечаем? Сравните выталкивающую силу, действующую на нас в воздухе и в воде (пусть V=50л) | Рассчитывают и сравнивают выталкивающую силу, действующего на человека в воде и в воздухе. | 5 | Поиск и выделение необходимой информации. |
Рефлексия | Самооценка собственной деятельности | Как можно помочь тонущему человеку? | Отвечают на поставленный вопрос. | 4 | |
Приложение.
ЗАДАНИЕ ПЕРВОЙ ГРУППЕ
Как вы думаете одинаковые или разные выталкивающие силы действуют на алюминиевый и стальной цилиндр, подтвердите свою гипотезу экспериментом?
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и железный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
Определите выталкивающие силы, действующие цилиндры. Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите цилиндр в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу, так же и для второго тела. Сравните плотность тел и выталкивающие силы, действующие на тела
Сделайте вывод о зависимости выталкивающие силы от плотности тела.
ЗАДАНИЕ ВТОРОЙ ГРУППЕ
Как вы думаете одинаковые или разные выталкивающие силы действуют на тела из одного и того же вещества, но разных объемов? Подтвердите свою гипотезу экспериментом.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу, так же и для второго тела. Сравните выталкивающие силы.
Сделайте выводы о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЕ
Как вы думаете одинаковая или разная выталкивающая сила, действует на алюминиевый цилиндр в воде и масле? Подтвердите свою гипотезу экспериментом.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, масле.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу так же и для второго тела, но опускать в сосуд с маслом.
Чем отличаются эти жидкости? Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
ЗАДАНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ГРУППЕ
Как вы думаете одинаковая или разная выталкивающая сила, действует на стальной цилиндр в воде на разных глубинах? Подтвердите свою гипотезу экспериментом
Оборудование: мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
Определить архимедовы силы, действующие на тело на глубине h2, большей, чем h1.
Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу, а затем опустите на другую глубину.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения.
ЗАДАНИЕ ПЯТОЙ ГРУППЕ
Как вы думаете одинаковая или разная выталкивающая сила, действует на кусок пластилина, если придать ему разную форму? Подтвердите свою гипотезу экспериментом
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить динамометр.
Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Сначала определите с помощью динамометра вес тела в воздухе Р1, затем опустите тело в воду и определите вес тела в воде Р2. Вычислите выталкивающую силу для тел разной формы.
Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Тест
1 блок заданий
А. | Сила Архимеда зависит от плотности окружающей жидкости. |
Б. | Сила Архимеда зависит от объема погруженной части тела. |
В. | Сила Архимеда зависит от объема жидкости, вытесненной телом. |
Г. | Сила Архимеда зависит от плотности тела. |
Д. | Сила Архимеда зависит от объема тела. |
| |
1. | Верное утверждение |
2. | Неверное утверждение |
2 блок заданий
А. | Сила Архимеда зависит от массы тела. |
Б. | Сила Архимеда зависит от формы тела. |
В. | Сила Архимеда зависит от глубины погружения тела внутри жидкости. |
| |
1. | Верное утверждение |
2. | Неверное утверждение |
3 блок заданий
А. | Сила Архимеда обычно направлена вверх. |
Б. | Сила Архимеда действует на любое тело, погруженное в жидкость. |
В. | Сила Архимеда измеряется в ньютонах. |
Г. | Сила Архимеда по-другому называется выталкивающей силой. |
Д. | Сила Архимеда является причиной взлета воздушных шаров. |
| |
1. | Верное утверждение |
2. | Неверное утверждение |
4 блок заданий
А. | Сила Архимеда всегда меньше силы тяжести. |
Б. | Сила Архимеда не действует на тяжелые тела. |
В. | Сила Архимеда действует только на целиком погруженные тела. |
Г. | Сила Архимеда не возникает в газах. |
Д. | Если тело на динамометре опустить в жидкость, он покажет силу Архимеда. |
| |
1. | Верное утверждение |
2. | Неверное утверждение |