2.Подготовка учащихся к работе Актуализация знаний. Целеполагание. | Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта | Р: : Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности; Р : Умение ставить цель, планировать деятельность. Л: : Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию | Найти лишнее растение: - ламинария, ульва, сосна. - плаун, секвойя, хвощ. - пихта, папоротник, плаун. - хламидомонада, хлорелла, лиственница. Почему вы исключили эти растения? К какой группе они относятся? Почему эти растения называют голосеменные? Что вы знаете об этих растениях? Определите цель урока. | Работа в паре | П Ф | Организовывает работу в парах и фронтальную работу, мотивирует учащихся на изучение новой темы. Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока | Работают с информацией, представленной в форме теста «Третий лишний» Участвуют в обсуждении возникшей проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. |
3.Изучение нового материала | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала | П: : Умение составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой К:участие в совместной деятельности; Изложение собственных мыслей Л: Ответственное отношение к выполнению учебных задач; Готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма Р:целеполагание; Планирование; контроль; оценка и самооценка | 1.Вступительное слово учителя: Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения. Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко —лианами; травянистых растений среди них нет. Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой. Отдел Голосеменных состоит из следующих классов: Саговниковые Гинкговые Гнетовые Хвойные 2.Сообщения учащихся(см приложения)(задание 1 в раб листе) 3. Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали из презентации. 1. Органы - лист, стебель, корень. 2. Лист – хвоинка. 3. Шишка – видоизмененный побег. 4. Размножение с помощью – семян. 4. А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели. 5.Значение голосеменных | Сообщения учащихся, демонстрация презентаций. Работа в паре, группе. Словесные Наглядные | П Г И | Организовывает работу по изучению классификации голосеменных растений, особенностей данного отдела, его многообразия, значения. Организует проверку Корректирует ответы Организует беседу, рассказ, используя презентацию | Выступают с сообщениями и презентациями. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Оценивают правильность выполнения заданий. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работа в рабочем листе (задание 2) Задание в рабочем листе №3 Самопроверка, обсуждение в классе Сообщения |
4.Динамическая пауза | | | Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна». Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. ( подняли все руки вверх) Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней. ( встали на мысочки, потянулись ещё выше) Ветер сильный налетел, Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад). ) Ветки гнутся взад- вперед. Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью) Будем вместе приседать – Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания) Мы размялись от души И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты). | | И | Читает стих и показывает упражнения | Выполняют упражнения |
5.Закрепление изученного материала Первичная проверка понимания | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала | Р:подведение итогов урока; самооценка П: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение | 1) Решение задач ТРИЗ (вопросы обсуждаются в парах, сообщается ответ всему классу) Задача№1 Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он? Ответ: хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. Фитонциды это вещества убивающие бактерии. Задача №2. Как – то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего: - Это хвойный лес? - хвойный! - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы! - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Почему? Задача №3. Почему пихта очень чувствительна к огню? Ответ: Кора молодых пихт пронизана смоляными ходами, которые, переплетаясь, образуют смоляные желваки, заметные снаружи по небольшим отчетливым бугоркам. Пихта – дерево с тонкой и смолистой корой. Поэтому очень она чувствительна к огню. Задача №4. В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему? 2) Загадки Хоть колюча ,но не елка, Подлинней ее иголки, А кора тонка, красна! Та красавица-… (сосна) Сок сосновый густ, как мед, И такого ж цвета. Кто ребята назовет Сок липучий этот? (смола) Осень листья раскидала, И деревьям зябко стало. Только ель средь них одета Из чего ж одежда эта? (хвоя) И девчонки и мальчишки, Все иметь хотели хотели б шишки- На орешки очень щедр Богатырь-сибирский… (кедр) 3)Обсудите вопросы в группе А)Из какого дерева делали мачты кораблей? (сосна) Б)Из какого дерева сделаны детали построек Московского Кремля? (лиственница) В)Сосну можно сажать для укрепления почв,а ель нет. Почему? (у ели корни близко к поверхности почвы) Г)В каком лесу темнее-в еловом или сосновом? (еловом) Д)Как отличить ветку сосны от ветки ели? (по хвоинкам) Проверка работы групп 3) закончи предложения (см рабочий лист) 1. Без наших хвойных растений… 2. Наша тайга для планеты Земля это … 3. Нужно беречь и охранять лес , т.к… 4. Наш хвойный лес дает нам ... 5. Я в нашем сосновом лесу летом... 6. лес это среда… 7. Я считаю, что наш хвойный лес это - … Обсуждение полученных результатов Итак ,ребята, сегодня на уроке мы познакомились с отделом растений Голосемянные. Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? Много нового вы узнали Можете ли вы сейчас ответить на вопрос :Что такое голосемянные растения? Где в повседневной жизни вы можете применить полученные знания? | Работа в группе Технология ТРИЗ | Г И П Ф | Организовывает работу в парах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организовывает фронтальную работу по учебнику и составленным схемам. Вовлекает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Выслушивает ответы Организует проверку Осуществляет корректировку ответов Организует работу в группе Организует индив работу, Взаимопроверку | Работают с информацией, Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работают в паре). Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Взаимопроверка Самоконтоль Самопроверка Взаимопроверка |
6.Итоги урока Рефлексия | подвести итог проделанной работы | Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности | Подсчет баллов, поученных за урок. Самооценка Взаимооценка Оценка эмоционального состояния и урока. | Словесные | И Ф П | Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Участвуют в подведении результатов урока |
7.Домашнее задание | инструкция по выполнению домашнего задания | Р: Планирование и корректировка домашнего задания с учетом своих возможностей и интересов П: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | 1)Общее задание Параграф 16-читать,вопросы (У) 2)Творческое задание: Индивидуальное А) Школьная тетрадь. Как она связана с голосеменными растениями? Б) В промышленных городах хвойные деревья гибнут быстрее лиственных? Объясните это явление В) Составить вопросы викторины, отражающие индивидуальные особенности хвойных растений. Творческое задание (работа в группе) Д)Журнал «Самые самые голосемянные» Е)Газета «Голосемянные» Ж)Листовка «Берегите лес!» | Словесные | И П | Инструктирует по выполнению домашнего задания | Выбирают задания по желанию и возможности. |