Предметные | Метапредметные | Личностные |
Обучающие смогут: -давать определения понятий:удельно-вотчинная система, духовная грамота. - раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. -давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты -рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты) - раскрывать значение Куликовской битвы. | Регулятивные УУД: -примут участие в целеполагании собственной деятельности на уроке; - смогут проконтролировать свою работу на уроке. Познавательные УУД: - научатся находить в тексте учебника, видеофрагменте необходимую информацию, работать с контурными картами, дополнительным материалом; - научатся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; -Закрепят умение выделять общее, главное, систематизировать знания, работать с картой; Коммуникативные УУД: -участвовать в коллективном обсуждении заданий, обмениваются мнениями. | - осознать историческую значимость объединения земель вокруг Москвы и победы в Куликовской битве для народов Руси; - сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке личностям(субъектам) и объектам; - уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох. |
Основные понятия : удельно-вотчинная система, духовная грамота, «Задонщина» |
Основные даты : 1325 -1340 гг-правление Ивана Калиты, 1375г-поход на Тверь, 1378 г. битва на реке Воже , 1380 г-Куликовская битва |
Имена исторических деятелей: Митрополит Алексей. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. Князь литовский Ольгерд. Мамай. Хан Тохтамыш |
Ресурсы урока: учебник Андреев И.Л. История России с древнейших времен до XVI в. 6 кл., атлас ; карта «Объединение Руси в единое централизованное государство»; компьютер и мультимедийный проектор, видеоролик «Куликовская битва», эпиграф к уроку напечатанный, карточки с текстом (Приложение 1 ). |
Организационная структура урока |
Этап урока (+ время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. Момент (1 мин) | Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя совместной деятельности на уроке. |
2 этап. Мотивация.( не более 3 мин) | Учитель предлагает прочитать эпиграф и ответить на вопросы. Эпиграф к уроку: «Земля Русская, упоенная кровию, усыпанная пеплом, сделалась жилищем рабов ханских, а Государи ея трепетали… Казалось, что Россия погибла навеки. Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, от презрения к его маловажности долго именуемый селом Кучковым, возвысил главу и спас Отечество. Да будет честь и слава Москве!» Н. М. Карамзин -Как вы понимаете, что такое чудо? -Только ли чудо возвысило Москву? - Как можно объяснить «внезапное» усиление Московского княжества в этот период? | Читают эпиграф. Отвечают на вопросы, предполагают, высказывают свои предположения.. |
3 этап. Актуализация знаний. (7 мин.) | Вопросы учащимся: 1. Перечислите причины возвышения Москвы. Покажите ее расположение. 2.Какие княжества вы можете назвать в качестве самых сильных на Руси? Покажите на карте Московское княжество. 3. Вспомните, какой обычай сложился в отношениях с ордынцами у Александра Невского и Ивана Калиты? 4. Составьте кластер основные причины возвышения Московского княжества.( один ученик у доски, все остальные на местах) | Отвечают на вопрос. Работают с картой. Отвечают на вопрос. Работают с картой. Отвечают на вопросы. Составляют кластер. Записывают в тетрадь. (основные части кластера, в центре «Причины возвышения Московского княжества», вокруг пункты: -Умелая политика московских князей. - Поддержка московских князей ордынскими ханами. - Поддержка московских князей РПЦ. - Москве удалось избежать дробления из-за того, что в княжеских землях было мало сыновей. - Удобство географического положения. - Расположение на перекрестке торговых путей) |
4 этап. Целеполагание и планирование. (5 мин.) | Из всего вышесказанного какой можно сделать вывод, о чем мы сегодня продолжим говорить? Что нам известно? Что нам нужно узнать? С опорой на учебник п. 21 составьте план урока. План: 1. Москва-центр объединения северо-восточных русских земель. 2.Русь готовится к борьбе за свободу. 3. Поход Мамая на Русь. 4. На поле Куликовом. 5. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы. Проблемный вопрос: Почему Дмитрий Иванович нарушил обычаи предков – пошел против Орды? | Формулируют тему урока и цели. Записывают в тетрадь тему урока. Составляют план, записывают в тетрадь. |
5 этап. «Открытия» нового знания. (изучение новой темы) (4 мин) (9 мин.) (3 мин.) (5 мин.) | Прочитайте п. 1 параграфа. Ответьте на вопросы: -Как князю Дмитрию Ивановичу удалось укрепить свою власть в Северо-Восточной Руси? -Сравните политику Ивана Калиты и Дмитрия Донского по отношению к Орде. Какие факторы оказывали влияние на эту политику? Играли ли, на ваш взгляд, роль личные качества правителей? -Почему литовский князь Ольгерд выступил союзником тверского князя в его борьбе с Московским княжеством? Чем закончилась московско-литовская война? Что позволило князю Дмитрию Ивановичу бросить открытый вызов Орде? Предлагается посмотреть видео о Куликовской битве. blob:https://www.youtube.com/d39791cc-e522-486a-84b8-5dcf7a4562d5 Рассказ учителя: Неоценима роль православной церкви, которая поддерживала политику московских князей в стремлении к объединению. Перед выступлением из Москвы великий князь отправился в Троице-Сергиеву лавру, основанную святым пустынником Сергием Радонежским. Тот благословил Дмитрия на войну, уверил в победе, хотя и соединенной с сильным кровопролитием, и отпустил с ним в поход двух монахов – Александра Пересвета и Родиона Ослябя. Мини-сообщение учащегося о Сергеи Радонежском (заранее подготовленное) Учитель: – Почему Русь собрала большое и хорошо вооруженное войско? - В чем проявилась сила духа русских воинов на Куликовом поле? - Какое значение в истории нашей Родины имеет Куликовская битва? (1) рост авторитета московских князей и укрепление позиций Московского княжества; 2)признание Ордой Москвы политическим центром Руси; 3) битва – первая победа над главными военными силами Орды; 4) укрепление веры в свои силы и совместную борьбу под единым руководством ) Но с победой в Куликовской битве монголо-татарское иго еще не было уничтожено. В 1382 году хан Тохтамыш пришел в Москву и разорил ее. Тем не менее, хоть и снова пришлось платить дань Орде, ненавистное иго ослабело. Оно было свергнуто в 1480 году централизованным Русским государством. | Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. Смотрят видео, задают вопросы учителю. Слушают. Слушают, задают вопросы. Отвечают на вопросы. Формулируют свои ответы, обобщают их, делая вывод . Делают записи в тетради. Слушают. |
6. Включение нового знания в систему знаний ученика. (5 мин.) | Ответ на проблемный вопрос: Почему Дмитрий Иванович нарушил обычаи предков – пошел против Орды? Предлагает выполнить задание , найти ошибку в тексте.( текст раздается 1 на парту) Приложение1 « В1370 г. (1327 г.) Иван Калита подавляет антитатарское выступление в Новгороде (Твери)и получает ярлык на великое княжение. Его сыновья Симеон Гордый и Дмитрий Иванович (Иван II Кроткий (Красный)) продолжили политику отца. (Его внук)Дмитрий Иванович 8 сентября 1381 г. (1380 г.) разгромил войска хана (темника)орды Мамая в битве на Куликовом поле. Это подняло авторитет московского князя, Дмитрий Иванович получил прозвище «Невский» (Донской), но не привело к падению зависимости от Орды; в 1382 г. Мамай (Тохтамыш) совершил погромный поход и сжег Москву. Сбор дани был восстановлен.» Два учащихся зачитывают исправленные тексты. Сравнивают. | Высказывают свою точку зрения. Аргументируют. Работа в парах. Зачитывают текст, сравнивают, делают выводы. |
7.этап. Рефлексия и оценивание. (2 мин.) | -Какую тему мы изучали? -Над решением какой проблемы работали? -Нашли решение? -Что осталось непонятым? -Что предстоит, на ваш взгляд, изучать далее? | Ответы учащихся. |
8 этап. Домашнее задание.(1 мин.) | Параграф 21 , работа с атласом, выучить записи в тетради. | Записывают задания в дневники. |
Приложение1.
« В1370 г. Иван Калита подавляет антитатарское выступление в Новгороде и получает ярлык на великое княжение. Его сыновья Симеон Гордый и Дмитрий Иванович продолжили политику отца. Дмитрий Иванович 8 сентября 1381 г. разгромил войска хана орды Мамая в битве на Куликовом поле. Это подняло авторитет московского князя, Дмитрий Иванович получил прозвище «Невский» , но не привело к падению зависимости от Орды; в 1382 г. Мамай совершил погромный поход и сжег Москву. Сбор дани был восстановлен.»