Абрамян Елена Васильевна учитель биологии.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 1 города Пролетарска
Технологическая карта урока в 5 классе «Растения ».
Цели:
Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа.
Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце.
Коммуникативные: формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя.
Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Основные понятия урока: флора, систематика, классификация, водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые), покрытосеменные растения.
Деятельность учащихся: групповая работа , работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с гербариями , поиск сотрудничество с одноклассниками при обсуждении вопроса об усложнении строения растений от водорослей до покрытосеменных
Тип урока:
Формы проведения: фронтальная работа со всем классом, работа в парах , работа в малых группах, индивидуальная работа.
Методы: эвристическая беседа, рассказ, , решение биологических задач.
Дидактическое сопровождение: тесты, дидактические карточки-задания, картинки растений различных отделов.
Список используемой литературы:
1. Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентена-Граф, 2012. - 128 с.: ил.
Цель: сформировать знания о многообразии растений, их отличительных признаках и значении для человека.
Задачи урока:
Образовательные : формировать понятия: растения (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
Учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;
характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения; определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп; делать выводы.
Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;
Развивающие: развивать умение характеризовать главные признаки растений; различать органы различных групп растений на рисунках учебника, выдвигать предположения об их функциях; развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;
Воспитательные:
воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру.
воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.
Оборудование:
презентации –“Царство Растения. Группы растений” “Многообразие растений. Значение растений для человека” дидактический раздаточный материал (картинки с изображением различных растений);
картинки с изображением растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
энциклопедии растительного мира ,учебник биологии;
гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся узнают о характерных и многообразии отделов (групп) Царства растений; у них формируются понятия: водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые).
Метапредметные:
Умения сравнивать, сопоставлять, формировать доказательность суждений;
Умения вести логически-поисковую деятельность, работать с литературой, анализировать данные и обобщать их .
Личностные: умение сотрудничать с одноклассниками , у учащихся развиваются представления о единстве органического мира на основе сравнения водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных (цветковых) растений и установлении усложнений их строения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Автор | Абрамян Елена Васильевна учитель биологии. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 1 города Пролетарска |
Класс | 5 |
Автор УМК (программного курса) | Пономарёва И.Н., Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений - М.: Вентана-Граф, 2012. - 128 с.: ил. |
Тема урока | Царство Растения |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель урока | Способствовать расширению знаний о живой природе на примере царства Растения |
Задачи | Способствовать знакомству обучающихся с царством Растения Способствовать развитию способности по выделению существенных признаков организмов. Создать условия для формирования интереса к изучению растительного мира. Способствовать развитию восприятия растительного мира на основе эмоционально – личностного отношения к природе. |
Планируемые УУД | Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой царства Растения, разнообразием растительного мира; учатся выделять существенные признаки растений среди биологических объектов (фото, иллюстрации); овладевают умениями объяснять роль растений в природе; обосновывать необходимость охраны растительного мира. | Метапредметные: учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения классифицировать растения; определять принадлежность биообъектов к растительному царству; учатся работать с источниками информации; находить и фиксировать нужную; развивают монологическую речь. | Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению растений; у них формируются ценностно – смысловые установки по отношению крастительному миру; происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям. |
Технология | Развитие критического мышления через чтение и письмо |
Основные понятия урока | Царство Растения , флора, систематика, классификация, водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные (цветковые), покрытосеменные растения. |
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | познавательная | коммуникативная | регулятивная |
осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности | осуществляемые действия | формируемые способы деятельности |
1 Организационный момент | Включает учащихся в деятельность, создает положительный настрой; | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Принимают участие в диалоге | | планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; | | проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. | |
2. .Актуализация знаний (стадия вызова) | 1) Организует работу по актуализации знаний, полученных на предыдущих уроках: 3) Ставит перед учащимися познавательную задачу к новой теме: - посмотрите внимательно на слайд. Это растения? | Устно отвечают на поставленные вопросы. Выполняют тест с самопроверкой 2) Формулируют тему и задачи урока. 3)Выдвигают предположения на поставленный познавательный вопрос. | . Умение формулировать цели и задачи урока. Умение высказывать мысли по предполагаемому решению познавательной задачи. |
умеют высказывать свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями Взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы. | применяют правила сотрудничества
Умение слушать собеседника, воспринимать и принимать на слух ответы учащихся. | |
Принимают и сохраняют учебную задачу. |
2.Изучение нового материала (стадия осмысления) | 1)Организует работу по изучению текстов в малых группах и индивидуально. • Контролирует процесс выполнения задания. • При необходимости оказывает помощь. 2)Организует выявление главных критериев царства Растения | 1)Работают с текстом учебника и дополнительным раздаточным материалом, с тетрадью. 2)Отбирают новые термины по теме. 3)Выделяют и фиксируют известную ранее информацию. 4) Выделяют и фиксируют новую для себя информацию по теме. 5)Выделяют главные мысли в предложенных текстах. 6)Выявляют главные черты царства Растения . | Понимать значение терминов (понятий) темы. Уметь выделять нужную информацию и правильно её фиксировать. Уметь анализировать материал текста и отбирать основную информацию по теме. Умение обобщать и делать выводы. | Взаимодействуют в малых группах.
Взаимодействуют во время работы с текстом и беседы.
Строить монологическое высказывание в ходе совместной работы. | Слушать собеседника и при необходимости вступать с ним в диалог. Слушать учителя и при необходимости вступать с ним в диалог. Слушать учащихся и формировать собственное мнение. | Контроль и взаимоконтроль при выборе понятий темы, выделении известной ранее и новой информации. самоконтроль результатов изученной темы (материала, текста). | Принимает и сохраняет учебную задачу, осуществляет контроль и взаимоконтроль за ходом её решения. Оказывает помощь коллеге по группе. Умение оценивать свою работу и работу группы. |
3.Закрепление, подведение итогов (стадия рефлексии) | 1)Проверяет понимание необходимости полученных знаний в дальнейшей жизни: 2)Способствует формулированию выводов по теме: - растения ? 3)Способствует созданию положительной мотивации к окружающему миру и его изучению: - кто лучше других работал на уроке? - Какие эмоции вызвал материал урока? | 1)Устно отвечают на поставленные вопросы, объясняют необходимость и значение изученного материала. 2)Отвечают на познавательный вопрос. | Умение делать вывод. Умение делать выводы на основе полученной информации. Умение по качественным признакам распределять организмы по царствам. Умение проверять качество выполненной работы. Развитие монологической речи. Развитие умений обобщать. | Взаимодействие в ходе фронтальной беседы. Выстраивание монологической речи. Взаимодействие с учителем. | Слушает собеседника и учителя, формирует и формулирует собственное мнение. Слушают друг друга. | Самоконтроль результатов изученной темы. | Принимает и сохраняет учебную задачу. Уметь оценивать свою работу и работу товарищей по группе. Умение оценивать свою работу и работу одноклассников. |
4.Задание на дом. | Организует фиксацию задания - Первое задание – для всех, а второе (дополнительное) выполнить по желанию. | |
параграф 11 Заполнить табличку «Органы растений» Приготовить информацию о самых - самых удивительных растениях. (индивидуально) Нарисовать своё любимое растение. | | |