ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Выполнила | Стахеева Анна Александровна |
Класс | 9 |
Дата | 20.10.2016 |
Предмет | история |
Тема урока | Внешняя политика России в конце XIX - начале XX вв. Русско-японская война. |
Тип урока | изучение и первичное закрепление новых знаний |
Вид урока | комбинированный |
Уровень - обучения | базовый |
Цели урока | Образовательные: выяснить и уяснить расстановку сил на мировой арене к началу XX в., блоковую стратегию; борьбу держав за сферы влияния и передел мира; определить основные направления внешней политики России на Дальнем Востоке в контексте ее геополитических интересов; установить причины, характер, основные этапы, итоги и последствия русско-японской войны. Развивающие: развивать мыслительные навыки; видеть причинно-следственные связи; анализировать полученную информацию; оценивать событие, находить причины событий, представлять последствия события; аргументировано доказывать свою точку зрения; систематизировать материал; отрабатывать навыки работы с текстом учебника, грамотной связной речи. Воспитательные: Военно-патриотическое воспитание на примере мужества и стойкости русских солдат, матросов, офицеров и адмиралов. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
научатся: 1. описывать ход военных действий; 2. объяснять смысл терминов; получат возможность научиться: высказывать свою точку зрения. | познавательные: 1.умение работать с различными источниками информации; 2.отличать факты от мнений, делать выводы на основе полученной информации; коммуникативные: 1.умение воспринимать устную и письменную информацию; 2. работать в группах; 3. аргументировать свою точку зрения; регулятивные: оценивают правильность выполнения действий; оценивают результаты своей деятельности и деятельности других участников учебного процесса. | 1.умение соблюдать дисциплину на уроке; 2. уважительно относиться к учителю и одноклассникам; 3. применять полученные знания на практике. |
Оборудование | Историческая карта, интерактивная доска, презентация, учебник, дополнительный материал. |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Приветствие учеников, проверка готовность к уроку: тетрадь, учебник, пенал, дневник. | Приветствие учителя, организуют свое рабочее место. |
Актуализация опорных знаний | Демонстрация фотографии 1977 года, на которой изображён отряд на фоне военно - морского флага в бескозырках с надписью «Варяг». Учитель предлагает ученикам объяснить значение этого названия. Какое событие скрывается под этим коротким словом «Варяг»? Частью какого события является история подвига крейсера «Варяг»? Могут ли сегодняшние подростки XXI века выбрать это название для своих отрядов? Учитель подчеркнёт, что в Царской России, и в Советской стране, и в сегодняшней России «Варяг» остается символом силы духа и стойкости. |
Ученики высказывают свои предложения.
|
Постановка цели и задач урока | Учитель: Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века, она столкнула Запад и «Новую Азию», желающую занять прочное место на международной арене нового века. Современники по-разному относились к ней, да и историки даже через 100 лет по прежнему спорят, какую роль сыграла эта война в судьбе страны. Сегодня мы попробуем вместе взглянуть на это событие глазами очевидцев и современников, используя исторические свидетельства тех времён, и разобраться в вопросах, которые являются актуальными до сих пор. Предлагает сформулировать тему и задачи урока ученикам. | Класс следит за рассуждениями учителя. Обговаривают и записывают себе в тетрадь тему и задачи урока. |
Проверка домашнего задания | Учитель организует выступление учащихся с домашним заданием, а также задает вопросы по теме: «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце 19-начале 20 века. Дальневосточная политика России.
Почему Япония смогла одержать столь быструю и уверенную победу в японо-китайской войне?
Какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке?
Какие цели преследовало русское правительство, заключая с Китаем договор об использовании территории Маньчжурии для строительства КВЖД?
Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: почему Россия так настаивала на аренде именно Порт-Артура? | Класс слушает. Заносит факты в тетрадь. При этом докладчики могут предложить либо сжатый материал в форме таблицы, либо сопровождать своё выступление короткой презентацией. Примерный ответ учеников. Япония в конце19 века встала на путь преобразований; стране происходил бурный экономический рост, благодаря «Реформам Мейдзи», быстрыми темпами развивается военная промышленность, происходит реорганизация армии.
Каждая страна стремилась завоевать прочные позиции на Тихоокеанском побережье. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США применяли тактику сталкивания 2-х государств России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволяло ей подготовится к войне. Железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза. Строительство дороги давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией. Этого потребовало строительство КВЖД, к тому же России была нужна морская крепость, надёжный опорный пункт на случай войны с Японией. |
Физминутка | Организует учащихся на проведение физминутки. | Выполняют комплекс упражнений для снятия усталости. |
Изучение нового материала | Учитель организует работу в группах. Учащиеся используют ЭОР, а также учебник и раздаточный материал. (см. Приложение) 1-я группа работает с текстом «Причины войны» в учебнике и дополнительным материалом. 2-я группа – с текстом «Ход войны: начало, основные этапы, главное содержание» и дополнительным материалом. 3-я группа – с текстом «Портсмутский договор» и дополнительным материалом. | Ученики работают по группам с раздаточным материалом выстраивая свои рассказы. |
Закрепление | Предлагает выступить с результатами поисков и организует деятельность слушателей.
Организует проверку.
I вариант. 1. Усиление позиций России в Китае вызвало в первую очередь недовольство: а) США б) Японии в) Англии 2. Командующий русской сухопутной армией в русско-японской войне являлся: а) А.Н.Куропаткин б) З.П.Рожественский в) Р.И.Кондратенко 3.Цусимское сражение произошло: а) 15-30.09 1904 г. б) 22- 25.02 1905 г. в) 14-15.04 1905 г. 4. Графом «Полусахалинским» называли: а) А.М.Стесселя б) С.Ю.Витте в) П.Д.Святополк-Мирского 5. Соотнесите имена и факты: 1. С.Ю.Витте 2. А.Н.Куропаткин 3. С.О.Макаров 4. З.П.Рожественский 5. А.М.Стессель | 1. Гибель крейсера «Петропавловск» 2. Заключение Портсмутского мира 3. Цусимское сражение 4. Сдача Порт-Артура 5. Мукденское сражение | II вариант 1.Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе: а) в 1896 г. б) в 1897 г. в) в 1898 г. 2. 27 февраля 1904 года произошло событие: а) подрыв флагманского корабля «Петропавловск» б) высадка японских войск на Ляодунском полуострове в) героический бой «Варяга» и «Корейца» 3. Порт-Артур был сдан по решению а) З.П.Рожественского б) А.М.Стесселя в) С.Ю.Витте 4. Какое событие произошло раньше других: а) сдача Порт-Артура б) сдача Мукдена в) Цусимское сражение 5. По условиям мирного договора, завершившего русско-японскую войну: 1) Была установлена российско-китайская граница по реке Амур; 2) Россия должна была выплатить контрибуцию Японии: а) верно только А б) верно только Б в) верны оба утверждения г) оба суждения неверны | Пока группа выступает, остальные внимательно слушают и делают записи в тетради. Учащиеся выполняют тест.
|
Итог | Подводит учащихся к выводу о необходимости полученных знаний, акцентирует внимание на конечный результат деятельности на уроке. Напоминает о способах выполнения домашних задания. - §4, вопросы после параграфа - Написать эссе «В чем, на мой взгляд, причины поражения России в Русско-японской войне» или доклад о каком-либо событии или участнике Русско-японской войны.
| Самооценка деятельности на уроке, называют основные позиции темы и степень ее усвоения. Записывают, слушают, спрашивают домашнее задание. |
Список литературы:
Учебник. А.А. Данилов Л.Г.Косулина. История России XX – начало XXI века, § 4 (стр. 29-34).
А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).
Очерки дипломатической истории Русско–японской войны. М. 1955г.
Всемирная история сражений. М.,2000г.
ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.
Приложение №1
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Русско-Японская война [История России. XX век ] | Видео | Видеофрагмент | http://www.youtube.com/watch?v=ULrsi6K4klU |
2. | Внешняя политика России в начале ХХ века | Информационный модуль | Презентация | http://www.fcior.edu.ru/card/14252/vneshnyaya-politika-rossii-v-nachale-hh-veka.html |
3. | Карта русско-японской войны | Карта | Модель | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4db4ae6-ede0-4064-980b-d51de5e9c9ae/%5BIS11RO_1-02%5D_%5BAN_04%5D.swf |
4. | Русско-японская война | Видео | Видеофрагмент | http://www.youtube.com/watch?v=ITktDU3M-jY |
5. | Манифест Николая II. | Информационный документ | Иллюстрация | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90bb16e7-6e95-4a4a-a5f2-a963b24802ea/Manifest_Nikolaja_2_mirnyj_dogovor_s_Japonijej.jpg |
Приложение №2
Раздаточный материал к уроку «Русско-японская война»
Документ № 1.
«...За несколько месяцев до моих выпускных экзаменов разразилась Русско-японская война. Война началась с нападения японских миноносцев на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Как ни странно, но это событие не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией. И хотя мобилизация войск для отправки на Дальний Восток прошла вполне гладко, тем не менее патриотические манифестации, состоявшиеся в столице и других городах, носили чисто формальный характер и не отличались особым энтузиазмом.
Зная, что Витте, а с ним и все члены кабинета министров, за исключением Плеве, выступали против войны, многие предчувствовали, что она принесёт немало бед и катастрофические последствия. Витте сделал всё, что мог, чтобы противодействовать провоенной ориентации нового царского фаворита статс-секретаря А. М. Безобразова. В конце 1901 года в Петербург с визитом прибыл крупный японский государственный деятель Хиробуми Ито в надежде урегулировать назревающий конфликт мирными средствами. Вопреки настояниям Витте, царь встретил Ито весьма холодно, и тогда он направился в Лондон для консультаций с японским послом Хаяси, который открыто ратовал за войну с Россией. Хаяси в полной мере воспользовался провалом переговоров Ито с Витте, в результате чего был подписан договор об англо-японском союзе (январь 1902 года), направленном противРоссии. К вящему удовольствию Плеве, летом 1903 года Витте был отстранён от прямого участия в решении государственных дел, получив назначение на почётный, ничего не значащий пост. Впрочем, в самый последний момент царь неожиданно опомнился и предпринял попытку предотвратить войну...
Некоторые считают, что причиной революции 1905 года явилась война с Японией и поражение в ней России. Неоправданность такого суждения, на мой взгляд, очевидна в свете тех событий, которые происходили в России после 1901 года и суть которых я изложил выше. Японская война не была причиной революции 1905 года. Она лишь изменила и исказила её развитие.»
А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).
Вопросы и задания к источнику:
- Как вы думаете, почему начало Русско-японской войны «не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией»?
- Какие две крайние точки зрения на целесообразность войны с Японией существовали в правительственных кругах Российской империи? К какой из них ближе позиция автора мемуаров? Свой ответ подтвердите цитатами из источника.
- Что нового в образ С. Ю. Витте вносят свидетельства А. Ф. Керенского?
Документ № 2. Военное оснащение стран накануне войны.
В техническом отношении русская армия начинала кампанию с 8 пулемётами; пополнялась полевой артиллерией, вместо горной, хотя с1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт – Артур начал кампанию с 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037, и не было ни одного 12 дюймового орудия… Сухопутные войска насчитывали около 100 тыс. человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца.
Очерки дипломатической истории Русско–японской войны. М. 1955г.
Документ № 3. Военное оснащение стран накануне войны.
Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 гг. создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было484 орудия. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций…
Всемирная история сражений. М.,2000г.
Таблица. Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке.
Государство | Россия | Япония |
К 1 января 1894 г. | Офицеры – 1118 Солдаты - 32716 | Офицеры – 2476 Солдаты - 58446 |
К 1 января 1904 г. | Офицеры – 3249 Солдаты - 94586 Всего кораблей 63, общий тоннаж 190 тыс. тонн | Офицеры – 8082 Солдаты - 142663 Всего кораблей 80, общий тоннаж 260 тыс. тонн |
Документ № 4. «Манифест Николая II о вступлении России в войну с Японией» (27.01.1904 г.)
В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира Нами были приложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на пересмотр существовавших между обеими Империями соглашений по корейским делам. Возбуждённые по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений Правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.
Не предуведомив о том, что перерыв таких сношений знаменует собой открытие военных действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать Нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде крепости Порт-Артур.
По получении о сём донесения Наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооружённою силою ответить на вызов Японии.
Объявляя о таковом решении Нашем, Мы с непоколебимою верою в помощь Всевышнего и в твёрдом уповании на единодушную готовность всех верных Наших подданных встать вместе с Нами на защиту Отечества, призываем благословение Божие на доблестные Наши войска армии и флота.»
Документ № 5. «Из манифеста японского императора» (29.01.1904 г.)
«Мы, милостью небес, император Японии, с незапамятных времён сидящий на троне, занимаемом тою же династиею, объявляем этим манифестом всем нашим верным и храбрым подданным следующее:
Мы этим объявляем войну против России, и мы повелеваем нашей армии и флоту всеми их силами производить нападения на эту империю... Отдельное существование Кореи необходимо для безопасности нашего государства.
Несмотря на это, Россия, пренебрегая её торжественными трактатами с Китаем и повторенными обещаниями другим державам, всё ещё занимает Маньчжурию , укрепляет свою власть в этих провинциях, решив их окончательно присвоить, а так как взятие Маньчжурии Россиею сделало бы невозможным сохранение неприкосновенности Кореи и вдобавок принудило бы бросить всякую надежду на мир на Дальнем Востоке , мы, ввиду этих обстоятельств , решили выяснить эти вопросы переговорами...
Однако же Россия никогда не встречала такие предложения в примирительном духе, но своим умышленным замедлением оттягивала решение вопроса...
Обеспечения будущего мы можем теперь только добиться призывом к оружию.»
Вопросы и задания к источникам:
- Когда подписан каждый из манифестов? Как эти даты соотносятся с реальным началом военных действий?
- Как вы думаете, почему манифесты императоров России и Японии подписаны в разные дни?
- Как каждый из императоров объясняет причины войны? Совпадают ли их взгляды по этому вопросу?
- Кого каждый из императоров считает виновником военного конфликта? Чья позиция в этом вопросе кажется вам более убедительной? Почему?
Документ № 6. Отрывок из воспоминаний С.Ю. Витте, представлявшего интересы России в Портсмуте, об условиях заключения мирного договора
«...29 июня последовало мое назначение главным уполномоченным по ведению мирных переговоров с Японией, и на другой день утром я был у государя, и государь меня благодарил, что я не отказался от этого назначения, и сказал мне, что он желает искренно, чтобы переговоры пришли к мирному решению, но только он не может допустить ни хотя бы одной копейки контрибуции, ни уступки одной пяди земли.
Великий князь (Николай Николаевич) мне довольно обстоятельно объяснил положение дела...: 1) наша армия не может более потерпеть такого крушения, какое она потерпела в Ляояне и Мукдене; 2) при благоприятных обстоятельствах с возможным усилением нашей армии имеется полная вероятность, что мы оттесним японцев до Квантунского полуострова и в пределы Кореи, т. е. за Ялу, что для этого, вероятно, потребуется около года времени, миллиарда рублей расхода и тысяч 200-250 раненых и убитых и 3) что дальнейших успехов без флота мы иметь не можем; 4) что в это время Япония займет Сахалин и значительную часть Приморской области. Великий князь выражал мнение, что, во всяком случае, невозможно соглашаться на отдачу Японии хотя пяди исконно русской земли. Управляющий морским министерством Бирилев мне сказал, что вопрос с флотом покончен, Япония является хозяином вод Дальнего Востока. Что же касается мирных условий, то невозможно соглашаться на какие бы то ни было унизительные условия; что касается уступок территориальных, то, по его мнению, возможно уступить часть того, что мы сами в благоприятные времена награбили».
С.Витте
Документ № 7. ПОРТСМУТСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЯПОНИЕЙ, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.
(извлечение)
Статья I
Мир и дружба-пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.
Статья II
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительствомогло бы почесть необходимым принять в Корее...
Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова...
возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...
Статья VII
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова.
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.
Статья XI
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.
Приложение №3


Приложение № 4
Приложение №5
Порт-Артур  | 2) Морское сражение у Порт-Артура  |
3)Медаль времен Русско-японской войны  | 4) Русский плакат, выпущенный в начальный период войны с Японией  |
5) Крейсер «Варяг»

6) Канонерская лодка «Кореец»

7) Эскадренный броненосец «Орел» 8) Русский крейсер «Орел». Пробоина, полученная в ходе Цусимского сражения

Приложение №5
1) МАКАРОВ Степан Осипович. В начале русско-японской войны командовал Тихоокеан-ской эскадрой в Порт-Артуре. Погиб на броненосце «Петропавловск», подорвавшемся на мине.  | 2) Е. И. СТОЛИЦА. «Вице-адмирал С. О. Макаров и художник-баталист В. В. Верещагин в каюте броненосца «Петропавловск» в 1904 году». 1904  |
3) ВИТТЕ Сергей Юльевич , председатель Совета министров (1905-1906). После окончания русско-японской войны он подписал Портсмутский мир (1905). 
| 4) КУРОПАТКИН Алексей Николаевич. В русско-японскую войну командовал войсками в Мань-чжурии, потерпел поражение под Ляояном и Мукденом.  |
5) КОНДРАТЕНКО Роман Исидорович, герой Русско-японской войны 1904-1905, успешно ру-ководил сухопутной обороной Порт-Артура. Под его руководством были созданы и приме-нены новые средства вооружения: ручные гра-наты, минометы, новые типы противопехотных мин, электризованные проволочные заграждения и др.
|  |
Приложение № 6
1) Русско-Японская война

2) Оборона Порт-Артура
