1 тап. Организационный момент. | Психологический настрой обучающихся на урок. Слова на слайде: «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит». Михаил Васильевич Ломоносов - Прочитайте высказывание великого русского ученого М.В. Ломоносова. - Объясните смысл высказывания. - Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в словах М.В. Ломоносова. -Постараться привести свои мысли в порядок при изучении новой темы. | Когда все понимаешь, все становится ясно. | | | Психологически настраивает на занятие |
2 этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Целеполагание. | (На флипчарте записаны выражения 9 * 8= 87 * 2 = 117 * 4= 7 * 9= 234 * 5= 27 * 3= - Прочитайте выражения? - Что объединяет все эти выражения? - Распределите выражения на группы. (Дети выполняют задание индивидуально в тетради.) - Проверим, какие группы вы получили. (Учитель во время работы детей наблюдет за их деятельностью. Ученик выходит к доске и путем перетаскивания распределяет выражения в группы) 1 вариант: 1гр. 9 * 5= 7 * 9= 2 гр. 87 * 3 = 27 * 2= 3 гр. 117 * 4= 234*5= - По какому признаку распределили выражения на группы? 2 вариант: 1гр. 9 * 5= 7 * 9= 2 гр. 87 * 3 = 27 * 2= 117 * 4= 234*5= - По какому признаку распределили выражения в данном случае? - Найдите значения первой группы. - Читаем выражение и называем ответ. - Ребята, вам легко было находить значения выражений первой группы? - Почему? - Сможем ли мы найти значение оставшихся выражений? - Почему есть ребята, которые затрудняются в нахождении результата оставшихся выражений? (- Почему затрудняетесь в нахождении результата оставшихся выражении?) - В чём затруднение? - Определите цель нашего урока. | Все выражения на нахождение произведения. 1 вариант: Умножение однозначного, двузначного и трехзначного числа на однозначное. 2 вариант: Табличные случаи умножения и не табличные. Учитель ответы записывает на доске. Мы знаем таблицу умножения. Да, нет. Мы такие ещё не решали. Не умеем умножать двузначное число на однозначное. Научиться умножать двузначное и трехзначное число на однозначное. | Наблюдение Анализ | К Л | Планирует учебное сотрудничество Подготавливает обучающихся к работе над темой |
3 этап. Выявление места и причины затруднения. | - Я предлагаю вам начать с умножения двузначного числа на однозначное. - Будем работать в группах. -Подумайте и предложите свои способы умножения двузначного числа на однозначное. (Дети работают в группах для. Для каждой группы заготовка на листе: Подумайте и предложите свои способы умножения двузначного числа на однозначное. 87 * 3 = 87 * 3 = 87 * 3 = | Возможные варианты: 87 * 3 = 87 + 87 + 87 = 261 87 * 3 = (80 + 7) *3 = 80 * 3 + 7 * 3 = 261 87 х 3 ------- - Давайте посмотрим, какие способы умножения двузначного числа на однозначное вы нашли? Способы умножения двузначного числа на однозначное. 87 * 3 = 87 * 3 = 87 * 3 = | Способы умножения двузначного числа на однозначное. 87 * 3 = 87 * 3 = 87 * 3 = | Способы умножения двузначного числа на однозначное. 87 * 3 = 87 * 3 = 87 * 3 = | Способы умножения двузначного числа на однозначное. 87 * 3 = 87 * 3 = 87 * 3 = | Способы умножения двузначного числа на однозначное. 87 * 3 = 87 * 3 = 87 * 3 = | Способы умножения двузначного числа на однозначное. 87 * 3 = 87 * 3 = 87 * 3 = | - Ребята, вы предложили разные способы. Молодцы! -Подведем итог вашей работе, какие способы умножения двузначного числа вы предложили? - Какой способ вы считаете самым удобным? - Объясните свой выбор. - Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное? - Знание какого свойства умножения позволило вам выполнить задание? - Сформулируйте данное свойство. -Найдите произведение 27*2, применяя распределительное свойство умножения. 27 *2= (20+7)*2= 20*2+7*2=54 (У доски ученик находит значение данного выражения). - Кто не согласен? -Молодцы! -Ребята, а хотите научиться умножать трехзначное число на однозначное? -Кто из вас догадался, как это сделать и может найти произведение чисел 117 * 4= 234*5=? (На доске дети записывают решение выражений) 117*4=(100+10+7)*4=100*4+10*4+7*4=400+40+28=468 234*5=(200+30+4)*5= 200*5+30*5+4*5= 1000+150+20= 1170 -Молодцы! -А как мы умножали трехзначное число на однозначное, сделайте вывод. - Какое свойство умножения вам помогало? -Ребята, а мы можем составить алгоритм, по которому мы будем умножать двузначное и трехзначное число на однозначное. - Пробуем. -Что будем делать сначала? -Что будем делать дальше? 1.Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых. 2. Умножаю сотни. 3. Умножаю десятки. 5. Умножаю единицы. 5. Складываю. (Шторка) | Отвечают на вопросы. Работают в группах. Представитель (представители) от группы от группы выходит к доске и на флипчарте записывают свои варианты.
Удобнее разложить двузначное число на сумму разрядных слагаемых, умножить каждое слагаемое на число, а затем сложить результат, т.к. круглые числа легче умножать. Двузначное число запишем в виде суммы разрядных слагаемых и затем умножим каждое слагаемое на число. Нам помогло распределительное свойство умножения.
При умножении двузначного числа на однозначное удобнее использовать распределительное свойство умножения.
Мы также представили трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых, затем каждое слагаемое умножили на число, а результаты сложили. Распределительное свойство умножения. Представлять число в виде суммы разрядных слагаемых. Затем умножаю сотни, затем десятки и единицы на число, получившиеся произведения складываю.
| | К Р П | Активизирует познавательную деятельность. |
3 этап. Обобщение усвоенного материала и включение его в систему знаний. | - Ребята, какая же была тема нашего урока? - Где нам может пригодиться умение умножать двузначное число на однозначное? Рефлексия. - Наш урок подходит к концу. - Подумайте и закончите предложения: Я научился … Было интересно … Было трудно … -Всем спасибо за урок. | - Можно использовать при решении задач, уравнений, выражений. | анализ синтез | П | Задаёт вопросы |