Технологическая карта урока по теме «Религия древних греков» 5 класс
1.Логинова Марина Алексеевна
2.МБОУ «Оореховская средняя школа»
3.Учитель истории и обществознания.
4 Предмет: история
5.Класс: 5
6.Тема раздела: Древняя Греция, урока «Религия древних греков»
7.Базовый учебник. Всеобщая история. История Древнего мира. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицка М.:Просвещение.2014.
Педагогические цели
Способствовать формированию учебных действий учащихся: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.
Тип урока
Проблемно-диалогический с применением приема кейс-стади
Планируемые УУД
Предметные
Ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.
Личностные УУД
Уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.
Метапредметные УУД
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
Основное содержание темы, понятия и термины
Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Афродита, Гефест, Арес, Артемида. Религия. Олимп. Цербер.
Образовательные ресурсы
Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасин, Г. И. Годер.;«. Карта Древней Греции.»-слайд в презентации
Видео( или Презентация );раздаточный материал для групп
Интеллектуальный продукт урока
Таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков
Занятие древних греков | Боги | Силы природы |
| ЗЕВС | |
| ГЕФЕСТ | |
| АРЕС | |
| АФИНА | |
| ПОСЕЙДОН | |
| ГЕРМЕС | |
| АФРОДИТА | |
Ход урока
Этапы урока |
Решаемые задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Ожидаемый результат |
1.Мотивация к учебной деятельности: самоопределение к деятельности (Л) целеполагание (П)
(7 минут) | Создать условия для включения в учебно-познавательную деятельность. | 1. Приветствие учителя, проверка подготовленности к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид); организация внимания. 2.Учитель задает вопросы: а)с религиями каких народов мы познакомились ранее? б)определите цель и задачи сегодня на уроке. 3. После ответов учащихся конкретизирует тему урока, записывает ее на доске | 1.Оценивают свое рабочее место. 2.Фронтальная работа с вопросами учителя. 3.Записывают тему урока в тетрадь.
| Озвучена ТДЦ, обозначены задачи урока совместно с учащимися. Указана тема урока
|
2.Актуализация (повторение) знаний: -анализ, обобщение (П) -использование знаково-символических средств (П) -выполнение пробного учебного действия (Р) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) (7 минут) | Подготовить учащихся к выполнению мини- исследованию
| 1.Направляет деятельность учащихся на уроке: а)организует парную работу б)учащиеся должны вспомнить и проверить друг друга, задав вопросы, связанные с понятием «религия». 2.Сообщает о проведении мультимедийного урока. 3.Обращает внимание учащихся на проблемное задание, записанное на доске. «Могли люди в древности обойтись без веры в богов?» | Обсуждение в парах. Индивидуальные ответы.
| Учащиеся подготовлены к систематизации учебного материала. |
3.Постановка учебной задачи: -постановка и формулированиепроблемы (П) -аргументация своего мнения (К) (6 минут) | 1.Сформировать знания по основным вопросам темы. 2.Выполнить проблемное задание: «Могли люди в древности обойтись без веры в богов?» | 1.Обращает внимание учащихся на проблемное задание.
| Слушают инструктаж учителя.
| Принятие учащимися поставленных задач.
|
4.Изучение нового материала: -анализ, сравнение, аналогия, обобщение (П) -определение основной и второстепенной информации (П) -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) (10 минут) 5.Первичное закрепление учебного материала (5 минут)
6.Подведение итогов урока (рефлексия) (3 минуты)
7.Домашнее задание (2 минуты) | 1.Познакомить учащихся с пантеоном греческих богов. 2.Развивать умения учащихся работы с текстом учебника, работы в тетради.
Проверить усвоение основных понятий и и имен темы урока.
Выявить уровень достижения ТДЦ урока.
Дифференцировать выполнение домашнего задания. | Организует работу учащихся: 1.работва по карте 2.посмотр видео( или презентации) 1.С текстом учебника и иллюстрациями к параграфу по группам. 2.Работу в тетради, где учащиеся должны записать имена основных греческих богов. 3.Работу с дополнительным материалом — с мифами о Деметре и Персефоне. 4. работа в группе 5.Кейс-стади
1.Учитель предлагает разгадать кроссворд. 2.Предлагает ответить на вопрос проблемного задания. Организует рефлексивную деятельность учащихся. Вопрос: -Я узнали(а)на уроке?-Мне было интересно?-Я научился(сь)на уроке?-Оцените работу группы.
Комментирует дом. задание. Обязательное зад.- §28, повт.26,27.. Дополнительное — мифы Древней Греции (отзыв о прочитанном мифе + иллюстрации)или подвиги Геракла с+рисунок. | Учащиеся в группах рассказывают о греческих богах.
Учащиеся делают записи в тетради. Способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися Приучают работать в команде Снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности
1.Учащиеся работают над кроссвордом 2.Сообща, дополняя друг друга, выполняют проблемное задание.
Дают самооценку результатов своей деятельности.
Записывают дом. зад. в дневник. | Сформированы знания о религии древних греков, вызван интерес к греческой мифологии.
Материал очень интересен учащимся и усвоен.
Ребята были очень активны на уроке.
Задание дано в соответствии со способностями и интересами уч-ся |
План-конспект урока по теме «Религия древних греков» 5 класс
Педагогические цели
Способствовать формированию учебных действий учащихся: изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.
Тип урока
Проблемно-диалогический с применением приема кейс-стади
Планируемые УУД
Предметные
Ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.
Личностные УУД
Уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности.
Метапредметные УУД
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности.
Основное содержание темы, понятия и термины
Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги и богини Древней Греции: Зевс, Посейдон, Аид, Гера, Гермес, Афина, Афродита, Гефест, Арес, Артемида. Религия. Олимп. Цербер.
Образовательные ресурсы
Учебник «История Древнего мира» А. А. Вигасин, Г. И. Годер.;«. Карта Древней Греции.»-слайд в презентации
Видео (Презентация );раздаточный материал для групп
Интеллектуальный продукт урока
Таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков
Занятие древних греков | Боги | Силы природы |
| ЗЕВС | |
| ГЕФЕСТ | |
| АРЕС | |
| АФИНА | |
| ПОСЕЙДОН | |
| ГЕРМЕС | |
| АФРОДИТА | |
Ход урока:
I. Организационный момент
Сообщение темы, цели (3 мин)
II. Переход к изучению новой темы (3 мин)
Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в мир древнегреческих богов. Но для начала давайте вспомним, что такое «религия»
Ответ: Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.
Вы изучали многие страны, религии. Например, Древний Египет и помните, что там было много богов. У древних греков тоже было много богов.(Язычество)
III. Изучение новой темы (30 мин)
Задание. По ходу урока заполнить таблицу «Боги древней Греции».
Имена богов | Какие силы природы они отражали | Покровителями каких занятий они считались |
| | |
Греки верили, что боги живут на самой высокой горе Олимп. (Слайд 3).
Самыми главными богами были Зевс, Посейдон и Аид .Главные боги-братья: Зевс- громовержец, Посейдон- владыка морей, Аид- бог царства мертвых. Живут на горе Олимпе. Они поделили мир.. (Слайд 4) раздать ВСЕГО в ПАНТЕОНЕ-12 богов.
Боги живут, как люди (особенность греческой мифологии): бывают своенравны и мстительны, иногда ссорятся, вмешиваются в дела людей, мешают или помогают им (миф о начале Троянской войны,боги разделились: Микены--Троя).
Действиями богов люди объясняли дождь, засуху, морские бури, неурожаи, болезни, смену времен года.
Люди приносили жертвы богам, задабривали их, строили храмы.
Акро́поль(Доим богов) (-греч. ἀκρόπολις — верхний город) — возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны).
На Акрополе обычно находились храмы божеств-покровителей данного города. Наиболее известен акрополь в Афинах, внесённый в список Всемирного наследия.
В Греческом Акрополе было очень много скульптур с изображениями богов. Это место, где находится большая часть скульптур.
Как и в других государствах у греков существовал самый главный бог. Если у египтян главным был бог солнца(почему), то у греков – бог неба, грома и молнии и звали его Зевс.
Стадия закрепления материала урока.
Вопрос.
1).Сравнить богов Египта и Греции
2) Был ли у Египтян бог грома и молний? А в Греции? Почему?
3) Был ли у египтян бог моря? А у греков? Почему?
Работа с учебником. Откройте учебник на с. 135 найдите второй ряд богов.
Гера- богиня семьи, покровительница женщин.
Артемида -олень, лук, стрелы. Как вы думаете это богиня чего? (охоты)
Аполлон – лира - музыкальный инструмент, лавровый венец.(искусства)
Афина- любимая дочь, богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел. Это богиня справедливой войны( в отличие от бога Ареса жаждущего крови)
Афродита- зеркало(красоты) Греки любили все красивое, строили замечательные храмы богам, делали их статуи.
Женщины-богини находились в родстве с главными 3 богами.
Гера была женой Зевса, Афина и Афродита- его дочерьми. (Что мы знаем уже об этих богинях?- причины Троянской войны)
Вопрос: В каком произведении рассказывается о Троянской войне?
Ответ: Поэма Гомера «Илиада»
Откройте учебник на с. 135 найдите ряд низших богов. Сатиры и нимфы
IV. Физминутка (1 мин)Тим Чир (1 мин)
Откройте учебник на с. 135 найдите ряд богов.
А еще были боги, которые помогали грекам в их повседневных делах. У каждого дела был свой бог покровитель.
Земледелие –Деметра
Виноделие - Дионис
Торговля - Гермес (посмотрите на карту греческие колонии)
Война - Арес ( карта Троя)
Ремесла (кузнечного дела) - Гефест
Греки придумали богов-покровителей каждого вида своей деятельности. Деметра, Гефест, Дионис, Артемида - боги-покровители земледелия, кузнечного дела, виноделия, охоты.
Бог Аполлон был покровителем искусства. О чем говорит этот факт?
Таблицы заполнены, но путешествие наше еще продолжается.
Откройте учебник на с. 135 найдите ряд низших богов. Сатиры и нимфы
Низшие существа расположены внизу страницы это сатиры и нимфы.(Слайд 18)
Сатиры спутники бога виноделия Диониса, изображались с рогами и хвостом. Как вы думаете, нравились они грекам или нет? Греки осуждали пьянство. Считали что тот кто пьет теряет человеческий облик.
Кто из богов вам понравился и почему? Каких богов вы запомнили? Если возникли трудности, можно подсмотреть в учебнике на стр. 135.
О богах сложено очень много мифов РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Стр. 136. 1.Читаем миф о Деметре и ее дочери Персефоне. (читаем, комментируем, наз. богов, Деметра? Почему она опечалена? (Она грустит по дочери, которая находится в царстве своего мужа Аида). Персефона?). Чем греки объясняли смену времен года?
Стр.137. Миф о ПРОМЕТЕИ(почему Зевс разгневался на него? Воспоминания о каком времени в человеческой истории сохранил этот миф? а кто такой был Прометей? ( греческий бог огня).)
Стр.138.ГЕРАКЛ(сколько подвигов совершил?12) прочитать дома и рассказать на следующем уроке.
ІV. Вывод урока:
Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы. Их религия была языческой – так называется вера во множество богов. Зевс почитался богом грома и молнии, Посейдон – моря, а Гелиос – богом солнца. Имели своих богов и почти все занятия древних греков.
Из мифов о богах мы можем узнать очень многое о жизни самих греков. Ведь по их представлениям, жизнь богов мало чем отличалась от жизни смертных.
V. Закрепление изученного материала (5мин)
Работа в группе(кейс-стади)
1.Правила работы в группе(Клио)
2.Задания:1) «Детектив» Назови имя бога
2)Написать синквейн-
3)Мозаика.(собрать)
4)Угадай-ка. Заполнение кроссворда «Боги Древней Греции»
5)Мастерская( разукраска для художников-своеобразно скульптуре)
Ркфлексия: Вопрос
: -Я узнали(а)на уроке?
-Мне было интересно?
-Я научился(сь)на уроке?
-Оцените работу группы.
VI. Подведение итогов (2 мин)
Оценивание работы групп, награждение от Зевса.
Проблемное задание, записанное на доске. «Могли люди в древности обойтись без веры в богов?»
VII. Домашнее задание (1 мин)
Обязательное зад.- §28, повт.26,27..
Дополнительное — мифы Древней Греции (отзыв о прочитанном мифе + иллюстрации)или подвиги Геракла +рисунок.
Самоанализ урока истории в 5 классе
Тема урока : «Религия древних греков»
Учитель: Логинова Марина Алексеевна
Тип урока :урок изучения новой темы
По тематическому планированию обучения истории данный урок является в разделе «Древняя Греция» -5 .
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.
Задачи:
Образовательные: создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
Развивающие: способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к античной культуре.
Ведущая технология: технология развития критического мышления
Цели поставленные на уроке, реализовала с помощью различных приемов технологии критического мышления, которые оказались наиболее эффективными:
- исследовательский метод- (самостоятельная работа с текстом)
-наглядно-иллюстративный метод (видео,презентация)
-работа в группе
- кейс-стадия
Данный урок проведен с учетом возрастных особенностей. Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке использованы следующие режимы работы : «учитель-класс», «учитель-ученик», «ученик-класс» и запланированы следующие формы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, групповая. Для продуктивного и качественного проведения урока был подготовлен печатный раздаточный материал и сопровождение.
Урок был начат организованно, был проведен эмоциональный настрой через психологическую установку.
На первом этапе урока предполагалась проверка знаний раннее изученного материала. Опрос показал высокий уровень подготовки учащихся.
Усвоение новых знаний было достигнуто путем привлечения учащихся к поисковой деятельности.
На этапе обобщения и систематизации знаний учащихся были предложены задания разной сложности. В ходе работы ребята справились с заданием .
Было дано домашнее задание. дифференцированно.
Психологическая атмосфера урока была комфортной. Положительные эмоции преобладали и у меня и у учащихся. Абсолютно пассивных детей не было. Ребята работали с интересом, охотно шли на контакт с учителем.
Вывод. В целом ,поставленной цели урок достиг, поставленные задачи реализованы. Я считаю, что выбранная мною структура урока наиболее рациональна, т.к. это позволило активизировать познавательную деятельность учеников. За счет разнообразных видов деятельности, применения современных образовательных технологий, способствовали социализации личности учащихся. Психологическая атмосфера доброжелательная, наблюдалась взаимная заинтересованность всех участников урока.