Тема | Проверочные слова. Правописание однокоренных слов |
Педагогические цели | Способствовать развитию умения подбирать проверочные слова, объяснять написание слов с пропущенными буквами; создать условия для определения однокоренных слов, нахождения главных членов предложения |
Тип урока | Решение частной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Осваивают первоначальные научные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения. Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; логические – устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
осуществляемые действия | формируемые умения |
I. Мотивирование к учебной деятельности. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | – Звенит звонок веселый, Раскрой скорей тетрадь. Пришли с тобой мы в школу, Чтоб многое узнать. | Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. | Чтение – лучшее учение | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | – Сегодня мы продолжим учиться подбирать проверочные слова для правильного написания слов с безударными гласными в корне | Слушают учителя | Принимают учебную задачу, сформулиро- ванную учителем |
IV. Проверка выполнения домашнего задания (рабочая тетрадь, № 94) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Предлагает рассказать правило о правописании безударных гласных в корне и привести примеры. Проверяет выполнение упражнения | Отвечают на вопросы. Читают подобранные однокоренные проверочные слова | Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют и корректируют пробелы |
V. Применение знаний и способов действий. 1. Комментированное письмо (упр. 151) 2. Правописание однокоренных слов (упр. 152) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте загадки. Объясните написание слов с пропущенными буквами. – Найдите и подчеркните в 4-м предложении главные члены: подлежащие и сказуемое Предлагает прочитать слова и доказать, что они однокоренные, вставить пропущенные буквы, сделать вывод о правописании однокоренных слов | Объясняют правописание слов, подбирают проверочные слова. Подчеркивают главные члены предложения Читают слова. Называют пропущенные буквы. Объясняют правописание одно- коренных слов | Используют правило при написании слов с безударными гласными в корне. Подбирают проверочные слова. Находят подлежащие и сказуемое Наблюдают за единообразным написанием корня в однокоренных словах. |
Физкультминутка | Коллективная. Гимнастика для глаз | «Темно» (закрывают глаза, руками не прижимают). «Бабочка» (хлопают глазами) | Выполняют движения под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления глаз |
3. Работа со стихотворением. Выбор букв (упр. 153) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо | – Прочитайте стихотворение, озаглавьте его. – Объясните, как вы будете выбирать букву из скобок, чтобы правильно написать каждое слово | Читают стихотворение. Озаглавливают его. Записывают стихотворение, выбирая из скобок нужную букву | Осмысленно читают стихотворение, опре- деляют его главную мысль, озаглавливают. Объясняют выбор буквы для написания слова |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Как вы оцените свою работу на уроке? – Какой вид работы понравился больше? – Что получилось хорошо? – Над чем следует поработать? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке |
VII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 93) | Фронтальная. Словесный | Объясняет домашнее задание, уточняет его понимание учащимися | Слушают объяснение учителя. Делают записи | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |