Дополнительный материал: Слово учителя, эвристическая беседа — Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова. Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым. На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя. — Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему? Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак. Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало. — Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель? Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую. — Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой? Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе. — Какая будет интонация на этот раз? Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная. — Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать? Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость. Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно). Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля». Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор». Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая». |