СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Русские народные сказки как вид народной прозы. Виды сказок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Русские народные сказки как вид народной прозы. Виды сказок"»

Технологическая карта урока

Предмет: Литература

Класс: 5

Место в учебном плане: урок №4

Дата:

Тема: Русские народные сказки как вид народной прозы. Виды сказок.

Задачи: познакомить с видами, композиционными и языковыми особенностями русских народных сказок, фольклористами - собирателями;

рассказать о любимых героях русских сказок; рассмотреть работы знаменитых художников; обратить внимание на воздействие сказки на другие виды искусства.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки.

Уметь: отличать виды сказок, характеризовать героев сказки, пересказывать эпизоды и сцены.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)необходимые действия ,операции, действует по плану:

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает; извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную работу в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и в то же время как член общества.

Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы урока: учебник по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь 5 класс.


Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

Мотивация познавательной деятельности

Приветствует учащихся. Позитивно настраивает на работу. Организует беседу по прочитанной статье учебника. Формулирует вместе с учениками тему урока.

Приветствуют учителя. Демонстрируют выполненное домашнее задание.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает вспомнить, какие признаки фольклорной сказки будут общими для всех видов, а какие – нет. Организует чтение статьи учебника.

Вспоминают общие признаки для всех видов русских народных сказок, читают статью учебника.

Формирование новых понятий и способов действий

Организует игру, цель которой научить сопоставлять жизненную ситуацию со сказкой.

По предложенной ситуации определяют, какой жанр сказки нужно выбрать.

Применение знаний, формирование умений

Предлагает выполнить задание в учебнике на стр.10-12

Выполняют задание из учебника устно

Подведение итогов

Предлагает составить кейс по всему изученному о сказке

Составляют кейс «Сказка»

Дополнительный материал: Слово учителя, эвристическая беседа

— Давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые. Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики возвращались домой, в родной город или село, они продавали пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых старúнами, исторических песен, потешек, прибауток, сказок разнообразных — и волшебных, и бытовых, и сказок о животных. Когда исследователи стали их записывать, оказалось, что один человек помнит наизусть целый том, равный по количеству строк «Илиаде» и «Одиссее» Гомера вместе взятым.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые сказки. Вот, например, поссорились промысловики между собой. А ссора на зимовье — очень опасное дело. Люди отрезаны от мира, как в космическом корабле, без связи с Землей. Срочно надо спорщиков мирить, разряжать обстановку. Тут не обойтись без сказителя.

— Как по-вашему, какие сказки станет говорить сказитель в случае ссоры? Почему?

Поразмышляв, дети придут к выводу: бытовые сказки, т. е. такие, в которых жадный, скупой, глупый и злопамятный человек всегда попадает впросак.

Посмеются промысловики, глядишь, и зло ушло как не бывало.

— Как вы думаете, какую интонацию выберет сказитель?

Можно предложить определения на выбор: лукавую, ироничную, мудрую, примиряющую, успокаивающую.

— Представьте, что кто-то из охотников вернулся раздосадованный: зверь ловко обманул его, стащил приманку из ловушки, а сам ушел. Начнут бывалые охотники припоминать случаи, что с ними на промысле происходили. И наш старик-сказитель готов потешить мужиков — какою сказкой?

Дети догадаются: сказкой о животных — о хитрой лисе, простофиле-волке, трусливом зайчишке и простодушном медведе.

— Какая будет интонация на этот раз?

Веселая, добродушная, лукавая, интонация удивления, насмешливая, спокойная.

— Теперь снова вообразим себе зимовье. Дремучий лес, засыпанный снегом. В лесу — изба, в избе — печь-каменка, которая топится по-черному, в середине — стол, вдоль стен — лавки, под потолком — полати. На лавках да на полатях спали, за столом обедали. Зима долгая. Устали зимовщики, хочется им домой, к женам, к детишкам. Надоела однообразная пища, надоели одни и те же картины, одни и те же люди. Хочется лета, красоты, отдыха и любви. Вернулись промысловики к вечеру, отужинали, лежат, молчат. Никому говорить не хочется, тошно на душе. Какую сказку выберет сказитель на этот раз? Каким голосом начнет ее рассказывать?

Дети поймут, что в таких случаях нужна волшебная сказка, рассказанная с интонациями удивления и восхищения перед богатством, красотой и чудесами мира. Волшебная сказка поможет забыть тяжесть бытовых забот, перенестись мыслями в чудесные миры, полные волшебных красот, говорящих животных и аленьких цветочков, в миры, где живет любовь и торжествует справедливость.

Рассмотрим небольшую таблицу в учебнике (с. 10), где приведены примеры различных видов сказок. Предложим детям дополнить эту таблицу (устно).

Сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Кот и лиса», «Лиса и кувшин», «Журавль и цапля».

Бытовые сказки: «Солдат и царица», «Как поп работницу нанимал», «Как мужик гусей делил», «Вареный топор».

Волшебные сказки: «Финист ясный сокол», «Иван-царевич и серый волк», «Три царства», «Василиса Премудрая».

Диагностика достижения планируемых результатов: прочитать сказку «Царевна-лягушка», приготовить пересказ