Технологическая карта урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент Цель: Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя: - Встряхнулись, потянулись, улыбнулись друг другу и настроились на серьёзный лад. | Подготовка класса к работе | Личностные: самоопределение; выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. Чистописание Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий достаточных для изложения проблемного материала. | Выявляет уровень знаний. - Послушайте стихотворение В. Кремнева « Мышь и камыш». Какой согласный звук встречается в стихотворении чаще всего? Камышам пищала мышь: — Шорох ваш нарушил тишь! Шепчут шумно камыши: Тише, мышка, не шурши! Шелест твой услышит кошка. Шла бы к бабушке, ты, крошка! Не послушаешься, мышка,— Кошка сцапает, глупышка! - (ш). Дайте характеристику. Какие еще шипящие звуки вы знаете? Что вы о них знаете? Какими буквами они обозначаются? Придумайте и запишите цепочку из этих букв: ж, ш, ч, щ. | Выполняют задание, тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Записывают буквы, дают характеристику звуков | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков, рассуждения. |
3. Постановка учебной задачи. Проблемное изучение нового материала. Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий диалог по проблемному объяснению нового материала. 3) Организовать уточнение и согласование темы урока. 4) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
| Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Мягкий знак – хитрый знак Не сказать его никак. Он не произносится, А в слово часто просится. - Есть ли ь в этих словах и для чего он служит ? кон-ки друз-я ладон- вороб-и роял- лист-я доч- луч- Почему эти слова вызвали затруднение? Проблема: Почему у одних существительных с шипящими на конце пишется мягкий знак, а у других – нет? Можете дать ответ? - Вот эту проблему нам сегодня на уроке нужно решить. | Ставят цели, формулируют тему урока. Записывают слова в тетрадь
это имена существительные, есть ь знак - показатель мягкости -разделительный ь знак
Орфограмма не изучена. Обратимся к орфографическому словарю. Узнаем новую роль ь знака в конце существительных после шипящих
(сущ с шипящими). | Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели; развитие умения опираться на свой субъективный опыт; логические – формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: Организовать выявление типовых заданий, где возможно использование нового способа действий.
| Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Нож, рожь, врач, дочь, товарищ, вещь, ковш, мышь. - Что объединяет слова? Поработайте в паре и запишите слова в 2 группы. Какие? -Почему в одних словах с шипящими пишется ь знак, а в других нет? Сделаем вывод. Где мы можем его проверить? Верный ли вывод мы сделали? Мягкий знак после шипящих в именах существительных указывает на ж.р Построение алгоритма - Как надо действовать, чтобы не ошибиться в написании ь знака на конце существительных после шипящих? Поработайте в группах и составьте алгоритм: -Что нужно сделать сначала? -Что потом? На доске появляется схема: Это имя существительное? На конце шипящий? Существительное в единственном числе? Определяем род Ж.р.- пишем ь М.р.- не пишем ь. | Составляют план достижения цели и определяют средства
В группах формулируют правило и составляют алгоритм. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
5. Физминутка | Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Я буду называть имена существительные если у существительных после шипящих пишется ь знак вы хлопайте , если нет приседайте. Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь. | Выполняют гимнастику. | |
6. Первичное закрепление знаний. Самостоятельная работа по эталону с самопроверкой. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении поставленных задач в коллективной и самостоятельной работе. | Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний. Пользуясь нашей схемой -алгоритмом выполним упражнение 18 стр. 13 по цепочке. Самостоятельная работа. Упр.19 стр.13 Самопроверка по эталону, оценивание. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Выполняют, используют памятку. Запись слов с объяснением. Работа в парах Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
7. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: Зафиксировать новое содержание изученного на уроке, оценить собственную деятельность. | -Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач). -Предмет, на котором ездил Емеля-…(печь). -После вечера наступает-…(ночь). -Суп со свёклой и другими овощами-…(борщ). -В поле колосится золотая-…(рожь). -Непроходимая, лесная-…( глушь). -Футбольное соревнование-…(матч). -Плохое настроение вместе с капризами-…(плач). - Место, где купаются и загорают-…( пляж). Взаимопроверка. Оцените свою работу на линеечках. Активность, понимание, правильность   
| Взаимопроверка, оценивание Грач, печь, ночь, борщ,рожь, глушь, матч, плач, пляж. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осуществлять самоконтроль. Познавательные: рефлексия; Личностные: смыслообразование, способность к самооценке, Регулятивные: оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности. |
8. Домашнее задание. | Упр.21 стр.14, стр.13 выучить правило | | Личностные: осознавать смысл изучения правописания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода |