II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 5 мин | Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». Лингвистическая разминка Вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (открывается алгоритм) Слайд 1 | 2.ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, ВЫЯСНЯЯ ТЕМУ УРОКА - Это правило мы учили в 5 классе? - Это правило о правописании слов? - Это правило о частях речи? - Это правило об имени существительном?
3. рассказывают о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему) | Познавательные УУД: 1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 2. Владеть разными видами чтения и аудирования. Коммуникативные УУД: 1. Владеть приемами рационального слушания. Личностные результаты 1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли. |
III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока. | Словарная работа (слайд 2) Назовите существительные общего рода На площадке По дороге Невежа Невежда На знамени Депо Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников). Запишите эти слова и их лексическое значение. Работа с презентацией: 2.А что нового вам предстоит узнать? (формулировка темы урока) Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь. 4.Решаем проблему (слайд 5) Изучение нового материала.
5. Вот мы и вывели первое правило. Слайд 6-8 6.Обощение с опорой на правило в учебнике. 7.Физминутка 8. Работа в парах (слайд 12). Результат работы | 1. Ученики читают пословицы, определяют их смысловую близость. Обозначают проблему и выдвигают гипотезу. Друг научит, а недруг проучит. Дружба не гриб, в лесу не найдешь Друг в беде не бросит. Гипотеза: Не с существительными может писаться и слитно, и раздельно 2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.) 3. Раздельно. Есть противопоставление. Есть отрицание. Не употребляются без не ( Неряха, невзгоды, нелепость и др.). 4.Проводят наблюдение (используют учебник) 5.Знакомятся с алгоритмом работы в группе Внимательно прочитайте задание Поделитесь с партнером своими мыслями по вопросу Запишите ответ в тетрадь Проверка работы Отвечают на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?» | Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его цель (задачи). Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). Коммуникативные УУД: 1. Задавать вопросы, работать в паре. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4.Строить связное монологическое высказывание. Личностные результаты: Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств. Регулятивные УУД: 1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Составляют алгоритм После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными. 2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами. – Сколько условий слитного написания не с существительными? Сколько – раздельного? – Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.) – Как называется орфограмма? – Каков её опознавательный признак? | Составляют алгоритм После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными. | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения. 2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему). |
V. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений. | 9. Проверим себя (слайд 13) развивается умение писать не с именами существительными сопорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания. | 1.Выполняют выборочную работу по упр. 288 Спишите только те предложения, где НЕ в существительных является частью корня. | Познавательные УУД: 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму. Коммуникативные УУД: 1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи. 2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями. |
VI. Итог урока. | – Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными. – Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их. – Какими словами вы могли бы их дополнить? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? - Оцените работу каждого в группе за урок | | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |