СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ- с существительными"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по теме "Слитное и раздельное написание НЕ- с существительными"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ- с существительными"»


Ф.И.О. Малыгина Ольга Николаевна

Тема: Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», работа в группах.

Уроку предшествует изученная тема «Существительные общего рода»:

Класс 6 в

Технологическая карта изучения темы


Тема

Слитное и раздельное написание не с именами существительными

Цели

Образовательные: научить правильно писать не с именами существительными, объяснять условия выбора написаний (устно) и обозначать их графически.

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

находить слова с орфограммой­ НЕ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.


Основные понятия

Части речи, существительное, орфограмма, алгоритм

Межпредметные связи

Культура речи, литература

Ресурсы

Учебник , презентация по теме, раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего

задания.

5 мин

  1. Сегодня мы будем решать лингвистические задачи, открывать тайны написания слов. Ведь, по утверждению Льва Николаевича Толстого, «слово — дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».


  1. Лингвистическая разминка

Вспомним, что же такое имя существительное. Но расскажем о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (открывается алгоритм)

Слайд 1


2.ЗАДАЮТ ВОПРОСЫ, ВЫЯСНЯЯ ТЕМУ УРОКА

- Это правило мы учили в 5 классе?
- Это правило о правописании слов?
- Это правило о частях речи?
- Это правило об имени существительном?

3. рассказывают о нём по цепочке, передавая друг другу эстафету, как спортсмены на соревнованиях (выбирают сами того, кому передают эстафету, кто затрудняется, может передать следующему)

Познавательные УУД:

1. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

2. Владеть разными видами чтения и аудирования.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

III. Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока.



Словарная работа (слайд 2)

Назовите существительные общего рода

На площадке

По дороге

Невежа

Невежда

На знамени

Депо

Ребята, а кто такие невежа и невежда? Каких людей мы так называем? (Ответы учеников). Запишите эти слова и их лексическое значение.

Работа с презентацией:

2.А что нового вам предстоит узнать? (формулировка темы урока)


Итак, знание правила об имени существительном и о правописании не с глаголом поможет нам справиться с новой темой, которая звучит так: «Слитное и раздельное написание не с именами существительными». Запишите её в тетрадь.

4.Решаем проблему (слайд 5)


Изучение нового материала.




5. Вот мы и вывели первое правило. Слайд 6-8






6.Обощение с опорой на правило в учебнике.

7.Физминутка


8. Работа в парах (слайд 12). Результат работы

1. Ученики читают пословицы, определяют их смысловую близость. Обозначают проблему и выдвигают гипотезу.

Друг научит, а недруг проучит.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь

Друг в беде не бросит.

Гипотеза: Не с существительными может писаться и слитно, и раздельно

2. Когда не с существительными пишется слитно, а когда раздельно? Ученики устанавливают известное и новое (написание не с именами существительными) и формулируют цель и задачи урока. (Вывести правило слитного и раздельного написания не с именами существительными; узнать новый вид орфограммы, выявить условия написания не с именами существительными, научиться писать существительные с не и т.д.)


3. Раздельно. Есть противопоставление. Есть отрицание.

  1. Не употребляются без не

( Неряха, невзгоды, нелепость и др.).


4.Проводят наблюдение (используют учебник)

5.Знакомятся с алгоритмом работы в группе

  1. Внимательно прочитайте задание

  2. Поделитесь с партнером своими мыслями по вопросу

  3. Запишите ответ в тетрадь

  4. Проверка работы

Отвечают на вопрос «При каком ещё условии не с существительным пишется слитно, а при каком – раздельно?»


Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

Коммуникативные УУД:

1. Задавать вопросы, работать в паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4.Строить связное монологическое высказывание.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Регулятивные УУД:

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


IV. Открытие новых знаний.


1. Составляют алгоритм

После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.

2. Наблюдение по учебнику. Чтение текста правила в рамке после стр. 100, сравнение с собственными выводами.

– Сколько условий слитного написания не с существительными?

Сколько – раздельного?

– Какие из условий являются главными, определяющими? (Не употребляется без не, противопоставление.)

– Как называется орфограмма?

– Каков её опознавательный признак?

  1. Составляют алгоритм

После наблюдений учащиеся делают самостоятельно вывод о написании не с именами существительными.


Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

V. Первичное применение знаний, развитие учебно-языковых и правописных умений.



9. Проверим себя (слайд 13)


развивается умение писать не с именами существительными сопорой на алгоритм, объяснять условия выбора написания.


1.Выполняют выборочную работу по упр. 288


Спишите только те предложения, где НЕ в существительных является частью корня.

Познавательные УУД:

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи.

2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями.

VI. Итог урока.


– Приведите примеры, иллюстрирующие все пункты правила правописания не с существительными.

– Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их.

– Какими словами вы могли бы их дополнить?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

- Оцените работу каждого в группе за урок


Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VII. Домашнее задание.


2. Упр.287

3. Подготовить словарный диктант из 5 словосочетаний на изученную орфограмму






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!