СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с рабочей программой по русскому языку для 4 класса (ФГОС), Положением о рабочей программе МБОУ «Максимовская СОШ» Шербакульского района Омской области,  по УМК « Школа России» (программного учебного курса) на основе программы под редакцией  В. П. Канакиной, В.Г. Горецккого.

Цель урока: Создание условий для формирования и развития ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по определению особенностей  глаголов неопределённой формы на основе сравнения, анализа с выделением существенных признаков.

Задачи урока:

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;  - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;  - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы"»

Технологическая карта урока русского языка

Программа, автор (ы)

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с ФГОС, Положением о рабочей программе МБОУ «Максимовская СОШ» Шербакульского района Омской области, по УМК « Школа России» (программного учебного курса) на основе программы под редакцией В. П. Канакиной, В.Г. Горецккого.

Автор: Макарова А.Н.

Класс

4

Раздел (содержательная линия)

Глагол

Тема урока

«Неопределённая форма глагола.  Суффиксы начальной формы»

Цель урока

Создание условий для формирования и развития ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по определению особенностей глаголов неопределённой формы на основе сравнения, анализа с выделением существенных признаков.

Задачи урока

- стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; 
- развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; 
- воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. 

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения

(познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные умения

Познакомиться с неопределенной формой  глагола,  её  грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь.

Познавательные УУД

Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы

решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения  об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку).

Коммуникативные УУД

Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к

координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Личностные УУД

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять

интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке.


Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы

Окружающий мир (Здоровьесбережение)

Проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, рабочие тетради, листы самооценок.

Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Название этапа: Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Планируемый результат: Формальная готовность к уроку. Контроль. Самоконтороль. Самооценка.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Приветствует обучающихся, проверяет их  готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Управляет ситуацией самооценки.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!

 Очень тихо присаживаемся на свои места, открываем тетради, записываем число. 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Выполняют самооценку готовности.

Открывают тетради, записывают число. 

.

Название этапа: Актуализация знаний

Педагогические задачи учителя: Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для успешного повторения пройденного материала. Определение границ знания и незнания.

Планируемый результат: Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха).



Для урока я приготовила корзину с пословицами. Давайте прочитаем их.

Взял книгу в руки – не заскучаешь.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Хорошо того учить, кто хочет много знать.

Сделали дело – гуляем смело!

А теперь возьмите одну из пословиц и сделайте девизом нашего урока, запишите её  в тетрадь. При этом соблюдайте все законы каллиграфии.

У: Прочитайте свои девизы. Я вижу, как серьёзно вы настроены на урок.

У: Подготовим руку к письму. Минутка чистописания. 

-Пропишите сочетания букв  по образцу в тетрадях.

На доске: ть//ти//чь//

У: Ребята,  мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше.


Слушают, читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания.

Выполняют задание. Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.







Дети выбирают пословицы, записывают в тетрадь

















Прописывают буквы по образцу.

Название этапа: Постановка учебной задачи

Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению определять и формулировать проблему, цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем.

Планируемый результат: Сформулированная и зафиксированная учебная задача в совместной деятельности с учителем. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Инсценировка (выступают двое учащихся, один из них корреспондент)

Одна известная часть речи решила дать интервью. Корреспондент известного издательства задал несколько вопросов. Давайте послушаем их, ребята, и отгадаем, про кого идет речь.

– Что вы больше всего любите?

Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

Не люблю предлоги .

– Что бы вы пожелали ребятам?

Чтобы русский все ребята.

на "пятёрку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

У: О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (Слайд 1.)

- Конечно же - это Глагол.

Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Слайд №2)

- Изменяется ли глагол по числам? (Слайд №3)

- Какие три времени имеет глагол? (Слайд №4)

-А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе?

У: Ребята, посмотрите на экран. Здесь написаны слова: Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти.(Слайд №5)

- Сейчас мы поработаем в парах: распределите данные слова по временам.

-Проверяем?

п.в. н.в. б.в.

выкопал угрожают стемнеет

выдержал шагает сбегут

- Какие слова не записаны? (решить, беречь,

привезти).(Слайд №6)

- Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп? Ваши предположения……
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Новую форму глаголов) (Слайд №7)

- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличаются от других форм.

Какие задачи мы можем поставить для себя на уроке?

Выберите из предложенного списка.

- Находить в тексте гл. новой ф.

-Образовывать у глагола новую ф.

-Находить гл. в прош. вр.

- Склонять имена сущ.

-Разбирать гл. новой ф.

Поставьте эти задачи в нужной последовательности. Это и будет планом работы над темой урока.


- А где мы можем узнать о новой форме глагола? Совершенно верно. Я предлагаю вам самим постараться найти ответ.

Смотрят инсценировку





















































Отвечают на вопросы учителя



































Самостоятельно работают в парах,















Отвечают на вопросы учителя















Ставят задачи на урок


















Название этапа: Решение учебной задачи.

Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

Планируемый результат: Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

У:  Работа с учебником. Упр.183, с.107

- Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить)
- Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.)

-Запишите эти слова столбиком в тетрадь.

(Слайд 8.)
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (варианты ответов)

- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (Слайд №9)

- Какова же тема нашего урока?

Тема: Неопределенная форма глагола. (Слайд №10)

- Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами)

_ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

(Слайд 11)

У:  Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный». Слайд №12)
Перед вами на экране слова. Это разные части речи и разные формы глаголов.
Выпишите глаголы в неопределенной форме.
Бежать, бежит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, везти, грусть, стеречь.

Проверка с эталоном (Слайд №13)

В листках самооценки в 1 задании поставьте себе тот балл, который вы заработали (обращайте внимание на разбалловку)

- Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме.

- На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

-Они оканчиваются на - ти, - ть, чь

- Кто попробует сделать вывод ?

Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие  суффиксы –ть, -ти. –чь (Слайд №14)

У: Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв? (Это один из признаков глаголов неопределённой формы)

У: А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать самостоятельно. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Вам необходимо выполнить задание в течение 5 минут.

Найдите в таблице 10 «спрятанных» глаголов неопр. ф.

К

М

Л

О

В

И

Т

Ь

Л

Р

М

Й

П

Е

Р

Е

Х

О

Д

И

Т

Ь

К

О

Т

С

Р

А

Г

А

П

А

Н

О

М

Е

И

Т

З

П

Р

И

С

О

Н

П

Т

Д

Е

Й

Р

И

С

М

С

Й

К

Ь

Е

Т

О

Л

Т

Н

Д

Т

И

Е

С

Т

Ь

Т

Н

Ь

П

Т

О

П

Е

Т

Ь

Р

И

О

Д

Ю

О

Я

Н

Й

Н

О

Т

Д

Ш

М

В

Я

Т

щ

к

а

н

а

о

п

л

ы

т

ь


У: А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу.

Оцените свою работу, согласно разбалловке.

Составляют план

достижения

цели и

определяют

средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы.








Неопределенная форма глагола








Соотносят вопросы глаголов неопределённой формы.

Называют

признаки глаголов неопределённой формы.

Делают вывод.



Читают слова, выписывают только глаголы в неопределенной форме. Задают вопросы. Определяют грамматические признаки глаголов. Делают вывод: глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие  суффиксы –ть, -ти. –чь. Самооценка



























Самостоятельно работают. Из таблицы букв выписывают глаголы в неопределенной форме.






































Взаимопроверка

Физминутка Организует двигательную физминутку

Дети  выполняют

движения.

Название этапа: Закрепление

Педагогические задачи учителя: Формирование ценностной ориентации к умению выполнять задание, применяя правило или по алгоритму.

Планируемый результат: Умение действовать по алгоритму, правилу.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

У: Перед вами на доске написаны фразеологизмы. Замените их глаголами неопределённой формы и запишите в кроссворд. (У каждого ученика на партах лежат кроссворды). Если затрудняетесь, то можете пользоваться фразеологическим словарем в учебнике.

По горизонтали:

1.Зарубить на носу - запомнить

3.Клевать носом - дремать.

4. Пропустить мимо ушей - прослушать

По вертикали:

2.Делать из мухи слона - преувеличивать

5.Обвести вокруг пальца - обмануть

6. Держать язык за зубами – молчать

Проверяем.

Оцените свою работу

Следующий этап нашей работы – это работа в группах

  1. Группа

Прочитать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

2.группа

Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме.

  • Привести в исполнение –

  • Принять участие –

  • Задать вопрос –

  • Оказать помощь –

3 группа

Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите.

катать

гуляю

дружить

пароль

сорить

навещать

сеять

считать

рисовал

(Правильные ответы высвечиваются на экране слайд №16)

Оцените результат работы.








Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Заполняют кроссворд.

Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы.

Делают выводы.



















Распределяются по группам, выполняют задания.

Проверяют с эталоном



















































Оценивают свою работу


Название этапа: Рефлексия деятельности.

Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Планируемый результат: Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

У: Подведём итоги.

- Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается.

- Что нового вы узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Слайд 17)

- На что оканчиваются данные глаголы? (Слайд 18.)

- Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число)

(Слайд 19)


У: А сейчас я предлагаю взять ваши стикеры, выйти к доске и приклеить его к той фразе, которая для вас актуальна сейчас.

  • Я понял данную тему …

  • Мне не все понятно…

  • Я ничего не понял …

Сдайте, пожалуйста, ваши листки самооценок. Я внимательно их проверю и выставлю отметку за урок.

Отвечают на вопросы учителя































Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке

Название этапа: Этап информации учащихся о домашнем задании.

Педагогические задачи учителя: Объясняет домашнее задание

Планируемый результат: Записано домашнее задание

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Упр.182. с.106 Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке! До свидания! (Слайд №20)

Записывают домашнее задание в дневники.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!