Программа, автор (ы) | Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана в соответствии с ФГОС, Положением о рабочей программе МБОУ «Максимовская СОШ» Шербакульского района Омской области, по УМК « Школа России» (программного учебного курса) на основе программы под редакцией В. П. Канакиной, В.Г. Горецккого. Автор: Макарова А.Н. |
Класс | 4 |
Раздел (содержательная линия) | Глагол |
Тема урока | «Неопределённая форма глагола. Суффиксы начальной формы» |
Цель урока | Создание условий для формирования и развития ценностного отношения обучающихся к совместной деятельности по определению особенностей глаголов неопределённой формы на основе сравнения, анализа с выделением существенных признаков. |
Задачи урока | - стимулировать активную познавательную деятельность учащихся; - развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений; - воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку. |
Планируемый результат |
Предметные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Личностные умения |
Познакомиться с неопределенной формой глагола, её грамматическими признаками, формообразующими морфемами, правописанием и морфемным составом форм глаголов на -чь. | Познавательные УУД Осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез ( целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому – либо признаку). Коммуникативные УУД Допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. Регулятивные УУД Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. | Личностные УУД Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
Окружающий мир (Здоровьесбережение) | Проектор, компьютер, экран, раздаточный материал, рабочие тетради, листы самооценок. | Групповая, парная, индивидуальная, фронтальная. |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Название этапа: Организационный момент. Самоопределение к деятельности Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. Планируемый результат: Формальная готовность к уроку. Контроль. Самоконтороль. Самооценка. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, включает в деловой ритм. Эмоциональный настрой. Управляет ситуацией самооценки. Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Здравствуйте, ребята! Очень тихо присаживаемся на свои места, открываем тетради, записываем число. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Выполняют самооценку готовности. Открывают тетради, записывают число. . |
Название этапа: Актуализация знаний Педагогические задачи учителя: Воспроизведение знаний и способов действий, необходимых и достаточных для успешного повторения пройденного материала. Определение границ знания и незнания. Планируемый результат: Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний (ситуация успеха). Для урока я приготовила корзину с пословицами. Давайте прочитаем их. Взял книгу в руки – не заскучаешь. Мы будем много знать, если мало будем спать. Хорошо того учить, кто хочет много знать. Сделали дело – гуляем смело! А теперь возьмите одну из пословиц и сделайте девизом нашего урока, запишите её в тетрадь. При этом соблюдайте все законы каллиграфии. У: Прочитайте свои девизы. Я вижу, как серьёзно вы настроены на урок. У: Подготовим руку к письму. Минутка чистописания. -Пропишите сочетания букв по образцу в тетрадях. На доске: ть//ти//чь// У: Ребята, мы ещё встретимся с этими сочетаниями на нашем уроке и узнаем о них побольше. | Слушают, читают задания, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания. Выполняют задание. Предъявляют результаты, оценивают полученные результаты, соотнося их с целью.
Дети выбирают пословицы, записывают в тетрадь
Прописывают буквы по образцу. |
Название этапа: Постановка учебной задачи Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению определять и формулировать проблему, цель и тему для изучения в совместной деятельности с учителем. Планируемый результат: Сформулированная и зафиксированная учебная задача в совместной деятельности с учителем. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Инсценировка (выступают двое учащихся, один из них корреспондент) Одна известная часть речи решила дать интервью. Корреспондент известного издательства задал несколько вопросов. Давайте послушаем их, ребята, и отгадаем, про кого идет речь. – Что вы больше всего любите? – Люблю действовать. – Что вы больше всего не любите? – Не люблю предлоги . – Что бы вы пожелали ребятам? – Чтобы русский все ребята. на "пятёрку" знали. На письме и в разговоре Меня употребляли. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады. И хлеб в полях растёт. У: О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке? (Слайд 1.) - Конечно же - это Глагол. Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. - Что такое глагол? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает глагол? (Слайд №2) - Изменяется ли глагол по числам? (Слайд №3) - Какие три времени имеет глагол? (Слайд №4) -А хотели бы вы ещё больше знать о глаголе? У: Ребята, посмотрите на экран. Здесь написаны слова: Выкопал, выдержал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти.(Слайд №5) - Сейчас мы поработаем в парах: распределите данные слова по временам. -Проверяем? п.в. н.в. б.в. выкопал угрожают стемнеет выдержал шагает сбегут - Какие слова не записаны? (решить, беречь, привезти).(Слайд №6) - Почему эти глаголы оказались лишними, не попали ни в одну из трех групп? Ваши предположения…… - Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке? (Новую форму глаголов) (Слайд №7) - Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличаются от других форм. Какие задачи мы можем поставить для себя на уроке? Выберите из предложенного списка. - Находить в тексте гл. новой ф. -Образовывать у глагола новую ф. -Находить гл. в прош. вр. - Склонять имена сущ. -Разбирать гл. новой ф. Поставьте эти задачи в нужной последовательности. Это и будет планом работы над темой урока. - А где мы можем узнать о новой форме глагола? Совершенно верно. Я предлагаю вам самим постараться найти ответ. | Смотрят инсценировку
Отвечают на вопросы учителя
Самостоятельно работают в парах,
Отвечают на вопросы учителя
Ставят задачи на урок
|
Название этапа: Решение учебной задачи. Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности Планируемый результат: Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
У: Работа с учебником. Упр.183, с.107 - Давайте вернемся к нашим глаголам и попробуем определить время. (Время определить нельзя) Число? (Число также нельзя определить) - Куда поместим глаголы? (В отдельный столбик.) -Запишите эти слова столбиком в тетрадь. (Слайд 8.) - А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (варианты ответов) - Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола. (Слайд №9) - Какова же тема нашего урока? Тема: Неопределенная форма глагола. (Слайд №10) - Чем эти глаголы отличаются от других глаголов? (Вопросами) _ На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы? (Слайд 11) У: Первичное закрепление. Игра «Кто самый Внимательный». Слайд №12) Перед вами на экране слова. Это разные части речи и разные формы глаголов. Выпишите глаголы в неопределенной форме. Бежать, бежит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, везти, грусть, стеречь. Проверка с эталоном (Слайд №13) В листках самооценки в 1 задании поставьте себе тот балл, который вы заработали (обращайте внимание на разбалловку) - Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. - На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме? -Они оканчиваются на - ти, - ть, чь - Кто попробует сделать вывод ? Вывод: Глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие суффиксы –ть, -ти. –чь (Слайд №14) У: Ребята, давайте вернёмся к началу нашего урока. Почему мы сегодня на минутке чистописания писали именно эти сочетания букв? (Это один из признаков глаголов неопределённой формы) У: А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать самостоятельно. У каждого из вас на столе лежит карточка с заданием. Вам необходимо выполнить задание в течение 5 минут. Найдите в таблице 10 «спрятанных» глаголов неопр. ф. К | М | Л | О | В | И | Т | Ь | Л | Р | М | Й | П | Е | Р | Е | Х | О | Д | И | Т | Ь | К | О | Т | С | Р | А | Г | А | П | А | Н | О | М | Е | И | Т | З | П | Р | И | С | О | Н | П | Т | Д | Е | Й | Р | И | С | М | С | Й | К | Ь | Е | Т | О | Л | Т | Н | Д | Т | И | Е | С | Т | Ь | Т | Н | Ь | П | Т | О | П | Е | Т | Ь | Р | И | О | Д | Ю | О | Я | Н | Й | Н | О | Т | Д | Ш | М | В | Я | Т | щ | к | а | н | а | о | п | л | ы | т | ь | У: А сейчас обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Оцените свою работу, согласно разбалловке. | Составляют план достижения цели и определяют средства, аргументируют свои высказывания, делают выводы. Неопределенная форма глагола
Соотносят вопросы глаголов неопределённой формы. Называют признаки глаголов неопределённой формы. Делают вывод.
Читают слова, выписывают только глаголы в неопределенной форме. Задают вопросы. Определяют грамматические признаки глаголов. Делают вывод: глаголы в неопределённой форме имеют формообразующие суффиксы –ть, -ти. –чь. Самооценка
Самостоятельно работают. Из таблицы букв выписывают глаголы в неопределенной форме.
Взаимопроверка |
Физминутка Организует двигательную физминутку | Дети выполняют движения. |
Название этапа: Закрепление Педагогические задачи учителя: Формирование ценностной ориентации к умению выполнять задание, применяя правило или по алгоритму. Планируемый результат: Умение действовать по алгоритму, правилу. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
У: Перед вами на доске написаны фразеологизмы. Замените их глаголами неопределённой формы и запишите в кроссворд. (У каждого ученика на партах лежат кроссворды). Если затрудняетесь, то можете пользоваться фразеологическим словарем в учебнике. По горизонтали: 1.Зарубить на носу - запомнить 3.Клевать носом - дремать. 4. Пропустить мимо ушей - прослушать По вертикали: 2.Делать из мухи слона - преувеличивать 5.Обвести вокруг пальца - обмануть 6. Держать язык за зубами – молчать Проверяем. Оцените свою работу Следующий этап нашей работы – это работа в группах Группа Прочитать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы. Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. 2.группа Замените словосочетания глаголами в неопределённой форме. Привести в исполнение – Принять участие – Задать вопрос – Оказать помощь – 3 группа Исключите в каждом столбике лишнее слово и докажите. катать | гуляю | дружить | пароль | сорить | навещать | сеять | считать | рисовал | (Правильные ответы высвечиваются на экране слайд №16) Оцените результат работы.
|
Учатся образовывать глаголы неопределённой формы. Заполняют кроссворд. Находят отличительные признаки глаголов неопределённой формы. Делают выводы.
Распределяются по группам, выполняют задания. Проверяют с эталоном
Оценивают свою работу |
Название этапа: Рефлексия деятельности. Педагогические задачи учителя: Формирование и развитие ценностной ориентации к умению анализировать и осмысливать свои достижения. Планируемый результат: Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
У: Подведём итоги. - Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. - Что нового вы узнали о глаголе? - На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Слайд 17) - На что оканчиваются данные глаголы? (Слайд 18.) - Почему эти глаголы так названы? (не указывают на время и число) (Слайд 19) У: А сейчас я предлагаю взять ваши стикеры, выйти к доске и приклеить его к той фразе, которая для вас актуальна сейчас. Я понял данную тему … Мне не все понятно… Я ничего не понял … Сдайте, пожалуйста, ваши листки самооценок. Я внимательно их проверю и выставлю отметку за урок. | Отвечают на вопросы учителя
Оценивают результаты своей деятельности на уроке |
Название этапа: Этап информации учащихся о домашнем задании. Педагогические задачи учителя: Объясняет домашнее задание Планируемый результат: Записано домашнее задание |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Откройте дневники и запишите домашнее задание. Упр.182. с.106 Вы все были молодцы! Спасибо за работу на уроке! До свидания! (Слайд №20) | Записывают домашнее задание в дневники. |