-Формирование умения находить родственные слова по их признакам, упражнение в едином написании корня родственных слов.
-развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове корень, называть формы слова.
-отрабатывать навыки образования новых слов с помощью .
-развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение;
-обогащение словарного запаса детей .
-активизировать познавательную деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении;
-развитие у школьников высокого уровня познавательной активности и положительной мотивации учения,
- воспитание интереса к сотрудничеству в паре, познавательного интереса к предмету, уверенность в своих силах
нахождение родственных слов по их признакам, действуя по алгоритму.
Этап урока | Цель этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Организационный этап. | Формирование самооценки готовности к уроку. Проверить готовность детей к уроку. Мотивировать учащихся на активное включение в деятельность. Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Приветствие. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас, какой? Всё, что надо, под рукой!
- Проверим готовность к уроку. Настроить на активную работу на уроке. -Давайте пожелаем удачи друг другу на уроке. | Вспоминают критерии , проверяют свою готовность. Включиться в деятельность.
| Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;
| Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность - регулятивные УУД. Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия, друг с другом.
|
Чистописание.
| Цель: Работа по формированию почерка учащихся
| Работа в тетради. Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, Кто знает, Когда это бывает? (осень). Чистописание. Как вы думаете, почему для чистописания я взяла слово "осень"? (На дворе середина осени. второй осенний месяц) Оцените друг у друга написание слова: правильность написания букв, наклон, соединения букв. |
Учащиеся записывают в тетради число, классная работа.
Дети отвечают на вопрос учителя.
Взаимопроверка | Коммуникативные: Слушать собеседника; - Строить понятные для собеседника высказывания Познавательные: Выделять существенную информацию. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; -Осуществлять взаимоконтроль. |
умение
|
Актуализация знаний
|
Повторение изученного материала, необходимого для «постановки темы урока »
|
-Ребята, а можно ли на уроке русского языка говорить об осени? -Так приступаем к работе. Прочитайте слова на слайде. Облако, ветер, дождь, облачность, снег, ветреный, снежинка, дождливый, воздушный. -Прочитайте, пронаблюдайте за словами. - Почему я взяла такие слова? (осенняя тема). -Какое понятие сочетают в себе эти слова? (погода). -Какую работу можно выполнить с этими словами? Пример: Составление предложений со словами, деление слов на слоги, звукобуквенный анализ слов , подобрать пару родственных слов т.д. Учитель выслушивает ответы учащихся и выбирает ответ с родственными словами. - На какую тему подобраны пары слов? - Это новая для вас тема? -Что известно уже вам по этой теме? Выберите верное утверждение: У родственных слов есть: 1. одинаковое значение 2.общая часть и общее значение 3.общая часть 4.Корень – это: главная часть предложения 5.главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов 6. общая часть родственных слов
-Одинаково ли написан корень всех родственных слов? -Почему? -Какие знания вам понадобились чтобы составить пары родственных слов?(У родственных слов есть общее значение и общая часть – корень). | . Исследуют записи на доске.Анализируют полученную информацию. Учащиеся работают со словами. Рассуждают, предлагают варианты заданий.
-Предположения детей.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопрос учителя.
Дети называют правило.
Обосновывают свои высказывания.
|
Познавательные: осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.
Регулятивные: ориентирование в своей системе знаний и осознание в необходимости закрепления знаний. | Группировать слова на определённое правило.
|
| | | | | |
Постановка учебной задачи.
| Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. Определение темы и цели урока. | Создание условий для развития у обучающихся умения ставить цель и представлять результат деятельности. (Управление ситуацией целеполагания).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Учитель фиксирует тему на доске Родственные слова. Какие задачи поставим перед собой? |
Называют задачи урока.
| Познавательные: -Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока; Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи. Регулятивные: - в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи на урок. - Принимать и сохранять учебную цель и задачу; - Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания - Слушают учителя; - Отвечают на вопросы учителя осуществляемой во фронтальном режиме | Создать условия для развития регулятивных УУД: определять и формулировать тему и цель урока. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
Обобщение знаний по теме.
|
Составление плана работы на уроке.
| -Давайте составим алгоритм по нахождению родственных слов. Чтобы найти родственные слова надо: 1.Знать правило. 2.Уметь выделять в слове корень. 3. Знать (понимать) лексическое значение слов. 4.Уметь составлять родственные слова. 5.Уметь находить родственные слова в предложениях. - Как вы думаете, а может ли этот алгоритм стать планом работы урока?
| Дети составляют алгоритм.
| Познавательные:--дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.
| Создать условия для развития регулятивных УУД,
|
Обобщение и систематизация знаний.
|
Обобщение и систематизация знаний о корне слова, о родственных словах. -умение выделять корень и подбирать однокоренные слова.
| Прочитайте слова. Холод, холодный, о холоде, с холодом, холстинка, холодильник, холмистый, похолодание, в холоде. -Как вы думаете, какое задание я для вас придумала? - Какие слова вам незнакомы? -как можно узнать их лексическое значение? -Давайте найдём в толковом словаре лексическое значение слова -холстинка. -Какие слова лишние? Почему? -Какое слово обозначает основное осеннее изменение в неживой природе? Запишите слова в два столбика: родственные слова к слову холод и формы слова к слову холод. Содействие развитию у учащихся навыков самоконтроля и самооценки. - Проверим правильность выполнения.
-Какие знания вам помогли выполнить это задание? | Дети читают задания и выполняют их. Действуют согласно составленному алгоритму.
Работают с толковым словарём.
Сравнивают работы на доске со своими записями, делают замечания, оценивают свою работу. | -Коммуникативные: -формулировать собственное мнение и позицию. -Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; добывать информацию из дополнительной литературы. Регулятивные: -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. | Правильные работы обучающихся, понимание различия родственных словах и формы слова.
Умение осуществлять самоконтроль и самооценку. |
Физминутка | Формирование ценностного отношения к своему здоровью. | Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. | | Ценностное отношение к здоровому образу жизни. |
Самостоятельная работа.
Работа в парах.
|
Организация самостоятельной учебной деятельности
|  
![]()  ![]() ![]() 
 ![]()  
![]() ![]()
Лист, лесник, заморозки, отлёт. - Посмотрите на доску, - Какое задание вы бы хотели выполнить с этими записями? Я предлагаю вам поработать в парах, назовите правила работы в паре. Соотнесите слова и схемы слов, придумайте родственные слова к данным словам. -Ребята, кому легко было выполнять это задание, а кто испытывал затруднение, кому было трудно выполнять такое задание? В чём ваши затруднения, на каком этапе работы вы встретили трудности? На полях, рядом с выполненным заданием поставьте буквы "Л", "З", "Т". - Сделайте вывод, как проверять родственные слова, как подобрать родственные слова? - Если у некоторых детей ещё есть затруднения при выполнении заданий, то давайте будем дальше работать по нашему плану, для закрепления знаний по теме. | Дети работают в парах и формулируют правило. Знаковая форма слов. Запись слов. Выделение корней.
Рефлексия: Дети оценивают себя. Дают словесную оценку своим действиям. | Коммуникативные .УУД. Умение договариваться и приходить к общему мнению. Контролировать действия партнёра, обосновывать собственное мнение.
Регулятивные: осуществлять контроль по результату и по способу действия, самооценка. | Познавательные: преобразовывать информацию из одной форы в другую. Определять место корня в слове.
|
Упражнение в способе действия нахождения родственных слов и едином написании корней родственных слов |
Организация самостоятельной учебной деятельности | - Посмотрите на слайд, отгадайте загадки: Стоит Алёна: Платок зелёный, Тонкий стан, Белый сарафан (берёза)
Никто её не пугает, А она вся дрожит. (осина).
Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур в деревне крадёт. Целый день она летает, Мне спокойно жить мешает, Прожужжала возле уха И на стол уселась …(муха) Берёза - лист - гриб Осина - лес - гриб Лиса - хвост - гриб Муха - гриб Какое задание вы хотели бы выполнить рассматривая эту запись? - От слов образуйте родственные слова обозначающие... Почему так назвали грибы? А как ещё называют подберёзовик и подосиновик? А вы знаете почему мухомор так назвали? Лисички это прямое или переносное значение? Кому интересно было выполнять это задание? Почему? - Какие эмоции у вас возникли при выполнении этого задания? _ А вы знаете какие звери питаются грибами? Можно ли сбивать мухоморы в лесу? -Почему?
|
Дети выполняют задания, действуют согласно составленному алгоритму. Дети записывают родственные слова: берёза, берёзовый, подберёзовик. Осина, осиновый. подосиновик. Лиса, лисий, лисички. Словесная оценка детей.
Дети обосновывают свои высказывания. | Коммуникативные: строить монологические высказывания: Регулятивные: определять цель задания, действовать по предложенному плану, оценивать работу.
Регулятивные: Преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: устанавливать аналогии.
Коммуникативные: обосновывают собственное мнение. Личностные: оценивают ситуации и объясняют смысл своих оценок. | Личностные: развитие любознательности, интереса к родному языку. Познавательные: сравнение, выделение существенных признаков предметов.
Задание выполнено. |
Итог урока:
Рефлексия.
Домашнее задание. |
Развитие рефлексивных умений. | -Прочитайте текст. Какое задание вы бы предложили выполнить своему товарищу? - Молодцы, я тоже приготовила такое же задание. Выпишите родственные слова из предложений .
Белка мороза не боится. Летом собирает орехи, грибы и прячет их в дупла деревьев. Она готовится к зиме не только делая припасы. Белка меняет шубку летнюю на зимнюю. Зимняя шуба у белочки сероватая и тёпленькая.
- Давайте соотнесём нашу работу на уроке с намеченным нами планом. Удалось ли нам всё выполнить. - Давайте заполним оценочный лист. -Нарисуйте своё настроение простым карандашом в виде смайлика. - Мне было бы приятно услышать ваши мнения об уроке: - На уроке я узнал…. -Мне было сложно… -Я смог научиться… -Мне показалось необычным… - Я захотел узнать…
Я предлагаю вам задание по выбору: 1. С.64, упр.93. 2. Составить четыре пары однокоренных слов. 3. Используя корни слов -нёс- ,- воз-,- школ- составьте родственные слова . - Спасибо , ребята, вам за работу на уроке. |
Наблюдают, выписывают родственные слова из предложений, выделяют корень слова.
Дети рисуют настроение.
Слушают учителя, делают выбор д.з. | Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать своё мнение. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с задачами урока и оценивают его.
Личностные: оценивание своих эмоций в конце урока. Регулятивные: оценивать правильность своих эмоций на уровне адекватной оценки. Личностные: Оценивают ситуации и свою деятельность на уроке. Самоопределение . | Выделять родственные слова из предложений. Находить слова на определённое правило. |