СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Н-НН в суффиксах прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с презентацией по теме "Н-НН в суффиксах прилагательных" был представлен для аттестации на высшую категорию. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: открытие новых знаний. Структура урока соответствует современным требованиям.

Просмотр содержимого документа
«н-нн в суффиксах прилагательных»

Десятникова Марина Михайловна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Название предмета: русский язык Класс: 6 Урок № 113 Дата: 15. 01. 2016

Тема урока: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

Цели:

(образовательная) Расширить понятийную базу учащихся за счёт включения нового правила «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных».

(развивающая) Формировать у учащихся умений реализации нового способа действия (выбор Н — НН в суффиксах прилагательных)

(воспитательная) Воспитывать культуру общения в сети Интернет.

Прогнозируемые результаты учебного занятия

Предметные

Метапредметные (УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Личностные

Знать способ выбора Н — НН в суффиксах прилагательных




Регулятивные: Уметь делать выводы, сравнивать их с выводами учебника.

Коммуникативные: Уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Познавательные: Уметь наблюдать, читать, слушать.

Осознать необходимость грамотного общения в сети Интернет.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: мультимедиа — проектор, электронная презентация (приложение.)

Основные этапы организации учебной деятельности

(в зависимости от типа урока)

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Организацион

ный момент

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Пусть этот урок подарит вам только радость.



Эмоциональный настрой на урок


Мотивация учебной деятельности учащихся.








Организация рефлексии на каждом этапе урока.


  • Сегодня мы с вами будем настоящими детективами.

  • Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать?

  • Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Запишите число.

  • Рассмотрите план. Какие этапы выделены?

  • Выполняя задания в ходе расследования, вы будете себя контролировать. На полях блокнота напротив выполненного задания ставьте знаки: + (понятно), - (не понятно), ? (есть вопросы). Что такое архив? Учебник будет архивом, документом.


Умение вести диалог.

Планирование учебного сотрудничества.

Организуют свою работу на уроке.

Учатся работать по предложенному плану.

Постановка цели урока.






(слайд № 1, 2)

Этап выявления места и причины затруднения.

  • В наше детективное агентство обратился шестиклассник который страстно любит сидеть в разных социальных сетях и общаться со своими друзьями. Сегодня он написал сообщение своему лучшему другу, который живёт в другом городе. Но мальчик затруднился в написании некоторых слов и просит помочь ему найти нужное правило. Вот это сообщение.

Сколько свежести приносит зима. Лу_ый свет колдует над лесом. Иней делает всё торжестве_ым. Травинки превратились в стекля_ые цветы, а кусты шиповника - в искусстве_ые кружева. Шишки сосен вблизи напоминают лед_ые кудри великана. Хорошо зимой! Но так хочется услышать соловьи_ую песню.

  • Что общего во всех словах с пропущенными буквами?

  • Как вам кажется, сколько букв можно написать на месте пропуска?

  • Как назовём дело, которое будем расследовать? Запишите.

  • Теперь вы, наверное, легко определите и цель расследования.

Формулируют тему и цель урока.











Анализ, классификация

Умение вести диалог.

Определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Актуализация опорных знаний.









Рефлексия

  • «Собираем улики». Для начала расследования нужно собрать улики: то, что нам поможет найти правило.

  • Определите закономерность, по которой слова распределены в группы. Озаглавьте каждую группу.

На доске группы слов.

1 группа: тёмные, высокий, добрая

2 группа: заячьи, бабушкин, лисья

3 группа: городской, вчерашний, золотой

  • Почему вы так озаглавили?

  • Выделите в словах основы. Что такое основа?

  • Итак, эти знания помогут нам найти правило.

  • Проконтролируйте себя.

Анализ, определение закономерности

Отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Корректируют ответы одноклассников. Оформляют внутреннюю речь во внешнюю.

Открытие новых знаний

Этап построения выхода из затруднения













Зрительная гимнастика

(слайд № 3)









(слайд № 4)








  • Приступаем к следующему этапу расследования. «Следственный эксперимент».

Создание проблемной ситуации

На доске слова: конный, соломенный, гусиный, сонный, кожаный, длинный, журавлиный, экскурсионный, лебединый, клюквенный, глиняный, операционный

- Что общего в словах? От слов каких частей речи они образованы?

  • Распределите слова в группы, определив закономерность.

  • Почему так распределили?

  • Сформулируйте правило самостоятельно.

  • Проконтролируйте выполнение задания «Следственный эксперимент»






  • Как называется следственное действие, в ходе которого проводится одновременный допрос двух лиц?

  • В очной ставке участвуют следующие слова... Смотрите на предмет и огадывайте букву. (Юный)

  • В какую группу отнесёте это слово? Почему?

  • Есть такие прилагательные, в которых нет суффикса и пишется Н: румяный, свиной, пряный. (добавляю в группу)

  • Проверим нашу версию. Параграф 105. в архиве.

  • Дополните правило новым материалом. (краткие формы, слова-исключения)

  • Составьте алгоритм.

  • Проконтролируйте выполнение этого задания.





Формулируют проблему.


Выбор оснований для классификации.

Устанавливают причинно-следственные связи и формулирую новое правило.



Дополняют новый материал.


Смысловое чтение. Поиск и выделение необходимой информации.


Сравнивают с учебником.

Поисковое чтение.

Структурирование знаний. Подводят итоги.






Умение слушать учителя.

Отвечать на вопросы при изучении новой темы.













Выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.





Построение речевого высказывания.

Умение применять смысловое чтение.


Волевая саморегуляция: сравнивают группы слов, находят признак, по которому классифицированы слова.



Построение логического доказательства.

Контроль. Самооценка.















Рефлексия своих действий.

Этап реализации построенного проекта.

Работа в парах.

а) Приём «Жокей и лошадь»

  • Версия верна, мы нашли верное правило.

  • Что такое экспертиза? Проведём экспертизу, проверим правило в действии.

  • У каждого из вас есть карточка. На одной из них записано лексическое значение слова, а на другой само слово. Вам нужно найти пару, обсудить, какую букву вставить, записать на доске и объяснить.

1) Пустынный — безлюдный, глухой, малонаселённый.

  1. Бритвенный — служащий для бритья.

  2. Овсяный — приготовленный из зёрен овса.

  3. Зелёный — один из основных цветов

  4. Авиационный — относящийся к самолётам

  5. Старинный — очень древний, существовавший давно

  6. Истинный — правильный, верный, настоящий

  7. Комариный — свойственный комару

  8. Оловянный — связанный, соотносящийся с существительным олово

  9. Ветреный — сопровождаемый ветром

- Проконтролируйте себя.


Знакомятся с лексическим значением новых слов, применяют правило при выборе написания.


Доказательство.

Умение работать в паре.

Интегрирование в группу сверстников.

Самокоррекция и самооценка на протяжении всего урока.














Рефлексия своих действий.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

в) Приём «Хочу спросить»

(слайд № 5)

На доске изображения предметов:

- Образуйте прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите слово, но объяснит написание другой ученик. Начинайте обращение к нему со слов: «Хочу спросить...». Тот, кто объяснял, выходит к доске и задаёт вопрос. Итак, начинаем.

Умение делать выводы, анализируя написание слов.

Умение формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Контроль.

Цифровой диктант.

(слайд 6, 7)

- Вернёмся к сообщению и поможем мальчику вставить пропущенные буквы.

  • Оцените себя.

Самостоятельная работа, умение применять правило.


Самоконтроль. Самооценивание.

Воспитательный аспект цели.

- Общаетесь ли вы в социальных сетях? Получали ли вы сообщения с ошибками? Как вы считаете, нужно ли писать грамотно, общаясь в социальных сетях?

Рефлексия

Приводят примеры из своей жизни. Владение монологической речью.


Итог

- Вспомните цель расследования.

  • Расскажите правило.

Подводят итоги изучения правила.

Умение осознанно использовать речевые средства.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Рефлексия. Домашнее задание.

- Если в вашем блокноте большинство плюсов, возьмите задание на синей карточке, если больше минусов и вопросов — на зелёной.

Повышенный уровень: Напишите сообщение своему другу, используя слова на изученную орфограмму.

Базовый уровень: Изучите теоретический материал в параграфе 105 и выполните упражнение 414

Выбирают уровень задания.

Умение осознанно использовать речевые средства.

Умение устанавливать аналогии.







Копия верна

директор _____________ /__________/

подпись расшифровка

«___» _____________ 2016 г.

Просмотр содержимого презентации
«Н-НН в суффиксах прилагательных»

Сколько свежести приносит зима. Лу_ый свет колдует над лесом. Иней делает всё торжестве_ым. Травинки превратились в стекля_ые цветы, а кусты шиповника - в искусстве_ые кружева. Шишки сосен вблизи напоминают лед_ые кудри великана. Хорошо зимой! Но так хочется услышать соловьи_ую песню.

Сколько свежести приносит зима. Лу_ый свет колдует над лесом. Иней делает всё торжестве_ым. Травинки превратились в стекля_ые цветы, а кусты шиповника - в искусстве_ые кружева. Шишки сосен вблизи напоминают лед_ые кудри великана. Хорошо зимой! Но так хочется услышать соловьи_ую песню.

Н НН В суффиксе –ИН- В прилагательных, образованных от существительных с основой на-Н.   В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, ЕНН-. В суффиксе – АН- ( ЯН-) прилагательных, образованных от существительных
  • Н
  • НН
  • В суффиксе –ИН-
  • В прилагательных, образованных от существительных с основой на-Н.

  • В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –ОНН-, ЕНН-.
  • В суффиксе – АН- ( ЯН-) прилагательных, образованных от существительных

Исключение:

ВЕТРЕНЫЙ

Исключения:

ОЛОВЯННЫЙ,

ДЕРЕВЯННЫЙ,

СТЕКЛЯННЫЙ

В кратких прилагательных пишется столько же букв Н, сколько и в полных.

Сколько свежести приносит зима. ( а )Лу__ый свет колдует над лесом. Иней делает всё ( б )торжестве___ым. Травинки превратились в ( в )стекля__ые цветы, а кусты шиповника - в ( г )искусстве__ые кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ( д )ледя_ые кудри великана. Хорошо зимой! Но так хочется услышать ( е )соловьи_ую песню. нн нн нн нн н н

Сколько свежести приносит зима. ( а )Лу__ый свет колдует над лесом. Иней делает всё ( б )торжестве___ым. Травинки превратились в ( в )стекля__ые цветы, а кусты шиповника - в ( г )искусстве__ые кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ( д )ледя_ые кудри великана. Хорошо зимой! Но так хочется услышать ( е )соловьи_ую песню.

нн

нн

нн

нн

н

н

а б 2 2 в г 2 2 д е 1 1 «5» - 6 «4» – 4-5 «3» – 3

а

б

2

2

в

г

2

2

д

е

1

1

«5» - 6

«4» – 4-5

«3» – 3