Основные этапы организации учебной деятельности (в зависимости от типа урока) | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
Организацион ный момент | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. - Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Пусть этот урок подарит вам только радость. | | Эмоциональный настрой на урок | |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Организация рефлексии на каждом этапе урока. | Сегодня мы с вами будем настоящими детективами. Ребята, а кто такой детектив? Какими качествами он должен обладать? Каждый детектив должен иметь блокнот для записи. Такие блокноты у каждого на столе. А еще детектив должен уметь красиво и разборчиво писать. Чтобы потом самому не запутаться в своих записях. Сначала необходимо записать, когда мы начали наше дело. Запишите число. Рассмотрите план. Какие этапы выделены? Выполняя задания в ходе расследования, вы будете себя контролировать. На полях блокнота напротив выполненного задания ставьте знаки: + (понятно), - (не понятно), ? (есть вопросы). Что такое архив? Учебник будет архивом, документом. | | Умение вести диалог. Планирование учебного сотрудничества. | Организуют свою работу на уроке. Учатся работать по предложенному плану. |
Постановка цели урока. (слайд № 1, 2) Этап выявления места и причины затруднения. | В наше детективное агентство обратился шестиклассник который страстно любит сидеть в разных социальных сетях и общаться со своими друзьями. Сегодня он написал сообщение своему лучшему другу, который живёт в другом городе. Но мальчик затруднился в написании некоторых слов и просит помочь ему найти нужное правило. Вот это сообщение. Сколько свежести приносит зима. Лу_ый свет колдует над лесом. Иней делает всё торжестве_ым. Травинки превратились в стекля_ые цветы, а кусты шиповника - в искусстве_ые кружева. Шишки сосен вблизи напоминают лед_ые кудри великана. Хорошо зимой! Но так хочется услышать соловьи_ую песню. Что общего во всех словах с пропущенными буквами? Как вам кажется, сколько букв можно написать на месте пропуска? Как назовём дело, которое будем расследовать? Запишите. Теперь вы, наверное, легко определите и цель расследования. | Формулируют тему и цель урока. Анализ, классификация | Умение вести диалог. | Определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. |
Актуализация опорных знаний. Рефлексия | «Собираем улики». Для начала расследования нужно собрать улики: то, что нам поможет найти правило. Определите закономерность, по которой слова распределены в группы. Озаглавьте каждую группу. На доске группы слов. 1 группа: тёмные, высокий, добрая 2 группа: заячьи, бабушкин, лисья 3 группа: городской, вчерашний, золотой Почему вы так озаглавили? Выделите в словах основы. Что такое основа? Итак, эти знания помогут нам найти правило. Проконтролируйте себя. | Анализ, определение закономерности | Отвечают на вопросы, дополняют друг друга. | Корректируют ответы одноклассников. Оформляют внутреннюю речь во внешнюю. |
Открытие новых знаний Этап построения выхода из затруднения Зрительная гимнастика (слайд № 3) (слайд № 4) | Создание проблемной ситуации На доске слова: конный, соломенный, гусиный, сонный, кожаный, длинный, журавлиный, экскурсионный, лебединый, клюквенный, глиняный, операционный - Что общего в словах? От слов каких частей речи они образованы? Как называется следственное действие, в ходе которого проводится одновременный допрос двух лиц? В очной ставке участвуют следующие слова... Смотрите на предмет и огадывайте букву. (Юный) В какую группу отнесёте это слово? Почему? Есть такие прилагательные, в которых нет суффикса и пишется Н: румяный, свиной, пряный. (добавляю в группу) Проверим нашу версию. Параграф 105. в архиве. Дополните правило новым материалом. (краткие формы, слова-исключения) Составьте алгоритм. Проконтролируйте выполнение этого задания. | Формулируют проблему. Выбор оснований для классификации. Устанавливают причинно-следственные связи и формулирую новое правило. Дополняют новый материал. Смысловое чтение. Поиск и выделение необходимой информации. Сравнивают с учебником. Поисковое чтение. Структурирование знаний. Подводят итоги. | Умение слушать учителя. Отвечать на вопросы при изучении новой темы. Выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации. Построение речевого высказывания. Умение применять смысловое чтение. | Волевая саморегуляция: сравнивают группы слов, находят признак, по которому классифицированы слова. Построение логического доказательства. Контроль. Самооценка. Рефлексия своих действий. |
Этап реализации построенного проекта. Работа в парах. а) Приём «Жокей и лошадь» | Версия верна, мы нашли верное правило. Что такое экспертиза? Проведём экспертизу, проверим правило в действии. У каждого из вас есть карточка. На одной из них записано лексическое значение слова, а на другой само слово. Вам нужно найти пару, обсудить, какую букву вставить, записать на доске и объяснить. 1) Пустынный — безлюдный, глухой, малонаселённый. Бритвенный — служащий для бритья. Овсяный — приготовленный из зёрен овса. Зелёный — один из основных цветов Авиационный — относящийся к самолётам Старинный — очень древний, существовавший давно Истинный — правильный, верный, настоящий Комариный — свойственный комару Оловянный — связанный, соотносящийся с существительным олово Ветреный — сопровождаемый ветром - Проконтролируйте себя. | Знакомятся с лексическим значением новых слов, применяют правило при выборе написания. Доказательство. | Умение работать в паре. Интегрирование в группу сверстников. | Самокоррекция и самооценка на протяжении всего урока. Рефлексия своих действий. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. в) Приём «Хочу спросить» (слайд № 5) | На доске изображения предметов: - Образуйте прилагательные от существительных, называющих изображённые предметы. Запишите слово, но объяснит написание другой ученик. Начинайте обращение к нему со слов: «Хочу спросить...». Тот, кто объяснял, выходит к доске и задаёт вопрос. Итак, начинаем. | Умение делать выводы, анализируя написание слов. | Умение формулировать, аргументировать, отстаивать своё мнение. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Контроль. Цифровой диктант. (слайд 6, 7) | - Вернёмся к сообщению и поможем мальчику вставить пропущенные буквы. | Самостоятельная работа, умение применять правило. | | Самоконтроль. Самооценивание. |
Воспитательный аспект цели. | - Общаетесь ли вы в социальных сетях? Получали ли вы сообщения с ошибками? Как вы считаете, нужно ли писать грамотно, общаясь в социальных сетях? | Рефлексия | Приводят примеры из своей жизни. Владение монологической речью. | |
Итог | - Вспомните цель расследования. | Подводят итоги изучения правила. | Умение осознанно использовать речевые средства. | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Рефлексия. Домашнее задание. | - Если в вашем блокноте большинство плюсов, возьмите задание на синей карточке, если больше минусов и вопросов — на зелёной. Повышенный уровень: Напишите сообщение своему другу, используя слова на изученную орфограмму. Базовый уровень: Изучите теоретический материал в параграфе 105 и выполните упражнение 414 | Выбирают уровень задания. | Умение осознанно использовать речевые средства. | Умение устанавливать аналогии. |
«___» _____________ 2016 г.