СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Одушевлённые и неодушевлённые существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве находятся технологическая карта урока открытия новых знаний "Одушевлённые и неодушевлённые существительные" и презентация к уроку. 

Цель урока : обобщение и углубление знаний учащихся по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Урок разработан по учебнику под редакцией А. Д. Шмелёва

Просмотр содержимого документа
«урок одушевлённые и неодушевлённые имена сущ-е»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе (по УМК под ред. А. Д. Шмелёва)

Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые существительные

Цель: Обобщить и углубить знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых существительных

Планируемые результаты в ходе урока:

Предметные: распознавать нарицательные и собственные имена существительные, правильно оформлять их на письме, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные на грамматической основе.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника.

Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, учится подтверждать аргументы фактами.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация




п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.

2.

Мотивация. Актуализация опорных знаний

1. Устный опрос.

-Что такое имя существительное?

– Чем отличаются имена собственные от нарицательных?

– Перечислите группы имён нарицательных.

– Какие имена собственные пишутся в кавычках?

2. Задание: записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные, обозначить орфограмму.

Слова: Город …, деревня …, океан …, река …, озеро …, рассказ …, газета …, художник …, фильм …, писатель … .

Организует взаимопроверку.

Отвечают на вопросы




Выполняют задание.

Взаимопроверка

3.

Выявление места и причины затруднения

Организовывает деятельность учащихся с целью выявления места и причины затруднения.

– Посмотрите на записанные столбики слов и определите, по какому принципу распределены слова

– Прочитайте ещё раз слова в каждом столбике и ответьте на вопрос: все ли слова в 1­м столбике называют неживых существ, а во 2­м – живых?

– Какое противоречие заметили?


- Как вы думаете, почему?

- Почему у вас возникли затруднения?




Существительные одушевлённые и неодушевлённые.




Кукла, снеговик, домовой, покойник – одушевлённые,

Народ, стадо, племя – неодушевлённые.


4.

Определение темы урока.

Целеполагание

Организовывает вывод темы и целеполагание.

- Предположите тему нашего урока.



- Попытайтесь сформулировать цели.


Высказывают свои предположения.



Записывают тему.

Формулируют цели урока.


5.

Открытие нового знания




Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала:

  1. Работа над упр. 26

  2. Чтение теории на стр. 122

  3. Работа с таблицей

Совместная разработка алгоритма

1) Поставить существительное в форму В.п. мн.ч., выделить окончание.

2) Поставить его в форму И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.

3) Сравнить, с какой формой совпадает форма В.п.

Если В.п. мн.ч. совпадает с И.п. мн.ч., то существительное неодушевлённое.

Если В.п. мн.ч. совпадает с Р.п. мн.ч., то существительное одушевлённое.


Выполняют задания упр. 26

Изучают теор. мат.

Делают обобщение по таблице

6






Первичное закрепление

Задание: используя алгоритм, определить одушевлёнными или неодушевлёнными являются слова из упр. 27


Коллективная работа над упр. 27

Шмель

В. п. мн. ч. – шмелей,

И. п. мн. ч. – шмели,

Р. п. мн. ч. - шмелей,

В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч. – одушевлённое

7

Физкультминутка

Включает видео

Выполняют упражнения

8



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Найдите «лишнее» слово. Выпишите его.

1) Стол, котёнок, линейка, ягода
2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.
5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.
6) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.


Работают самостоятельно. Проверяют себя, сверив со слайдом

  1. Котёнок

  2. Гнездо

  3. Мальчик

  4. Дружба

  5. Турист

  6. школа

9.

Включение в систему знаний и повторение

Запишите текст. Укажите одушевлённые существительные.

Синичкино гнездо.

Искала синичка место для гнезда. Заглянула в щель почтового ящика. Понравилось синичке. Вскоре прилетели две синички, расширили носиками щель, натаскали мха, шерсти, травинок.

Скоро вывелись птенчики.

Стала кошка вокруг ящика похаживать, на птичек поглядывать. Тогда хозяйка оплела ящик ветками шиповника.

А тут и почтальон опять пришёл с письмами. Попросила его хозяйка класть почту на крыльцо. Так всё лето и прожили синички в почтовом ящике.

Самостоятельная работа с текстом

10.

Рефлексия

- Что сегодня на уроке повторили? Что узнали нового? Что показалось сложным?


Оценивают свои знания

11.

Задавание домашнего задания

Задаёт домашнее задание, комментирует.

Упр. 29 стр. 123, теор. мат.

Записывают д. з.

12.

Подведение итогов


Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.






Просмотр содержимого презентации
«Сушествительные одушевлённые и неодушевлённые»

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Задание: записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные, обозначить орфограмму.     Город …, деревня …, океан …, река …, озеро …, рассказ …, газета …, художник …, фильм …, писатель … .

Задание: записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные, обозначить орфограмму.

Город …, деревня …, океан …, река …, озеро …, рассказ …, газета …, художник …, фильм …, писатель … .

дерево машина девочка собака игра  гриб Валя  улица мама народ сосед Стадо кукла племя снеговик домовой покойник

дерево

машина

девочка

собака

игра

гриб

Валя

улица

мама

народ

сосед

Стадо

кукла

племя

снеговик

домовой

покойник

Тема урока Одушевлённые  и неодушевлённые существительные

Тема урока

Одушевлённые

и неодушевлённые существительные

Алгоритм 1) Поставить существительное в форму В.п. мн.ч., выделить окончание. 2) Поставить его в форму И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. 3) Сравнить, с какой формой совпадает форма В.п. Если В.п. мн.ч. совпадает с И.п. мн.ч., то существительное неодушевлённое. Если В.п. мн.ч. совпадает с Р.п. мн.ч., то существительное одушевлённое.

Алгоритм

1) Поставить существительное в форму В.п. мн.ч., выделить окончание.

2) Поставить его в форму И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч.

3) Сравнить, с какой формой совпадает форма В.п.

Если В.п. мн.ч. совпадает с И.п. мн.ч., то существительное неодушевлённое.

Если В.п. мн.ч. совпадает с Р.п. мн.ч., то существительное одушевлённое.

Упражнение 27 Образец: Шмель В. п. мн. ч. – шмелей, И. п. мн. ч. – шмели, Р. п. мн. ч. - шмелей, В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч. – одушевлённое

Упражнение 27

Образец:

Шмель

В. п. мн. ч. – шмелей,

И. п. мн. ч. – шмели,

Р. п. мн. ч. - шмелей,

В. п. мн. ч. = Р. п. мн. ч. – одушевлённое

Найдите «лишнее» слово. Выпишите его  1) Стол, котёнок, линейка, ягода  2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.  3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.  4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.  5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.  6) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.

Найдите «лишнее» слово. Выпишите его

1) Стол, котёнок, линейка, ягода 2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка. 3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок. 4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба. 5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка. 6) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.

Проверяем! 1. Котёнок 2. Гнездо 3. Мальчик 4. Дружба 5. Турист 6. школа

Проверяем!

1. Котёнок

2. Гнездо

3. Мальчик

4. Дружба

5. Турист

6. школа

Домашнее задание  Упр. 29 стр. 123, теоретический материал.

Домашнее задание

Упр. 29 стр. 123, теоретический материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!