II. Тренировочный словарный диктант. | Вообразить, активный, вестибюль, пассивный, метафора, обоняние, здесь, экипаж, морфема, маршрут, рекорд, велосипед, квартира, витрина, здоровье, терраса, здание, горизонт, экзамен, исполин, температура. ( Слайд №1) – Назовите антонимы. – В чём особенность всех слов в диктанте, начинающихся на букву з? | (Активный – пассивный.)
Слова-исключения | Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Постановка проблемного вопроса урока. | Работа по карточкам в парах. Прочитайте отрывок из повести «Продавец приключений». ( Слайд №2). Выпишите и разберите по составу выделенные слова. Определите значение приставок с опорой на представленную ниже таблицу. Впишите в таблицу примеры из текста руководствуясь правилом. Основные значения приставки пре-. | Примеры | Высокая степень качества, чрезмерность (= «очень») | | Близкое к значению пере-. | | Основные значения приставки при-. | Примеры | Приближение, присоединение, нахождение вблизи | | Неполнота действий | | Сопутствующее действие | | Доведение действия до определенного результата | | Работа со словарем. (Слайд №3). Некоторых словах значение приставок пре- и при- не вполне ясно. Т слов определяется по словарю. Пиши правильно! преимущество приветствовать Пренебрегать примерить присутствовать Преследовать причинять приукрасить Презирать Препятствие Материал для наблюдений (Слайд №4). Прочитайте текст. Кто его автор? Наконец письмо дяди Фёдора в город пр_ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр_нёс. А на улице дождик сильный-пр_сильный. Почтальон весь пр_мок до ниточки. Папа даже его п_жалел. | Ученики выполняют задания, отграничивая в процессе работы известное и новое, и формулируют вопрос, который затем сравнивают с авторской формулировкой в конце учебника.
Записывают слова в словарь. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. |
IV. Открытие нового знания. Физминутка | 1. Игра «Не спутай кармашки». (Слайд №5). Присое динение | | приближение | | близость | | неполное действие | Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный. – Что общего у всех этих слов? – Назовите четыре значения приставки при-. – Рассмотрите таблицу на стр. 187-188 учебника и сформулируйте правило о написании приставки пре-. 2. Чтение текста правила про себя (или одним из учеников вслух). Сравнение формулировки правила с выводами учеников. Беседа на выявление понимания: – Совпали ли ваши выводы с текстом правила? – Есть ли в тексте новая для вас информация? (Перечислены и другие значения приставок, о которых ещё не говорили.) – Попробуйте подобрать к ним свои примеры. – Каков опознавательный признак орфограммы? – А какие условия выбора? Сколько их? (Два: приставка, значение.) – От чего зависит выбор е, и в приставках пре, при? (От значения.) – Сколько разновидностей значения есть у приставки при? (Четыре.) – А сколько у приставки пре? (Две.) 3. Составление таблицы (схемы) правила. Учитель называет слово, ученики поднимают карточки с правильным ответом. В приставке прозвучавшего слова буква –е, ребята поднимают карточку с соответствующей буквой, если же –и, то поднимается карточка с буквой –и. ( Слайд №6). Учитель корректирует ответы с помощью учеников. |
Выполнение задания физминутки | Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу). |
V. Развитие правописных умений. | 1. Упр. 106 с.189.- выполняют по рядам неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение определять значение приставок пре, при ,графически обозначать опознавательный признак и условия выбора орфограммы. Далее от каждой группы представляют результаты исследований. 2. Работа текстом, прочитанном в начале урока Наконец письмо дяди Фёдора в город пр_ехало. В городе уже другой почтальон его маме с папой пр_нёс. А на улице дождик сильный-пр_сильный. Почтальон весь пр_мок до ниточки. Папа даже его п_жалел. | 1.Учащиеся работают в группах самостоятельно, формулируют ответы на основе заданий после материала для наблюдения, делают вывод и проверяют, как поняли правило, вставляя нужную букву в слова с пропусками в упр. 106 стр.189. Далее от каждой группы представляют результаты исследований. 2. Списывают, вставляют орфограмму – на оценку | Познавательные УУД 4. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 5. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
VI. Итог урока. | – Назовите ключевые слова урока. (Приставка; при, пре; значение.) – Сравните с ключевыми словами в конце темы (§10). ( Слайд №7) – Сделайте вывод: что важно знать, чтобы не смешивать орфограммы в приставках? (Знать вид приставки.) – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). | | Регулятивные УУД 5. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |