СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта предназначена для проведения урока в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы»»

Технологическая карта урока «Склонение прилагательных женского рода с твёрдым согласным на конце основы»

Учебный предмет

Русский язык

Класс

4 класс

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель направлена на достижение следующих результатов

Предметные

-иметь знания об имени прилагательном;

-иметь навыки правописания окончаний имён прилагательных в единственном числе;

-уметь проверять написание окончаний, устанавливать написание;

-устанавливать связь слов в предложении;

-правильно ставить вопрос и распознавать падеж.

Личностные:

- проявление интереса к изучению нового;

- оценивать свои достижения;

- умение находить границы своего знания/незнания;

- создание мотивации к изучению русского языка.

Метапредметные:

- принимать учебную задачу и решать ее под руководством учителя; осуществлять самоконтроль (р.);

- высказывать предположения; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; моделировать; подводить под понятие (п.);

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов, высказывать и обосновывать свое мнение, отвечать на вопросы, дополнять друг друга (к.)

Технологии, методы

Поисковый метод обучения, проблемный метод

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Книгопечатная продукция: «Русский язык» А. В. Полякова, наглядный материал.

Технология обучения

Этапы урока

Формируемые умения

Оформление доски, наглядность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

УУД:

– осуществлять самоконтроль (р.);

– слушать и понимать речь других (к.)


- У нас на парте всё в порядке:
Альбомы, книги и тетрадки.

Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!


- Улыбнулись друг другу, улыбнулись мне. Удачного дня.


Учащиеся проверяют готовность к уроку

Повторение

изученного материала

Предметные:

-иметь знания об имени прилагательном;

-устанавливать связь слов в предложении;

-правильно ставить вопрос и распознавать падеж.


УУД:

- анализировать с выделением существенных признаков, делать выводы; представлять результаты анализа (п.)

- прогнозировать (р.)

- слушать и понимать речь учителя (к.)


-С какой частью речи мы с вами работали на предыдущих уроках?

-Что вы знаете об имени прилагательном?






- А почему именно имя прилагательное связано с именем существительным? Докажите.


-А что значит слово «просклонять»?

-Сколько падежей у ИП?

-Что такое основа? (примеры)

-Что значит твердый согласный на конце основы? (примеры)

-С именем прилагательным.

-ИП – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой? какая? какие?

ИС – предмет, а ИП – признак предмета. Род одинаковый, падеж, число.

-Изменить по падежам.

- 6, как и у ИС.

Мотивация и осознание учебной задачи

Предметные:

-иметь знания об имени прилагательном;

-иметь навыки правописания окончаний имён прилагательных в единственном числе;

-уметь проверять написание окончаний, устанавливать написание;

-правильно ставить вопрос и распознавать падеж.

УУД:

- принимать учебную задачу, прогнозировать (р.);

- анализировать с выделением существенных признаков (п.);

- делать выводы; представлять результаты анализа (п.);

- участвовать в диалоге, строить рассуждение (к.)






































Словарная работа:

- А сейчас переходим к следующему этапу урока – словарно – орфографической работе. Напишите под диктовку словосочетания: скалистая местность, голодная волчица, морская глубина, вагонная дверь, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельная краска.


Взаимопроверка.


-Соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная гласная – а-, и вы узнаете новое слово из словаря.

-Что это за часть речи? Какого рода? Докажите.


-Все согласны? Оцените работу одноклассника знаком «+» или «-».


-На предыдущих уроках мы говорили о склонении ИП мужского и среднего рода. Сравнивали их окончания и даже обнаружили кое-что интересное. Что? Кто мне скажет?



-Как вы думаете, какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? Нет ли у этих окончаний такой же особенности?


-Это нам сегодня и предстоит выяснить. Вы готовы?


-Попробуем подобрать прилагательное к ИС «свобода».


-Запишем словосочетание «абсолютная свобода». Просклоняем его. Выделите окончания.




-Внимательно посмотрите на выделенные окончания. Кто что заметил?






-Все согласны? Оцените работу одноклассников знаками «+» или «-».


-А теперь откроем учебник на странице 43 и проверим наши предположения. Внимательно посмотрите на упражнение 75. Прочитайте, назовите окончания.

-Совпадает ли ваш вывод с выводом в учебнике?






-Почему в таблице дано склонение двух словосочетаний?





-Какой же вывод можно сделать на основании ваших наблюдений?





Записывают словосочетания под диктовку. Обмениваются тетрадями. Проверяют друг друга.




-Свобода.




-ИС, отвечает на вопросы что? Женский род.

-«+»





-Окончания ИП в Р., Д., Т. и П падежах будут такими же, как и в падежных вопросах.


-Высказывают предположения.







-Долгожданная, безграничная, абсолютная.

абсолютная свобода, абсолютной свободы, абсолютной свободе, абсолютную свободу, абсолютной свободой, об абсолютной свободе.

- Мы заметили, что в Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы.


-«+»






-Окончания прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы у нас в тетради и в учебнике одинаковы.

-В первом словосочетании окончания прилагательных под ударением, а во втором – безударные.

- В Р.п. Д.п. Т.п. П.п. одинаковые окончания, и отвечают эти прилагательные в этих падежах на одни и те же вопросы. Ударные и безударные окончания имен прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы пишутся одинаково.

Физкультминутка

УУД:

- действовать по предложенному плану; осуществлять самоконтроль (р.);

- слушать и понимать речь учителя (к.)


Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Я буду называть словосочетания. Если в словосочетании имеется прилагательное в ед. ч., вы приседаете, а если во мн. ч. – шагаете на месте.

Зимняя дорога, вкусная ягода, стройные деревья, высокий забор, лесные тропы, новые тетради, красное яблоко, интересные рассказы.


Закрепление нового материала

Предметные:

-иметь знания об имени прилагательном;

-иметь навыки правописания окончаний имён прилагательных в единственном числе;

-уметь проверять написание окончаний, устанавливать написание;

-устанавливать связь слов в предложении;

-правильно ставить вопрос и распознавать падеж.

УУД:

- принимать учебную задачу, прогнозировать (р.);

- анализировать с выделением существенных признаков (п.);

- делать выводы; представлять результаты анализа (п.);

- участвовать в диалоге, строить рассуждение (к.)





Брат позвал старш.. сестру.

Самолет вырулил на взлетн.. полосу.

Грузовик ехал по проселочн.. дороге

Путник остановился около березов.. рощи.


























Вставить пропущенные окончания в именах прилагательных женского рода с твердым согласным на конце основы.

Брат позвал старш.. сестру.

Самолет вырулил на взлетн.. полосу.

Грузовик ехал по проселочн.. дороге

Путник остановился около березов.. рощи.

Дети называют вставленные окончания.

-Что нужно знать, чтобы доказать правильность написанных вами окончаний?


-Все согласны? Оцените работу одноклассников знаками «+» или «-».


Упражнение 76. Просклоняйте письменно прилагательные вместе с существительными.

Ледяная горка, сухая ветка, чистая посуда.


По одному ученику у доски. Остальные выполняют работу в тетрадях.



-Как определить падеж ИП?

-Как выделяют ИП в предложении?

-Для чего нужны ИП?


Упражнение 77. Спишите. Поставьте прилагательные, данные в скобках, в нужном падеже. Укажите их род и падеж, выделите окончания.

2 предложения:

От озера к лесу можно пройти по (широкая) тропе.

(Рыжая) белке много надо сделать запасов на зиму.



Дети записывают предложения с доски, вставляя пропущенные окончания в именах прилагательных. Комментируют написание.

 -Нужно определить род, основу слова, падеж прилагательного.


-«+»







Ученики у доски комментируют написание. Выделяют окончания. Обозначают падежи.








Дети записывают предложения, вставляя пропущенные окончания в именах прилагательных. Комментируют написание.

Подведение итогов урока

УУД:

- оценивать свои достижения (л.);

- моделировать (п.)


-О чем мы говорили на сегодняшнем уроке? Что вам показалось интересным?

- Что нового узнали?

Домашнее задание - упражнение 78.

Прошу отвечающих у доски подать мне дневники.

Воспринимают речь учителя, отвечают на вопросы.