Актуализация практических и теоретических знаний. Цель. Повторить теоретический материал, актуализировать опорные знания и способы деятельности | Предлагает повторить некоторые теоретические вопросы по данной теме. (фронтальный опрос, работа с презентацией). Задает вопросы: Что значит решить уравнение? Какие основные методы решения уравнений? Предлагает повторить необходимые для урока сведения. Для каждого варианта - задания на слайде, продолжить каждую запись. Время выполнения 3 минуты. | 1 вариант  2 вариант  | Принимают активное участие в беседе, отвечают на поставленные вопросы Решить уравнение- значит найти его корни или доказать, что их нет. Основные методы: -метод разложения на множители; -метод замены переменной; -функционально-графический метод; -Решение простейших тригонометрических уравнений; -формулы преобразования тригонометрических выражений; -Табличные значения тригонометрических функций Соединить вопрос с верным ответом  Ответы 2 варианта  | Осуществляют самооценку | Контролируют правильность ответов обучающихся; - Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя |
Цель. Повторить на практике форму записи решения простейших тригонометрических уравнений и основные формулы преобразования. | Предлагает решить простейшие уравнения в 1-й части экзаменационной работы, без умения решать их не справиться с более сложными уравнениями. - Выбрать вариант ответа и указать применяемую формулу. —Какие формулы надо применить, чтобы свести следующие уравнения к простейшим? - С какими затруднениями встретились? Как их разрешили? |        | Ответ1) Частный случай. Ответ 3) Формула двойного угла для косинуса Формула для синуса разности аргументов. Ответ 1) Формулы приведения. Ответ 1) Основная формула 1+ tg² х= Ответ 2) Формула двойного угла для синуса. Выносим косинус за скобки. В скобках синус равен 1,5, что за границами области значений. Ответ 4) Ответ 2). Разложим на множители. Для выбора корней воспользуемся окружностью. | Понимают причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности | Определять последовательность действий для достижения результата; Осуществлять учебные действия по намеченному плану |
Работа в группах. Цель: Повторить виды уравнений и методы их решения | Класс разбит на группы из 5-7 человек. В каждой группе есть ученик -консультант. Предлагает: -Каждой группе несколько уравнений. Необходимо, если возможно,определить: вид уравнений ; метод, который будет использоваться в решении этих уравнений. Решить уравнения одно - два из них (по выбору группы) записать на доске и прокомментировать решение. Какие преобразования надо сделать, чтобы перейти к простейшему уравнению? Осуществляет индивидуальный контроль Какие преобразования надо сделать, чтобы перейти к простейшему уравнению? Осуществляет индивидуальный контроль Какие преобразования надо сделать, чтобы перейти к простейшему уравнению? Осуществляет индивидуальный контроль Какие преобразования надо сделать, чтобы перейти к простейшему уравнению? Осуществляет индивидуальный контроль | 1 группа Уравнения, решаемые алгебраическими методами (методом разложения на множители, методом введения новой переменной).  2 группа Однородные уравнения и сводимые к ним.  3 группа Неоднородные уравнения.  4 группа Уравнения, решаемые при помощи преобразований, на основе формул преобразования сумм в произведение, произведения в сумму, понижения степени.  | Учащиеся решают уравнения сначала в тетрадях. Представители групп решают уравнения на доске, комментируя свои действия. Обязательно называется метод решения 1.а) заменить на а, где аЄ [-1;1]; б) формула двойного угла для синуса, выносим за скобки; в) заменить на, учесть ОДЗ и решить квадратное уравнение относительно тангенса.; г) применить формулу двойного угла для косинуса и решить квадратное уравнение относительно косинуса; д) ) применить формулу двойного угла для косинуса и решить квадратное уравнение относительно синуса. 2. Так как синус и косинус не могут одновременно равняться 0, то делим левую и правую часть уравнения : а) на ; б) сведем уравнение к однородному, умножив 2 на + =1, затем приводим подобные слагаемые и делим на; в) переносим все слагаемые в левую часть уравнения и делим на; г) выносим за скобку и приравниваем каждый множитель к нулю. 3.При решении уравнений применяем метод введения вспомогательного аргумента. А + В =С , где С=. 4. Для решения уравнений сначала применяем формулы преобразования сумм в произведение, произведения в сумму, понижения степени. а) в левой части уравнения косинус разности х и , формула приведения sin ( п + ) б) формула разности косинусов и затем разложении на множители; в) формула произведения синуса и косинуса, затем формула суммы синусов и равенство нулю произведения двух функций; г) формулы понижения степени, суммы косинусов и разложение на множители. Получим произведение равное нулю; д) выносим за скобки в скобке получим , а затем получим формулу двойного аргумента и в левой части  | Дают оценку деятельности по ее результатам, (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оформлять решение. - Анализируют и оценивают выполненную работу ) |
| - Предлагает выбрать для самостоятельного решения не менее трех уравнений из подходящего для вас столбика. В итоге решения выработать рекомендации по решению тригонометрических уравнений. Для этого ответьте на вопросы: - Какие действия вы предпринимаете, если при решении уравнения: а) функции разные, но аргумент общий; б) аргументы функций отличаются в 2 раза; в 4 раза; в) есть функции одного аргумента степени выше первой; г) когда можно применить метод вспомогательного аргумента; д) когда применяем преобразования, на основе формул преобразования сумм в произведение, произведения в сумму, понижения степени? За уравнения : 1-го столбика-«3», 2-го столбика- «4», 3-го столбика-«5» | Уравнение на «3» 1); 2) ; 3) 4) ; 5) ; 6) ; 7) Уравнения на «4» 1); 2); 3) ; 4) ; 5) 6) . Уравнения на «5» 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) . | Анализируют уравнения , Производят отбор уравнений для решения, Решают уравнения Оформляют в тетради решение Предлагают формулы преобразования. Самостоятельно выбирают уравнения для решения -Для и применяем формулы 2-го аргумента. Сводим функции к одному аргументу. - Применяем формулы приведения, чтобы перейти к одному аргументу. - Уравнения решаем при помощи преобразований, на основе формул преобразования сумм в произведение, произведения в сумму. - Уравнения решаем при помощи преобразований, на основе формул преобразования сумм в произведение, произведения в сумму, понижения степени. Решая уравнения, учащиеся выдвигают рекомендации, которые понадобились им при решении уравнений | Осуществляют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | - Определять последовательность действий для достижения результата; Выдвигать версии, определять средства решения уравнений, планировать деятельность |
Итог урока. Цель: Выработка рекомендаций для решения тригонометрических уравнений | Обобщим те рекомендации, которые понадобились вам при решении уравнений. В итоге получаем. Учитель формулирует начало предложения, а учащиеся заканчивают его. Варианты ответов предлагаются. Выбираем подходящий. | Рекомендации по решению тригонометрических уравнений. Если аргументы функций одинаковые, попробовать получить одинаковые функции… Если аргументы функций отличаются в два раза, попробовать получить одинаковые аргументы… Если аргументы функций отличаются в четыре раза, попробовать их привести… Если есть функции одного аргумента, степени свыше первой, попробовать понизить степень… Пример: Если есть сумма одноименных функций первой степени с разными аргументами (вне случаев 2,3)… Если есть сумма разноимённых функций первой степени с разными аргументами (вне случаев 2, 3)… Если в уравнении есть произведение косинусов (синусов) различных аргументов, попробовать свести его к формуле синус двойного аргумента… Пример: Если в уравнении есть числовое слагаемое (множитель)… Например: | Варианты дополнений: используя формулы без изменения аргументов. используя формулы двойного аргумента. к промежуточному двойному аргументу. используя формулы понижения степени или формулы сокращенного умножения попробовать преобразовать сумму в произведение для появления общего множителя. попробовать использовать формулы приведения, получить затем случай 5. умножив и разделив это выражение на синус (косинус) подходящего аргумента: то его можно представить в виде значений функции угла. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке. | Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха. |
Рефлексия. | Подходит к концу наш урок, мне кажется, что сегодня многие из вас сделали хоть маленькое открытие, кто-то решил без ошибок, для кого-то стали яснее методы решения - Мне хотелось, чтобы вы продолжили предложение: «Сегодня я на уроке хорошо понял(а)…» «Сегодня на уроке для меня было важным…» Варианты: Классификация уравнений. Методы решения уравнений Без ошибок решения Решать уравнения для успешной сдачи ЕГЭ Усердие Внимание Приводить мысли в порядок. - Спасибо. До свидания | | Учащиеся дают ответы, подводя итог урока. До свидания | Проводят самооценку своей деятельности на уроке. | -Анализируют и оценивают выполненную работу - Дают оценку деятельности по ее результатам, |