Технологическая карта урока (учебного занятия) с применением новых образовательных технологий, ИКТ и ЭОР по теме «Малые формы ансамблевого музицирования».
Объединение: «Шестиструнная гитара».
Год обучения: второй.
Количество обучающихся: 15.
Возраст обучающихся: 13-17 лет.
Тема: Малые формы ансамблевого музицирования.
Преподаватель: Верещагина М.Е.
Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и способов деятельности.
Вид урока: традиционный, с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.
Дидактическая цель: создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения воспитанниками комплекса знаний и способов деятельности.
Цель урока: применить практические знания и освоенные способы вокально-музыкальной деятельности с использованием малых форм ансамблевого музицирования на материале изучаемых произведений Ю. Шевчука. Оптимизировать коллективную музыкально-творческую деятельность с помощью средств ЭОР и ИКТ.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию;
-развитие мышления, творческой инициативы;
-приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук; правильно исполнять партии при игре в ансамбле; передавать ритмический рисунок и эмоциональность при воспроизведении инструментальных и вокальных партий; оценка индивидуальной, групповой и коллективной музыкально-исполнительской деятельности
Психологические условия на уроке:
Мобилизация внимания, познавательная активность, оптимальный темп урока, гибкость, умение композиционно перестроить урок с учетом складывающей ситуации, психологический микроклимат на уроке.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить изученные теоретические знания в области гитарного аккомпанемента и ансамблевого музицирования; учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения; формировать практические умения в использовании электронно-образовательных ресурсов и средств ИКТ.
Развивающие: развивать вокальные навыки и практические умения в овладении инструментом с использованием групповых форм организации деятельности, развивать познавательную и творческую активность через различные виды музыкальной деятельности; развивать и активизировать музыкально-слуховую сферу учащихся; развивать исполнительскую выдержку в процессе работы над музыкально-исполнительским материалом.
Воспитывающие: формировать устойчивый интерес к современной отечественной музыкальной культуре; воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине; воспитывать навыки коммуникативной культуры; формировать потребность в самостоятельной музыкально - творческой деятельности.
Формируемые универсальные учебные действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения воспринимать на слух и эмоционально исполнять музыкальные произведения; высказываться о музыке; умения находить способы решения проблем творческого характера; умения структурировать полученную информацию в нужной форме.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач; умения осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; умения осуществлять рефлексию своих действий.
Виды деятельности на уроке:
1. Слушание музыки
2. Рассуждения о музыке
4. Исполнительская деятельность (игра на музыкальном инструменте)
5.Ансамблевое музицирование.
5.Пение
6. Музыкально-познавательная деятельность
Средства обучения:
ТСО: мультимедиа проектор, ноутбук с необходимым программным обеспечением– 4 шт. ЭОР: презентация, аудиозаписи и видеофрагменты песен Ю.Шевчука, тюнер для настройки гитары AP Guitar Tuner v. 1.02, метроном - программа Guitar, электронный справочник по аккордам Accords, электронный справочник для транспозиции аккордов Adaptation. Музыкальные инструменты: (гитара) – 15 шт.; дидактический материал: справочные таблицы «Расположение тоник основных аккордов в пределах семи ладов»; тексты песен Ю. Шевчука с аккордовой системой обозначения - «Не стреляй», «Разговор на войне», «Капитан Колесников»; рабочие тетради учащихся.
Применение новых образовательных технологий:
1. Технология обучения в сотрудничестве.
2.Технология личностно-ориентированного обучения.
3.Технология проблемного обучения.
4. Технология КТД.
План урока:
I. Оргмомент.
II. Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.
III. Мотивация. Целеполагание.
IV. Динамическая пауза
V.Самостоятельное применение
знаний в сходных и новых ситуациях.
VI.Самоконтроль и контроль. Коррекция.
VII.Информация о домашнем задании.
VIII.Рефлексия.
Технологическая карта урока.
Этапы учебного занятия | Деятельность педагога | Деятельность ученика | Методы, приёмы, формы организации деятельности | Средства обучения: информационные источники и ЭОР |
1.Организационный момент- 2 мин. | Настраивает учащихся на работу, создаёт позитивный эмоциональный настрой на предстоящую работу. | Приветствуют друг друга, мобилизуются и настраиваются на работу в классе. | Коллективная | Презентация, слайд №1 (песняЮ. Шевчука «Родина») |
2.Актуализация комплекса знаний и способов деятельности – 5 мин. | Задаёт вопросы, корректирует ответы обучающихся, по пройденному материалу (актуализация ключевых понятий, терминов и способов организации музыкальной деятельности с использованием форм ансамблевого музицирования) | Воспринимают информацию, отвечают на вопросы, аргументируя свою точку зрения, корректируя и дополняя друг друга. | Опрос, беседа | Презентация, слайд №2-№6 |
3.Мотивация. Целеполагание – 2 мин. | Подводит обучающихся к самостоятельной формулировке темы и цели занятия. Проводит инструктаж по предстоящей деятельности учащихся на уроке. | Формулируют свои предположения, аргументируя свою точку зрения, дополняя и корректируя друг друга. | Беседа. Инструктаж. | Презентация, слайд №7-№8 |
4. Динамическая пауза – 3 мин. | Инструктирует, выполняя вместе с детьми, наглядно показывая, корректируя и помогая учащимся. | Выполняют: упражнения – распевки для разогревания голосового аппарата; разминочное упражнение «Шагающие пальчики», направленное на развитие гибкости пальцев правой руки; упражнение «Ритм» на развитие чувства ритма и внутреннего слуха. | Всем коллективом. Упражнения- распевки; упражнения: «Шагающие пальчики», «Ритм». | Презентация, слайд №9-№10 |
5. Самостоятельное применение знаний в сходных и новых ситуациях – 25 мин. | Организует работу групп сотрудничества. Роли распределяются соответствии с психо-физическими особенностями и уровнем подготовки учащихся. Объясняет, что задача группы – оптимизировать работу группы и выйти на более высокий уровень исполнительского мастерства. Наблюдает, консультирует, даёт рекомендации, направляет, помогает, корректирует. | Производят деление на группы сотрудничества. Делегируют полномочия, распределяя исполнительские партии в группе (вокал, аккомпанемент, партия баса), выбирают эксперта и консультанта. Настраивают инструменты, готовят индивидуальные исполнительские партии, с опорой на ЭОР. Отрабатывают навыки совместного исполнения, синхронизации и согласованности действий вокалиста, аккомпаниатора, бас-гитариста. Консультируются с экспертом группы. | Инструктаж. Самостоятельная работа в группах сотрудничества Индивидуальная работа над исполнительскими партиями, с опорой на ЭОР. Групповая работа с использованием малых форм ансамблевого музицирования. | Тексты песни Ю. Шевчука в аккордовой системе обозначения. Тюнер для настройки гитары AP Guitar Tuner v. 1.0; метроном - программа Guitar; электронный справочник по аккордам Accords, электронный справочник для транспозиции аккордов Adaptation. |
6. Контроль и самоконтроль, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция – 5 мин. | Слушает, наблюдает за слаженностью выступления каждой группы, оценивает. Выявляет качество и уровень владения вокальными навыками и исполнительскими умениями учащихся при использовании коллективной формы исполнении песни. Выявляет проблемные места, причины затруднений. | Исполняют песни в составе трио, используя накопленные знания и умения, сверяясь с эталоном. Выявляют проблемные места, корректируют. Оценивают индивидуальную работу друг друга и коллективный творческий продукт, руководствуясь памяткой с разработанными критериями. | Исполнение песни в составе трио. Кллективное исполнениеКоллективное обсуждение. Работа по памяткам. | Презентация, слайд № 11. Аудиофрагмент песни Ю. Шевчу ка |
7. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению - 1 мин. | Озвучивает информацию о домашнем задании. Инструктирует, даёт рекомендации к выполнению. | Принимают информацию, записывают задание в тетради, задают уточняющие вопросы. | | |
8.Рефлексия (подведение итогов) - 3 мин. | Подводит итоги. Выясняет, достигли ли учащиеся цели. Задаёт вопросы о впечатлениях от занятия и эмоциональном настрое воспитанников по окончанию урока. Актуализирует применение средств ЭОР на уроке. Создаёт ситуацию успеха для каждого участника общего творческого дела. Мотивирует коллектив на дальнейшую продуктивную совместную деятельность в музыкальном коллективе. | Дают итоговую оценку своей работе на уроке. Рассказывают о своих впечатлениях, используя приём «Смайлики». Делятся мнениями о видах деятельности, которыми занимались на уроке (слушали песню; рассуждали; играли на музыкальных инструментах по партиям и в составе трио; пели; коллективно исполнили песню из репертуара Ю. Шевчука, используя в подготовке к выступлению средства ЭОР; оценивали свою работу) | Коллективное обсуждение. Приём «Смайли ки» | Видеофрагмент. |