СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"»

Предмет:  МАТЕМАТИКА

Уровень образования:  СРЕДНИЙ

Тема:  «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»

Тип урока:  ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Форма проведения урокаурок изучения нового материала

Участники:  ОБУЧАЮЩИЕСЯ 5 КЛАССА

Цель:

 обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания,

формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.                                                              

Задачи

формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных  инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Основные понятия: ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА

Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика

Необходимое техническое оборудование:

            - интерактивная доска,

            -  мультимедиа проектор,

            - презентация,

            - чертёжные принадлежности.                                                                                                                                                                                     Ресурсы: 

  1. Виленкин Н.Я.  и др.Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Мнемозина, 2013.

  2. Ерина  Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс», 2014.

  3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2014.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность 

учителя 

Деятельность 

обучающихся

ФОУД

Мотивационный.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи, 
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!

Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.

Ф

Актуализация знаний обучающихся

К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб. 
Предлагаю вам  рассмотреть  эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить друг другу на вопросы.

Обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда:            

 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?
3) Что можно сказать о его противоположных гранях? 

4) Какие измерения есть у параллелепипеда?                

 5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин? 
6) Из каких фигур состоит поверхность куба?
7) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

П

Самостоятельная работа по карточкам

Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 

1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.

2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.

3. У куба все грани являются квадратами.

4. У параллелепипеда 8 ребер.

5. У куба все ребра равны.

6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. 

Обучающиеся напротив вопросов ставят + или  –

+


-


+

-

+

+

И

Практическая работа №1

  1. 1. Измерь длину, ширину, высоту модели и запиши их.

  2. 2. Вычисли площадь каждой грани модели.

  3. 3. Сделайте вывод о площадях противоположных граней и запиши его.

  4. 4. Вычислите площадь всей поверхности вашего прямоугольного параллелепипеда.

  5. 5. Сделайте вывод.

Обучающиеся меняются моделями прямоугольного параллелепипеда и куба, выполняют практическую работу и делают соответствующие выводы

П

Физкультминутка


Раз – подняться на носки и улыбнуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

Г

Постановка проблемы

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г. Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для  обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника-  достигает 4 куб. м.  Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:

  1. Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.

  2. Надо знать сколько обучающихся в классе.

  3. Сколько воздуха находится в классной комнате?

  4. И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

Ф

Гипотеза


Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и  научимся  его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.

Ф

Тема урока

Итак, кто сформулирует тему урока?

Какие должны быть цели урока?






Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?

Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока.

Надо перемножить все три его измерения

V=аbс

Ф

Решение задачи у доски


Дано: а=5 м, b=6 м, с=35 дм. 

К=7-количество обучающихся

V=аbс,

V=50дм×60дм×35дм= 105000дм= 105м3  

V1= 4 м3,  V: К=105 м3:7=15 м3.

Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН.

Ф

Проблемка

 А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба.

Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3

Г

Практическая работа №2

Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы кубов, которые вы сделали к уроку.

Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба.

И

Физкультминутка

 Рисуй глазами треугольник.

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально, и в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!


ф

БЛИЦ – ОПРОС

Вставьте пропущенные слова (учитель, используя 2 слайда, читает предложения с пропущенными словами, а обучающиеся  устно вставляют их).

1. Для измерения объемов применяются единицы измерения: 

(мм3, см3, дм3, м3, км3, мл, л)

2. Если фигуру разделить на части, объем её равен(сумме объемов всех частей этого тела)

3. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению(длины, ширины и высоты)

4. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объемы всегда(равны)

5. Если у двух параллелепипедов объемы равны, то их измерения (могут быть разными или равными)
/p

6. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы(равны).

7. В 1 м3 содержится(1000000) см3.

9. Если длину прямоугольного параллелепипеда               увеличить в два раза, то его объем(увеличится)

  в 2 раз.

10. Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем(увеличится) в раз.

11.Прямоугольный параллелепипед с объемом 24 см3 может иметь такие измерения: (a=2 см, b=3см , c=4 см) .

Ф

Дифференцированная самостоятельная работа

На слайде даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях
















1 уровень

1.Найдите объём куба с ребром 7дм.

2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,

ширина 2см, высота 3см.

3.Объём спортивного зала 320 м³, высота 4м, длина 10м. Найдите площадь стен.

2 уровень

1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?

2.  Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, 

 а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

  1. уровень

1. Объем бассейна равен 100 м3, а стороны основания 10 м и 5 м. Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна?

2. Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено?

3. Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется?

И

Домащнее задание

Учитель комментирует домашнее задание , записанное на слайде

 Стр125-126, п. 21 ( учить формулы) для всех

 1 уровень: 1) Стр.129, №840, 841, 

  1. уровень:  1) Стр.129, № 842; 

2)Задача:  Сколько понадобится краски, чтобы перекрасить поверхность вашего куба, если для покраски 16 кв. см поверхности нужно 2 г краски? Попытайтесь нарисовать этот куб в тетради и покрасьте в любой цвет. 

3 уровень: 1) Стр.129, № 843;

2)Задача: Найдите объем и площадь наружной поверхности бака без крышки.  Сколько понадобится краски, чтобы покрасить этот бак снаружи и изнутри, если на покраску 1 дм2 нужно 2 г краски? 

         Сколько литров бензина можно влить в этот бак?

Карточки на повторение (по желанию )для всех.

Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради

Ф

Рефлексия

Прошу вас теперь подвести итоги урока 

НА УРОКЕ

  1.  Я узнал…

  2.  Я научился…

  3.  Мне понравилось…

  4.  Я затруднялся…

  5.  Моё настроение…

и оставить смайлики соответствующие записям

-  Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей,

чувствовал(а) себя уверенно.

  1. - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

И

Логическое завершение урока

Учитель благодарит обучающихся за плодотворную  совместную работу на уроке:

  Спасибо, ребята, вам всем за урок,                                        Пусть все эти знанья будут вам впрок.                                Пусть вам пригодятся                                                                Все знанья объема,                                                                    Когда вы ремонт                                                                       Затеете дома,                                                                               Когда собираете в путь чемодан,                                                Когда задвигаете в угол диван,                                            Когда наливаете в банку воды,                                                     С объемом и площадью будьте на “ты”.                                     Теперь говорю я вам всем “до свидания”,                           Окончен урок. Благодарю за вниманье.

Психологический настрой на подведение итогов урока

Ф




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!