СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 5 классе "Застывшая музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок расширяет и углубляет знания с применением технологии развивающего обучения, педагогики сотрудничества информационно - коммуникационной, здоровьесберегающей, индивидуально - ориентированной технологии. 

Так же раскрывает взаимообогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе "Застывшая музыка"»

Технологическая карта урока

Учитель: Крючкова Ольга Анатольевна, МБОУ «Средняя школа №12» г. Дзержинска Нижегородской области

Предмет: Музыка

Класс: 3

Раздел программы: «Россия – Родина моя»

Урок № 4

Тема урока: Кантата С. Прокофьева «Александр Невский»

Тип урока: изучение нового материала, путешествие с применением технологии развивающего обучения, педагогики сотрудничества, информационно – коммуникационная, здоровьесберегающая, индивидуально – ориентированная технологии

Время проведения: 45 минут

Базовый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина - «Музыка» 3класс

Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Кантата С. Прокофьева – «Александр Невский», синтезатор, звуковые колонки

Образовательные ресурсы: Учебник стр. 16, 17; триптих П. Корина «Александр Невский»; иллюстрация ордена Александр Невский; портрет С. Прокофьева

Музыкальный материал: Колокольный звон, «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева

Цель урока: Создать условия для развития умений определять музыкальную форму произведения, раскрывая замысел композитора

Задачи:

образовательная сформировать знания о музыкальной форме кантаты «Александр Невский»

развивающая - способствовать развитию внимания, памяти при работе с информацией, развивать познавательный интерес к предмету, творческие способности, образное мышление

воспитательная: способствовать формированию навыков коммуникативного общения, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, целеустремленность

Планируемые результаты (предметные): понимание и определение понятий кантата, набат, вступление, умение определять произведение, состоящее из нескольких частей, определение 3-частной формы, исполнение движением руки партии колокола, сравнение иконы и картины художников, раскрытие музыкального образа, понимание замысла композитора, понимание возможности музыки передавать чувства и мысли человека

Личностные результаты : проявление эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения различного образного содержания

Метапредметные универсальные учебные действия:

Познавательные: ориентирование в разнообразии способов решения задач, проявление интереса к музыке, сравнение музыкальных и

художественных образов, музыкальной фразы, выразительности интонаций, передача состояний героев произведения

Регулятивные: выполнение учебных действий в качестве слушателя, понимание цели выполняемых действий

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии, умение вести диалог, слушание собеседника













Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные



Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные




Музыка

3 класс

Кантата С. Прокофьева «Александр Невский»

Наблюдение, слушание музыки, устный опрос, пластическое интонирование

Изучение нового материала, путешествие

Проявление эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения различного образного содержания

Ориентирование в разнообразии способов решения задач, проявление интереса к музыке, сравнение музыкальных и художественных образов, музыкальной фразы, выразительности интонаций, передача состояний героев произведения

Выполнение учебных действий в качестве слушателя, понимание цели выполняемых действий

Проявление активности во взаимодействии, умение вести диалог, слушание собеседника

Понимание и определение понятий кантата, набат, вступление, умение определять произведение, состоящее из нескольких частей, определение 3-частной формы, исполнение движением руки партии колокола, сравнение иконы и картины художников, раскрытие музыкального образа, понимание замысла композитора, понимание возможности музыки передавать чувства и мысли человека

Работа в группах,

с текстом учебника,

ведение диалога, объяснение, слушание собеседника


Оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор презентация «Кантата

С. Прокофьева – «Александр Невский»,

музыкальный материал: колокольный звон, «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева








Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно - мотивационный

Приветствие с обучающимися, эмоциональный настрой на совместную работу:

«Добрый день, ребята! Встретились мы снова.

Слушать музыку и петь,

Надеюсь, вы готовы?»

Проверим готовность к уроку


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Погружаются в благоприятную атмосферу

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок

- самоорганизация

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия,

прогнозировать свои действия на уроке

2. Постановка цели, задач

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по военным страницам истории нашей Родины, услышим музыку, написанную в XIII веке. На уроке мы будем и слушателями, и исполнителями. Нам потребуются все ваши знания и умения, будьте внимательны, и вы узнаете много нового и интересного

- Прочитайте в учебнике на странице 16 тему урока

- Мы познакомимся сегодня с новым жанром вокально-инструментального творчества

- Какие задачи вы перед собой ставите, что хотите узнать?

Слушают учителя. Формируют и принимают учебную задачу, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Проявляют эмоциональное отношение в учебно – познавательной деятельности






Работают с учебником





Отвечают на вопросы учителя, формируют учебные задачи


Личностные:

- активизация имеющихся ранее знаний

- активное погружение в тему

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель

- осознание значимости поставленных учебных задач

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания

- умение выделять и формулировать задачи

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные:

- закрепление знаний по предыдущим темам

3. Актуализация знаний

Звучит колокольный набат

Учитель читает:

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм златоглавый

С колоколами…

К себе он тянет неудержимо, Зовет и манит он в край родимый…

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает

- Вы слышали раньше колокольный звон?

- Когда звонят колокола?

- Раньше на Руси колокола звонили в великие праздники – благовесты. Это радостный перезвон. В тяжелую минуту испытаний колокола звонили набаты, предупреждая людей о нависшей опасности

- О каких опасностях может предупредить набат?

- Перезвоном колоколов встречали воинов, которые возвращались с победой в родные края

Показ фрагмента триптиха П.Корина «Александр Невский»

-Кто изображен на картине?

- Что вы знаете об этом герое?

- На Неве князь Александр силами своей дружины – 200 человек – разгромил более 2000 шведов, не понеся потерь среди своих. Эта битва известна нам как «Ледовое побоище». За верность России, за веру Александр Невский был канонизирован

- На странице 17 учебника прочитайте слова, которые сказал князь врагам

- Как вы понимаете смысл этих слов?

- В 1942 году был учрежден орден Александра Невского (показ изображения ордена), которым награждались офицеры Красной Армии за проявленную личную отвагу, а также был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С. Прокофьевым была написана музыка

Слушают учителя











Отвечают на вопрос, рассуждают, предполагают



Слушают учителя







Делают предположения


Слушают учителя



Рассматривают репродукцию


- Александр Невский

Отвечают на вопрос

Слушают учителя








Работают с учебником



Рассуждают


Слушают учителя

Личностные:

- формирование мотивации к обучению и познанию

- ценностно-смысловые установки учащихся: пробуждение веры в свой народ, в Россию чувства личной ответственности за Отечество, гордость и восхищение подвигами Александра Невского, чувство патриотизма, обогащение духовного мира учащихся

Регулятивные:

- формирование взаимоотношений с окружающими

- самостоятельное различие особенностей построения музыки: двухчастная, трехчастная

Познавательные:

- определение выразительные х возможностей различных музыкальных образов

Коммуникативные:

- выявление различных по смыслу музыкальных интонаций

Предметные:

- запоминание учебного материала

- осознанное и произвольное речевое высказывание в

устной форме


4. Физкультминутка

Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся

Учащиеся повторяют физические упражнения

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни

5. Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания

Звучит «Песнь об Александре Невском» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева

- Как вы думаете, к какому жанру относится произведение?

- Это кантата

- Прочитайте в учебнике на странице 16 определение

- В кантате есть очень известный хор «Вставайте, люди русские»

- С чего начинается хор?

Учитель эмоционально читает текст «Вставайте, люди русские»

Звучит хор «Вставайте, люди русские»

- Сколько частей вы услышали в этом произведении?

- 1 и 3 часть исполняется энергично в сочетании с напевностью, передавая героический характер музыки

- Какая музыка во 2 части?

- Это сближает ее с русской народной песней

Слушают произведение



Рассуждают, обосновывают свое мнение



Работают с учебником


Слушают учителя


- Со вступления

Слушают учителя


Слушают произведение


- 3 части


- Слушают учителя




- Широкая, распевная

Личностные:

- осмысление темы нового материала и основных

вопросов, подлежащих усвоению

Регулятивные:

- самостоятельное ориентирование в информационном

пространстве

Познавательные:

- осуществление познавательной и практической

деятельности

Коммуникативные:

- выражение положительных отношений к процессу

познания: внимание, удивление, желание больше

узнать

Предметные:

- запоминание учебного материала

- осознанное и произвольное речевое высказывание в

устной форме

6. Первичное закрепление

- Давайте еще раз послушаем хор Постарайтесь при помощи движений рук передать характер музыки

Повторное слушание с пластическим интонированием

- На прошлом уроке мы слушали канты

- В чем разница между кантом и кантатой?

Слушают произведение с пластическим интонированием







- В кантате несколько разных частей с единым содержанием, в канте - одна

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи

7. Рефлексия (итог урока)

Подводит итог урока

Совместно с учащимися оценивает работу каждого

- Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов!


Оценивают работу на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Проводят самооценку


Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников

8. Домашнее задание

Объясняет задание

- Ответьте на вопросы: страница 17 учебника

- При помощи колокольчика постарайтесь изобразить тревожный набат, нежное и протяжное звучание, радостный перезвон

Играет музыкальный выход с урока

Слушают объяснение учителя

Записывают вопросы в тетради, в дневнике - Стр. 16, 17

Осмысливают домашнее задание

Уходят с урока под музыку











Технологическая карта урока

Учитель: Крючкова Ольга Анатольевна, МБОУ «Средняя школа №12» г. Дзержинска Нижегородской области

Предмет: Музыка

Класс: 4

Раздел программы: «День, полный событий»

Урок № 3

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

Тип урока: сообщение и усвоение новых знаний с применением технологии развивающего обучения, педагогики сотрудничества, информационно – коммуникационная, здоровьесберегающая, индивидуально – ориентированная технологии

Время проведения: 45 минут

Базовый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина - «Музыка» 4 класс

Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда, синтезатор, звуковые колонки

Образовательные ресурсы: учебник стр. 48 – 51; иллюстрации сказок А. Пушкина; портрет Н. Римского - Корсакова; рабочая тетрадь с 14, 15

Музыкальный материал: вступление ко 2 действию оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…», музыкальная запись оркестровых фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане»

Цель урока: Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися  особенностей    воплощения  литературных образов  «Сказки о царе Салтане»  А. С. Пушкина в  опере Н. А. Римского – Корсакова

Задачи:

образовательная - формирование знаний о выразительности и изобразительности в музыке

развивающая - развитие внимания, памяти при работе с информацией, познавательного интереса к предмету, творческих способностей, образного мышления

воспитательная - формирование навыков коммуникативного общения, воспитание самостоятельности, усидчивости, целеустремленности

Планируемые результаты (предметные):

- конкретизация   знаний о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа

- создание  условий  для  ознакомления  учащихся  с  особенностями интонационно - образного словаря  композитора Н. А. Римского –

Корсакова



Личностные результаты:

- способствование  эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения

- создание  условий  для  развития  творческого потенциала

- формирование  мотивационной  направленности  на продуктивную музыкально – творческую деятельность



Метапредметные универсальные учебные действия:



Познавательные – владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке



Регулятивные обобщенность действий, критичность, развитие образного мышления



Коммуникативные – оценка действий партнера в групповой деятельности, умение устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение









Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Личностные


Метапредметные

Предметные

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Музыка

4 класс

«Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

Сопоставление музыкальных образов и литературного произведения

наблюдение, слушание музыки, устный опрос, пластическое интонирование

Комбинированный

Способствование эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения,

создание условий для развития творческого потенциала,

формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально – творческую деятельность

Владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке

владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышления о музыке

Оценка действий партнера в групповой деятельности, умение устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение


Конкретизация знаний о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа,

создание  условий  для  ознакомления  учащихся  с  особенностями интонационно - образного словаря  композитора Н. А. Римского –

Корсакова

Работа в группах,

с текстом учебника,

ведение диалога, объяснение, слушание собеседника


Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор презентация «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда

Образовательные ресурсы: учебник стр. 48 – 51; иллюстрации сказок А. Пушкина; портрет Н. Римского - Корсакова; рабочая тетрадь с 14, 15

Музыкальный материал: вступление ко 2 действию оперы Н. Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане…», музыкальная запись оркестровых фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане»













Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно - мотивационный

Приветствие с обучающимися «Здравствуйте!»:

создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение

попевки – приветствия, организует диалог, направленный на повторение пройденного:

- С творчеством какого поэта связаны наши уроки?

- Зачем сопоставляем поэзию Пушкина и музыкальные произведения?

- Каждый урок – страничка из альбома о жизни А.С.Пушкина. Какой теме был посвящен последний листок?

Организует появление интереса у детей (через побуждающий диалог):

- О чем А.С.Пушкин мог сказать следующие строки:

« Наперсница волшебной старины, друг вымыслов, игривых и печальных?»

Коллективно исполняют попевку «Здравствуйте!»

Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания

Проявляют интерес к теме

Обсуждают и ищут правильный ответ

Личностные:

- пробуждение эмоциональной

отзывчивости

- формирование учебной мотивации

Коммуникативные:

- согласование своих действий с

действиями одноклассников,

- проявление доброжелательного

отношения к окружающим

Регулятивные:

- согласование песни и музыки

Познавательные:

- построение логической цепи

рассуждений

2. Актуализация знаний

Задает вопросы

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

Через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока:

- Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина?

- А как может начинаться музыкальная сказка, без слов?

Показ музыкальных примеров на фортепиано (синтезаторе)

Внимательно слушают и отвечают на вопросы

Используют знания, полученные ранее

Вспоминают варианты зачинов, начинающих сказки

Слушают музыкальный фрагмент, анализируют средства музыкальной выразительности, представляют каким персонажам соответствовало музыкальное вступление, подбирают тембры инструментов оркестра, соответсвующие характеру интонации


Познавательные:

- умение осознанно строить речевое

высказывание

- сравнение, классификация, анализ,

установление причинно-

следственных связей

Коммуникативные:

- вступление в диалог с учителем

- умение точно и полно выражать свои

мысли

Личностные:

- выражение своего эмоционального

отношения к музыкальному образу

3. Постановка цели, задач


Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока:

- Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируем музыкальные интонации?

( подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее -

«Сказка в музыке»)

Организует через побуждающий диалог формулировку цели : «Познакомиться с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно. Как у Пушкина?»

Беседует о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам Пушкина


Формулируют тему, участвуют в диалоге, беседе с учителем,

формулируют цель, работают

с тетрадью, активизируют знания, отвечают на вопросы

Познавательные:

- самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей

Личностные:

- смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью)

4. Физкультминутка

Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся

Учащиеся повторяют физические упражнения


Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни

5. Открытие нового

Организует восприятие вступления ко 2 действию и подводящий диалог для ответа на вопросы: какую стихию изображает музыка? о какой сказке сегодня пойдет речь?

Использует нотную запись на доске, просит пластикой проинтонировать мелодию

Организует восприятие фрагмента «Три чуда»

Просит обратить внимание на средства музыкальной выразительности, смену настроения, количество частей

Организует анализ каждого прозвучавшего фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в литературной основе

Подводит итоги групповой работы (дети называют описанные образы: Белочка., 33 богатыря, царевна - лебедь)

Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас

Слушают музыку, включаются в

сравнительный анализ музыкальных частей, овладевают умениями

осознанного построения речевого высказывания

Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент

Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра.

Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

установление причинно –

следственных связей

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- сотрудничество

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

мысли

6. Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания


Анализирует пластическое интонирование, восприятие фрагмента «Три чуда», определение учащимися средств музыкальной выразительности в каждом прозвучавшем музыкальном фрагменте

Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие музыкальный фрагмент

Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра

Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

установление причинно –

следственных связей

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- сотрудничество

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

мысли

7. Первичное закрепление нового материала


Актуализирует полученные на уроке новые знания

Предлагает продолжить фразы:

«Я не знал, что……», «Я понял, что……»

«Теперь я смогу……»

Слушают учителя

Обобщают новые знания

Познавательные:

- умение анализировать,

структурировать знания

- выделение необходимой

информации, построение логической

цепочки рассуждений

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной

полнотой выражать свои мысли в

устной речи

8. Обобщение знаний, связь с ранее полученными

Организует эмоциональное и осознанное усвоение музыкального содержания через систему вопросов

Закрепляет знания с помощью сопоставления с литературным текстом

Отвечают на вопросы

Слушают (или сами читают) фрагмент

« Сказки о царе Салтане»

Познавательные:

- извлечение необходимой информации

из текста, смысловое чтение

- логические сравнения

Личностные:

- нравственно – эстетическое

оценивание, эмоциональный отклик

на содержание урока

9. Рефлексия (подведение итогов)


Организует подведение итогов урока через организацию вопросов - ответов

о полученных на уроке знаниях

- Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна?

- Что помогло нам понять музыкальные образы?

-Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании?

Рассказывает о том, что Римского- Корсакова прозвали « Великим музыкальным сказочником»

- Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов!

Обобщают свои музыкальные впечатления, облачая их в словесную форму

Размышляют о том, что они узнали на уроке

Включаются в активную позицию на уроке, проявляют лидерские качества

Регулятивные:

- выделение и осознание того, что

усвоено

- формирование умения анализировать

свою деятельность на уроке

Коммуникативные:

- постановка вопросов, умение с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли, сотрудничество

- коррекция ответов и вопросов

одноклассников

Личностные:

- формирование эмоционально –

нравственное отношение к

музыкальному образу

10. Домашнее задание

Объясняет задание

Играет музыкальный выход с урока


Слушают объяснение учителя

Осмысливают домашнее задание

Записывают в дневнике – Учебник стр. 48-51

Уходят с урока под музыку




Технологическая карта урока

Учитель: Крючкова Ольга Анатольевна, МБОУ «Средняя школа №12» г. Дзержинска Нижегородской области

Предмет: Музыка

Класс: 5

Раздел программы: «Музыка и изобразительное искусство»

Урок № 27

Тема урока: Застывшая музыка

Тип урока: расширение и углубление знаний с применением технологии развивающего обучения, педагогики сотрудничества, информационно – коммуникационная, здоровьесберегающая, индивидуально – ориентированная технологии

Время проведения: 45 минут

Базовый учебник: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева - «Музыка» 5 класс

Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Застывшая музыка», синтезатор, звуковые колонки

Образовательные ресурсы: учебник стр. 126 – 131, портреты И.С.Баха, П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова, раздаточный материал для 2-х групп (бумага-основа для коллажа, набор фотографий католических и православных храмов, клей, маркер цветной), ноты и текст «Пасхальной песенки», ребус «архитектура», веточки вербы по 3 штуки на ученика

Музыкальный материал: Вивальди - «Времена года. Осень», «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся», И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор, С. Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”, Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!», «Пасхальная песенка» (детская пасхальная песенка «Поселились птицы в гнездах» на сл. И. Рутенина)

Цель урока:

Раскрыть взаимообогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры

Задачи:

образовательные:

- определение элементов выразительности музыки и архитектуры, поиск черт их сходства и различия

- рассмотрение способов воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке

- подведение к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции

развивающие:

- развитие способности наблюдать, исследовать, проектировать, анализировать, сравнивать, обобщать, применять полученные знания в ситуации интеграции изучаемого предмета с иными областями искусства и жизнедеятельности человека

воспитывающие:

- формирование эмоционально-нравственное отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества

- патриотическое воспитание учащихся, толерантное отношение к различному вероисповеданию

Планируемые результаты (предметные):

- интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, умение находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен, закреплять понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла»

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать

Метапредметные универсальные учебные действия:

познавательные - умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать

регулятивные - самостоятельное определение цели учебной деятельности, плана выполнения заданий, определение правильности выполненного задания на основе образца, умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности

коммуникативные – умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, оценивать друг друга

Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Музыка

5 класс

Застывшая музыка

Проблемно – поисковый,

наблюдение, слушание музыки, устный опрос, пластическое интонирование

Расширение и углубление знаний

Учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности, проявление эмоциональной отзывчивости, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать

Познавательные


Регулятивные

Коммуникативные

Интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, умение находить взаимосвязи между различными видами искусств, передавать характер звучания пьес и песен, закреплять понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла»

Работа в группах,

с текстом учебника,

ведение диалога, объяснение, слушание собеседника

Средства обучения: оборудование - компьютер, мультимедийный проектор, экран, синтезатор презентация

«Застывшая музыка», звуковые колонки

Образовательные ресурсы:

: учебник стр. 126 – 131, портреты И.С.Баха, П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова, раздаточный материал для 2-х групп (бумага-основа для коллажа, набор фотографий католических и православных храмов, клей, маркер цветной), ноты и текст «Пасхальной песенки», ребус «архитектура», веточки вербы по 3 штуки на ученика


Умение извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее, анализ, синтез, сравнение, формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, уметь доказывать

Самостоятельное определение цели учебной деятельности, плана выполнения заданий, определение правильности выполненного задания на основе образца, умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция, участие в проектно-исследовательской деятельности

Умение работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение, оценивать друг друга

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно - мотивационный

Приветствие с обучающимися:

«Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке, на котором вы получите новые знания» -

создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение

музыкального приветствия


Коллективно исполняют музыкальное приветствие


Личностные:

- пробуждение эмоциональной

отзывчивости

- формирование учебной мотивации

Коммуникативные:

- согласование своих действий с

действиями одноклассников,

- проявление доброжелательного

отношения к окружающим

2. Актуализация знаний

Задает вопросы

- Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку? (изобразительное искусство, литература….)

- Внимание на экран! С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки А. Вивальди «Времена года. Осень»)

Беседует по поставленному вопросу: архитектура и музыка (если учащиеся не определяют понятие «архитектура» - им предлагается отгадать ребус)

Рассказывает о предназначении человека-архитектора:

- Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ С МУЗЫКОЙ...”

Внимательно слушают и отвечают на вопрос




Смотрят на экран и отвечают на вопрос







Вступают в беседу с учителем, в случае затруднения отгадывают ребус





Слушают рассказ учителя









Познавательные:

- построение логической цепи

рассуждений

Коммуникативные:

- вступление в беседу с учителем

- умение точно и полно выражать свои

мысли

Личностные:

- выражение своего эмоционального

отношения к музыке и архитектуре

3. Постановка цели, задач урока


Задает вопросы:

- Как связаны эти два вида искусства (музыка и архитектура), что между ними общего или различного…) Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу: “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? - Итак, какова тема нашего урока и какие цели и задачи можно поставить сегодня? Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы?

Через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока:

- Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи. Перед вами (на слайдах) небольшой “музыкально-архитектурный” фотоальбом. Элементы музыкальной речи будем «переводить” на язык архитектуры с помощью фотографий, которые я подобрала для каждого элемента выразительности. (Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий)

Слушают вопросы учителя







Затрудняются ответить


Проговаривают тему, задачи урока и пути решения







Проявляют интерес к информации














Ищут соответствия между музыкой и архитектурой на слайдах

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей

Регулятивные:

- самостоятельное формулирование

темы

Личностные:

- развитие интереса к способам

получения знаний

- смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью)

Коммуникативные:

- владение приемами и навыками

общения со взрослыми

- готовность к коллективным формам

деятельности

4.Открытие и усвоение нового знания

Задает задание:

- Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения -

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности; гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание; ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого; лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность; тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент; темп (движение) – отражение происходящего; регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий; динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки; звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно

Итак, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы

- Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка

Задает вопросы:

- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)

- Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»)

- Как звучала музыка?

(на слайде 2 вида храмов – католический и православный)

- Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка?

Продолжает рассказ

- Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.

- Давайте войдем в католический храм! Чем он отличается? - Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент

Задает вопрос:

- Что же это за инструмент?

Продолжает рассказ

- Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают

Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

- Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление

- Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя

Задает вопрос:

- О чём эта музыка? (беседа о многоголосии, звуковедении, регистра)

Продолжает рассказ

- Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе

- А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

- До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор). Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных

Задает вопросы:

- Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная, она русская; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)

- Какая особенность исполнения музыки в православных храмах?

В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями.

- Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза

Слушают задание, пробуют найти точки соприкосновения музыкальных средств выразительности с архитектурой на слайдах















































Слушают «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»

Отвечают на вопросы






Дискутируют, определяют, аргументируют

Слушают рассказ учителя








Смотрят на слайды, рассматривая формы куполов
























Слушают вопрос, работают с учебником: (поиск информации в учебнике, стр. 128), озвучивают ответ, продолжают слушать рассказ учителя



































Слушают «Органную прелюдию Соль минор И.С.Баха

Отвечают на вопрос, беседуют о многоголосии, звуковедении, регистре, продолжают слушать учителя






Отвечают на вопросы


















































Слушают С. Рахманинова “Богородица Дева, радуйся”


Отвечают на вопросы








Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыке и архитектуре

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

Познавательные:

- логический анализ, сравнение,

установление причинно –

следственных связей

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- сотрудничество

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

мысли

5. Динамическая пауза

Создает условия для снятия переутомления у учащихся:

- Давайте попробуем ощутить влияние различных видов искусств: представим себя в роли хоровых дирижеров в храме среди этой величественной красоты (пластическое интонирование-дирижирование под звучание музыки П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!»)

Учащиеся повторяют пластическое интонирование, высказывают свои впечатления от действия


Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни

6. Первичное закрепление, применение теоретического знания на практике









Обращается с предложением:

- А сейчас я предлагаю вам поработать над мини-проектом (объяснение сути задания: две команды получают одинаковый комплект карточек с изображениями различных храмов

1 группа работает с католическими храмами, выбирает их из комплекта и составляет коллаж храмового комплекса на основе по горизонтали,

2 группа работает с православными храмами. За помощью или подсказкой можно обратиться к учебнику

Подводит отчет-анализ, итог работы

Задает задание:

- А сейчас маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов. Что получается? (линия словно мелодия) Какая получается линия-мелодия? (вывод: у православных храмов линия более плавная, мягкая, у католических – острая, ломаная)

- Посмотрите - линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наш коллаж, можно увидеть, что это словно «застывшая музыка»

Внимательно слушают предложение учителя, работают по двум группам с карточками изображений различных храмов, обращаются за помощью к учебнику









Команды проверяют работы друг у друга, корректируют при необходимости, выполняют задание маркером, отвечают на вопросы






Слушают учителя, вместе делают вывод



Личностные:

- выражение своего эмоционального отношения к музыке и архитектуре

Регулятивные:

- умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание

( зачем слушаем музыку)

Познавательные:

- умение анализировать,

структурировать знания

- выделение необходимой

информации, построение логической

цепочки рассуждений

- сравнение, установление причинно –

следственных связей

- подведение под понятие, построение

логической цепи рассуждений

- умение пластикой смоделировать

музыкальную тему, осознанно строить

речевое высказывание

Коммуникативные:

- определение функции участников,

- сотрудничество

- управление поведением партнера

- умение полно и точно выражать свои

мысли

7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление

Задает вопрос:

- В связи с каким предстоящим событием вы будете посещать храм? (вербное воскресение, Пасха)

- Какие пасхальные песни вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают?

Предлагает вокально-хоровую работу над «Пасхальной песней»: намечает исполнительский план, проводит взаимооценивание исполнения

Беседует на поставленный вопрос:

- Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? (храм, интерьер храма, образа)

- Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете?

-Как вы думаете, можно ли «услышать» какую-то музыку в архитектуре нашего храма?

Делает выводы

Слушают вопросы, отвечают на них







Работают по исполнительскому плану вокально – хоровой работы учителя, проводят самооценивание исполнения


Отвечают на вопросы учителя









Делают выводы вместе с учителем


Личностные:

- осознание своих возможностей

- мотивация на творческую

деятельность

- проявление самостоятельности;

Регулятивные:

- умение планировать свою

деятельность

- умение осуществлять контроль по

результату

Познавательные:

- умение решать практические задачи

на творческом уровне

- умение выявлять допущенные ошибки

и обосновывать способы их

исправления

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли

Предметные:

- построение логической цепи

рассуждений

- закрепление знаний по теме урока

8. Рефлексия учебной деятельности

Подводит итог урока, задает вопрос:

- Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? Можно ли утвердить высказывание что «архитектура – это застывшая музыка»? Как вы это объясните?

- А если мы это высказывание перевернем, как оно будет звучать?

(«архитектура – это ожившая музыка» и «музыка – это ожившая архитектура»)

- Какие новые знания вы получили на уроке?

- Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

- Понравился ли вам урок?

- Как вы сегодня поработали на уроке? Оценивает работу учеников (дарит веточки вербы)

- В связи с предстоящим праздником – вербным воскресеньем и за работу на уроке я хочу подарить вам веточки вербы. Одну из них вы оставите себе, а две подарите тем одноклассникам, которые по вашему мнению поработали сегодня лучше всех

Слушают вопросы учителя и отвечают на них






















Оценивают работу каждого на уроке

Личностные:

- умение провести самооценку и

организовать взаимооценку

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как

выделение и осознание того, что

усвоено и что подлежит усвоению

Коммуникативные:

- умение формулировать и

аргументировать свое мнение,

учитывать мнение одноклассников










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!