Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: изучение действия магнитного поля на проводник с током, исследование зависимости силы Ампера от направления силы тока и силовых линий магнитного поля, изучение правила левой руки для определения направления силы Ампера, ознакомление с устройством электродвигателя и изучение принципа его действия. Формировать УУД: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя. Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению. Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли выслушивать собеседника, умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); извлекать из текста необходимую информацию; использовать знаково-символические средства |
Основные понятия | Сила Ампера, правило левой руки и т.д. |
Ресурсы | Основные: УМК «Сферы»: учебник §47; ЭП, тетрадь – тренажер ( с.80-81 №3,8, с.82-83 № 1-7), задачник 7 глава, интернет ресурсы, презентация. Демонстрационный эксперимент и оборудование: 1.Опыт Ампера: прибор для демонстрации силы Ампера, источник тока, соединительные провода. 2.Зависимость силы Ампера от индукции магнитного поля, силы тока и длины проводника: два подковообразных магнита, проводник, висящий на проводах, источник тока, реостат, амперметр, соединительные провода. 3. Устройство электродвигателя: вращающаяся рамка, источник тока, реостат, амперметр. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа |
Тип урока и технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
предметные | универсальные учебные действия (УУД) |
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: актуализировать требования к ученикам с позиций учебной деятельности; создать условия для формирования внутренней потребности во включении в учебную деятельность; установить тематические рамки и наметить шаги учебной деятельности | Создает благоприятный психологический настрой на работу. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. Фронтальная работа с классом. Чтобы урок прошел продуктивно, давайте разработаем его план. С чего начнем? План урока Контроль знаний по теме: “Магнитное поле” Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала Самостоятельное изучение нового материала Применение изученного материала Подведение итогов Задание на дом Контроль знаний по теме: “Магнитное поле” (Приложение №1) Задание распечатано на отдельных листах. | Проговаривают шаги учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Учащиеся выполняют тест. По истечении времени учащиеся меняются работами и выполняют взаимопроверку, используя выведенные на слайде ответы. | Знать основные определения, свойства магнитного поля, правило буравчика, правило правой руки. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: уметь извлекать из текста необходимую информацию. Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Цель деятельности: подготовка мышления учащихся и осознание ими изученного материала | Фронтальный опрос. Слайд №2 1.Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем? 2.Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока? Почему? 3. Как на опыте показать, что направление магнитных линий связано с направлением тока? 4. Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром? 5.Как определить направление линий магнитного поля вокруг прямолинейного проводника с током? Сформулируйте правило. 6. Как определить направление линий магнитного поля вокруг катушки с током? Сформулируйте правило. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. | Знать основные понятия, свойства магнитного поля, правило буравчика, правило правой руки. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, управлять своим поведением, выработка адекватной самооценки. Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
III. Изучение нового материала. Цель: Изучить действие магнитного поля на проводник с током. | Демонстрация опыта: Слайд №3 собираем установку из дугообразного магнита и длинного гибкого провода, присоединенного последовательно с реостатом к источнику питания. Горизонтальный участок провода располагается между полюсами магнита. Что вы наблюдаете при замыкании цепи? при размыкании цепи? Выводы: магнитное поле действует с некоторой силой на проводник с током. Силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера. Как исследовать обнаруженную силу, какие параметры установки надо изменить? Проверяем предположения учащихся экспериментально. Выводы: сила Ампера тем больше, чем сильнее магнитное поле, чем больше сила тока в проводнике, а также зависит от длины проводника и его расположения в магнитном поле. При изменении направления электрического тока изменяется направление движения проводника, а значит и действующей на него силы. Направление силы Ампера можно определить, пользуясь правилом левой руки: Слайд №4 | Наблюдают за демонстрацией, делают выводы, записывают в тетрадь. В результате обсуждения учащиеся предлагают изменить значение силы тока, его направление, количество магнитов. Учащиеся формулируют выводы и записывают в тетрадь; знакомятся с правилом левой руки. | Знать определение силы Ампера, факторы, влияющие на величину силы и ее направление. | Постановка и решение проблемы: высказывать свое предположение, самостоятельное создание способов решения проблемы. Коммуникативные:умения оформлять свои мысли в устной форме. |
IV этап. Самостоятельное изучение нового материала. Цель: умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; сформировать умение выявлять ошибки и анализировать причины их возникновения; научить составлять алгоритм необходимых действий для недопущения подобных ошибок | В ряде технических устройств используется вращение проводника с током в форме рамки, помещенной в магнитное поле. Слайд №5 Задание учащимся: 1.самостоятельно, работая с учебником, объясните движение рамки с током в магнитном поле; 2.выясните устройство электродвигателя и принцип его действия; 3.зачем нужны электродвигатели и где они применяются; После обсуждения демонстрируем вращение рамки с током в магнитном поле. Слайд №6-10, | Учащиеся самостоятельно работают с учебником, объясняют движение рамки с током в магнитном поле; дополняют ответы одноклассников. | Знакомятся с физическими основами и принципом действия электродвигателя. | Познавательные: умение добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Предметные: понимание физических основ и принципа действия электродвигателя. |
V.Применение изученного материала. Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу; создание ситуации успеха; проверить умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; сформировать умение выявлять ошибки и анализировать причины их возникновения; | Определите направление действия силы Ампера: Слайд №11 | Учащиеся, используя правило левой руки, определяют направление силы Ампера | Применение полученных знаний на практике. | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими. | Слайд №12 - Какую задачу мы ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Что нужно сделать еще? - Над чем еще надо поработать? - Какой этап урока оказался для вас сложным? - Весь ли план выполнили за урок? Слайд №13 Постановка домашнего задания:§47, подведение итогов стр.118; тренажер стр.82-83(1-7) Для желающих, дополнительное задание в сборнике задач № 7.11,7.12,7.13. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке, что удалось, над чем еще предстоит поработать. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание. | Уметь анализировать и оценивать свою деятельность. | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения работы. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
II. Отклонение магнитной стрелки вблизи проводника …
III. Магнитное поле электромагнита можно усилить, если…
IV. Используя рисунок, определите, как направлены магнитные линии магнитного
2. Против часовой стрелки.
1. Притягиваться.
2. Отталкиваться.
3. Вращаться.
4. Покоиться.
I. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается …
II. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?
2. Против часовой стрелки.
V. Катушка подвешена на тонких проволоках.
2. Отталкиваться.
3. Вращаться.
4. Покоиться.