СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 8 классе по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 8 классе по теме:" Действие магнитного поля на проводник с током"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 8 классе по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели».»

Технологическая карта урока в 8 классе по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели».

Учитель физики Тупальская Тамара Николаевна ГБОУ Российская гимназия при ГРМ г.Санкт-Петербург

Цели

деятельности учителя

Главная дидактическая цель: изучение действия магнитного поля на проводник с током, исследование зависимости силы Ампера от направления силы тока и силовых линий магнитного поля, изучение правила левой руки для определения направления силы Ампера, ознакомление с устройством электродвигателя и изучение принципа его действия.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность дей­ствий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекват­ной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добы­вать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя.

Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли выслушивать собеседника, умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); извлекать из текста необходимую информацию; использовать знаково-символические средства

Основные понятия

Сила Ампера, правило левой руки и т.д.

Ресурсы

Основные: УМК «Сферы»: учебник §47; ЭП, тетрадь – тренажер ( с.80-81 №3,8, с.82-83 № 1-7), задачник 7 глава, интернет ресурсы, презентация.

Демонстрационный эксперимент и оборудование:

1.Опыт Ампера: прибор для демонстрации силы Ампера, источник тока, соединительные провода.

2.Зависимость силы Ампера от индукции магнитного поля, силы тока и длины проводника: два подковообразных магнита, проводник, висящий на проводах, источник тока, реостат, амперметр, соединительные провода.

3. Устройство электродвигателя: вращающаяся рамка, источник тока, реостат, амперметр.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа


Урок «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели».

Тип урока: комбинированный.

Тип урока и технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учеб­ной деятельности.

Цели: актуализиро­вать требования к уче­никам с позиций учеб­ной деятельности; со­здать условия для формирования внут­ренней потребности во включении в учеб­ную деятельность; установить тематиче­ские рамки и наметить шаги учебной деятель­ности

Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Создает условия для формирования внут­ренней потребности учеников во вклю­чении в учебную деятельность.

Фронтальная работа с классом.

Чтобы урок прошел продуктивно, давайте разработаем его план.

С чего начнем?

План урока


  1. Контроль знаний по теме: “Магнитное поле”

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала

  4. Самостоятельное изучение нового материала

  5. Применение изученного материала

  6. Подведение итогов

  7. Задание на дом


Контроль знаний по теме: “Магнитное поле” (Приложение №1)

Задание распечатано на отдельных листах.










Проговаривают шаги учебной дея­тельности в сотруд­ничестве с учите­лем и одноклассни­ками.

Учащиеся выполняют тест. По истечении времени учащиеся меняются работами и выполняют взаимопроверку, используя выведенные на слайде ответы.










Знать основные определения, свойства магнитного поля, правило буравчика, правило правой руки.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: уметь извлекать из текста необходимую информацию.

Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности.


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель деятельности: подготовка мышления учащихся и осознание ими изученного материала

Фронтальный опрос. Слайд №2

1.Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?

2.Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока? Почему?

3. Как на опыте показать, что направление магнитных линий связано с направлением тока?

4. Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром?

5.Как определить направление линий магнитного поля вокруг прямолинейного проводника с током? Сформулируйте правило.

6. Как определить направление линий магнитного поля вокруг катушки с током? Сформулируйте правило.




Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.



Знать основные понятия, свойства магнитного поля, правило буравчика, правило правой руки.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, управлять своим поведением, выработка адекватной самооценки.

Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности.


III. Изучение нового материала.

Цель: Изучить действие магнитного поля на проводник с током.

Демонстрация опыта: Слайд №3

собираем установку из дугообразного магнита и длинного гибкого провода, присоединенного последовательно с реостатом к источнику питания. Горизонтальный участок провода располагается между полюсами магнита.

Что вы наблюдаете при замыкании цепи? при размыкании цепи?

Выводы: магнитное поле действует с некоторой силой на проводник с током.

Силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера.

Как исследовать обнаруженную силу, какие параметры установки надо изменить?

Проверяем предположения учащихся экспериментально.

Выводы: сила Ампера тем больше, чем сильнее магнитное поле,

чем больше сила тока в проводнике, а также зависит от длины проводника и его расположения в магнитном поле.

При изменении направления электрического тока изменяется направление движения проводника, а значит и действующей на него силы.

Направление силы Ампера можно определить, пользуясь правилом левой руки: Слайд №4









Наблюдают за демонстрацией,

делают выводы, записывают в тетрадь.





В результате обсуждения учащиеся предлагают изменить значение силы тока, его направление, количество магнитов.


Учащиеся формулируют выводы и записывают в тетрадь; знакомятся с правилом левой руки.

Знать определение силы Ампера, факторы, влияющие на величину силы и ее направление.

Постановка и решение проблемы: высказывать свое предположение, самостоятельное создание способов решения проблемы.





Коммуникативные:умения оформлять свои мысли в устной форме.

IV этап. Самостоятельное изучение нового материала.

Цель: умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; сформировать умение выявлять ошибки и анализировать причины их возникновения; научить составлять алгоритм необходимых действий для недопущения подобных ошибок


В ряде технических устройств используется вращение проводника с током в форме рамки, помещенной в магнитное поле. Слайд №5

Задание учащимся:

1.самостоятельно, работая с учебником, объясните движение рамки с током в магнитном поле;

2.выясните устройство электродвигателя и принцип его действия;

3.зачем нужны электродвигатели и где они применяются;

После обсуждения демонстрируем вращение рамки с током в магнитном поле.

Слайд №6-10,

Учащиеся самостоятельно работают с учебником, объясняют движение рамки с током в магнитном поле; дополняют ответы одноклассников.

Знакомятся с физическими основами и принципом действия электродвигателя.

Познавательные: умение добы­вать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Предметные: понимание физических основ и принципа действия электродвигателя.


V.Применение изученного материала.

Цель: создание благоприятного психологического настроя на работу; создание ситуации успеха; проверить

умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; сформировать умение выявлять ошибки и анализировать причины их возникновения;



Определите направление действия силы Ампера: Слайд №11



Учащиеся, используя правило левой руки,

определяют направление силы Ампера

Применение

полученных знаний на практике.

Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя.


VI. Рефлексия учеб­ной деятельности на уроке.

Цель: организовать рефлексию и само­оценку учениками собственной учебной деятельности

и их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.

Слайд №12

- Какую задачу мы ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать еще?

- Над чем еще надо поработать?

- Какой этап урока оказался для вас сложным?

- Весь ли план выполнили за урок?








Слайд №13

Постановка домашнего задания:§47, подведение итогов стр.118;

тренажер стр.82-83(1-7)

Для желающих, дополнительное задание в сборнике задач

№ 7.11,7.12,7.13.

Отвечают на во­просы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке, что уда­лось,

над чем еще предстоит порабо­тать. Осуществля­ют самооценку.



Записывают до­машнее задание.

Уметь анализи­ровать и оце­нивать свою деятельность.

Регулятивные: уметь оце­нивать правильность вы­полнения работы.

Личностные: уметь осу­ществлять самооценку на основе критерия успеш­ности учебной деятельности.








































Приложение №1

Магнитное поле прямого проводника и катушки с током

Вариант №1


  1. Магнитное поле существует вокруг

  1. только неподвижных электрических зарядов;

  2. как неподвижных, так и движущих электрических зарядов;

  3. любых тел;

  4. только движущихся электрических зарядов



II. Отклонение магнитной стрелки вблизи проводника …

  1. говорит о существовании вокруг; проводника электрического поля;

  2. говорит о существовании вокруг проводника магнитного поля;

  3. говорит об изменении в проводнике силы тока;

  4. говорит об изменении в проводнике направления тока.


III. Магнитное поле электромагнита можно усилить, если…

  1. увеличить силу тока;

  2. увеличить число витков катушки;

  3. вставить железный сердечник;

  4. использовать все выше указанные действия.


IV. Используя рисунок, определите, как направлены магнитные линии магнитного

поля прямого тока?

1. По часовой стрелке.

2. Против часовой стрелки.






V. Катушка подвешена на тонких проволоках.

Как будет вести себя катушка, если по ней

пропустить электрический ток?


1. Притягиваться.

2. Отталкиваться.

3. Вращаться.

4. Покоиться.





Магнитное поле прямого проводника и катушки с током

Вариант 2


I. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается …

  1. электрическое поле;

  2. магнитное поле;

  3. электрическое и магнитное поле;

  4. гравитационное поле.


II. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?

  1. беспорядочно;

  2. по прямым линиям вдоль проводника;

  3. по прямым линиям перпендикулярно проводнику;

  4. по замкнутым кривым, охватывающим проводник.


  1. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника в противоположную

сторону… 

  1. говорит о существовании вокруг проводника электрического поля

  2. говорит о существовании вокруг проводника магнитного поля

  3. говорит об изменении в проводнике силы тока

  4. говорит об изменении в проводнике направления тока.


  1. Используя рисунок, определите, как направлены магнитные линии

магнитного поля прямого тока?

1. По часовой стрелке.

2. Против часовой стрелки.





V. Катушка подвешена на тонких проволоках.

Как будет вести себя катушка, если по ней

пропустить электрический ток?


1. Притягиваться.

2. Отталкиваться.

3. Вращаться.

4. Покоиться.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!