СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 8 классе «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 8 классе по теме «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели».

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 8 классе «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели».»

Технологическая карта урока

ФИО учителя:Куденцова Александра Олеговна

Место работы (район): МБОУ школа-интернат №1им. В.П. Синякова г.Красноярска Красноярского края.

Должность:учитель

Предмет: физика Класс:8

Тема урока: «Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатели».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучение действия магнитного поля на проводник с током, исследование зависимости силы Ампера от направления силы тока и силовых линий магнитного поля, изучение правила левой руки для определения направления силы Ампера, ознакомление с устройством электродвигателя и изучение принципа его действия.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность дей­ствий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекват­ной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя), добы­вать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Планируемый результат:

Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя.

Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению.

Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной и образной формах, развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли выслушивать собеседника, умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); извлекать из текста необходимую информацию; использовать знаково-символические средства.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

Методы обучения:словесные, наглядные, практические.

Оборудование: ПК, проектор, презентация с иллюстрациями.

УМК: 1.Физика. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А. В. Перышкин, изд-во «Дрофа». – М.: 2016.

2.Физика. Дидактические материалы. 8 класс. / А.Е. Марон, Е.А. Марон; – М: Дрофа, 2011

Демонстрационный эксперимент и оборудование:

1.Опыт Ампера: прибор для демонстрации силы Ампера, источник тока, соединительные провода.

2.Зависимость силы Ампера от индукции магнитного поля, силы тока и длины проводника: два подковообразных магнита, проводник, висящий на проводах, источник тока, реостат, амперметр, соединительные провода.

  1. 3. Устройство электродвигателя: вращающаяся рамка, источник тока, реостат, амперметр.

  2. Ресурсы интернета.


N п/п

Этап

Время

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный момент

2 мин

 Словесная мотивация к учебной деятельности


Создает благоприятный психологический настрой на работу.

Фронтальная работа с классом.


Проговаривают шаги учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассни­ками.



2

Целеполагание

Слайд №1

3 мин

Чтобы урок прошел продуктивно, давайте разработаем его план. С чего начнем?Итак, ребята, какова же цель нашего урока?

План урока

  1. Контроль знаний по теме: «Магнитное поле»

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Изучение нового материала

  4. Самостоятельное изучение нового материала

  5. Применение изученного материала

  6. Подведение итогов

  7. Задание на дом

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.

Формулируют цель урока

Целевая установка

3

Повторение пройденного материала. Подготовка учащихся класса к восприятию нового материала

Слайд №2

7мин

Фронтальный опрос.

1.Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем?

2.Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока? Почему?

3. Как на опыте показать, что направление магнитных линий связано с направлением тока?

4. Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром?

5.Как определить направление линий магнитного поля вокруг прямолинейного проводника с током? Сформулируйте правило.

6. Как определить направление линий магнитного поля вокруг катушки с током? Сформулируйте правило.


Организует фронтальную работу, задаёт вопросы ученикам, оценивает ответы учащихся.


Учащиеся выполняют тест. По истечении времени учащиеся меняются работами и выполняют взаимопроверку, используя выведенные на слайде ответы.

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные: уметь извлекать из текста необходимую информацию.

Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности.


4

Изучение нового материала

Слайды №3-4

10 мин

Демонстрация опыта:

собираем установку из дугообразного магнита и длинного гибкого провода, присоединенного последовательно с реостатом к источнику питания. Горизонтальный участок провода располагается между полюсами магнита.

Что вы наблюдаете при замыкании цепи? при размыкании цепи?

Выводы: магнитное поле действует с некоторой силой на проводник с током.

Силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера.

Как исследовать обнаруженную силу, какие параметры установки надо изменить?

Проверяем предположения учащихся экспериментально.

Выводы: сила Ампера тем больше, чем сильнее магнитное поле,

чем больше сила тока в проводнике, а также зависит от длины проводника и его расположения в магнитном поле.

При изменении направления электрического тока изменяется направление движения проводника, а значит и действующей на него силы.

Направление силы Ампера можно определить, пользуясь правилом левой руки: Слайд №4

Задаёт вопросы, демонстрирует действие магнитного поля на проводник с током и показывает интерактивные задания презентации, помогает сделать выводы.




Отвечают на вопросы учителя, делают вывод. Наблюдают за демонстрацией,

делают выводы, записывают в тетрадь.

В результате обсуждения учащиеся предлагают изменить значение силы тока, его направление, количество магнитов.



Учащиеся формулируют выводы и записывают в тетрадь; знакомятся с правилом левой руки.








Постановка и решение проблемы: высказывать свое предположение, самостоятельное создание способов решения проблемы.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме.


5

Физическая минутка

1 мин

Снятие утомления с туловища

Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний

Стойка ноги врозь, руки за голову. Поворот туловища в одну сторону, затем в другую. Руки вниз, потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

Стойка ноги врозь. Наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний

Предлагает задания, руководит работой учащихся

Выполняют упражнения для расслабления мышц рук, спины и глаз


6

Первичная проверка понимания: работа в парах.

Слайды №5-10

7 мин

В ряде технических устройств используется вращение проводника с током в форме рамки, помещенной в магнитное поле.

Задание учащимся:

1.самостоятельно, работая с учебником, объясните движение рамки с током в магнитном поле;

2.выясните устройство электродвигателя и принцип его действия;

3.зачем нужны электродвигатели и где они применяются;

После обсуждения демонстрируем вращение рамки с током в магнитном поле.

Предлагает задания, руководит работой учащихся, задаёт вопросы, помогает ученикам делать вывод.

Знакомятся с физическими основами и принципом действия электродвигателя Самостоятельно работают с учебником, объясняют движение рамки с током в магнитном поле; дополняют ответы одноклассников.

Познавательные: умение добы­вать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Предметные: понимание физических основ и принципа действия электродвигателя.


7

Применение изученного материала

Слайды №11-12

9 мин

Определите направление действия силы Ампера: Слайд №11



Создает благоприятный психологического настроя на работу; создание ситуации успеха; проверить

умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; сформировать умение выявлять ошибки и анализировать причины их возникновения;


Применение полученных знаний на практике. Используя правило левой руки, определяют направление силы Ампера

Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению.

Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме.

Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя.


8

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд №12


5 мин

- Какую задачу мы ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать еще?

- Над чем еще надо поработать?

- Какой этап урока оказался для вас сложным?

- Весь ли план выполнили за урок?






Организовывает рефлексию и само­оценку учениками собственной учебной деятельности и их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими

Отвечают на во­просы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке, что удалось, над чем еще предстоит порабо­тать. Осуществляют самооценку.




Регулятивные: уметь оце­нивать правильность вы­полнения работы.

Личностные: уметь осу­ществлять самооценку на основе критерия успеш­ности учебной деятельности.



9

Домашнее задание

1 мин

§47, подведение итогов стр.118;

тренажер стр.82-83(1-7).Для желающих, дополнительное задание в сборнике задач

№ 7.11,7.12,7.13.

Выдаёт и анализирует домашнее задание

Записывают д/з




Приложение №1

Магнитное поле прямого проводника и катушки с током

Вариант №1

  1. Магнитное поле существует вокруг

  1. только неподвижных электрических зарядов;

  2. как неподвижных, так и движущих электрических зарядов;

  3. любых тел;

  4. только движущихся электрических зарядов


II. Отклонение магнитной стрелки вблизи проводника …

  1. говорит о существовании вокруг; проводника электрического поля;

  2. говорит о существовании вокруг проводника магнитного поля;

  3. говорит об изменении в проводнике силы тока;

  4. говорит об изменении в проводнике направления тока.


III. Магнитное поле электромагнита можно усилить, если…

  1. увеличить силу тока;

  2. увеличить число витков катушки;

  3. вставить железный сердечник;

  4. использовать все выше указанные действия.


IV. Используя рисунок, определите, как направлены магнитные линии магнитного

поля прямого тока?

1. По часовой стрелке.

2. Против часовой стрелки.



V. Катушка подвешена на тонких проволоках.

Как будет вести себя катушка, если по ней

пропустить электрический ток?


1. Притягиваться.

2. Отталкиваться.

3. Вращаться.

4. Покоиться.


Вариант 2

I. Когда электрические заряды находятся в покое, то вокруг них обнаруживается …

  1. электрическое поле;

  2. магнитное поле;

  3. электрическое и магнитное поле;

  4. гравитационное поле.


II. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока?

  1. беспорядочно;

  2. по прямым линиям вдоль проводника;

  3. по прямым линиям перпендикулярно проводнику;

  4. по замкнутым кривым, охватывающим проводник.


  1. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника в противоположную

сторону… 

  1. говорит о существовании вокруг проводника электрического поля

  2. говорит о существовании вокруг проводника магнитного поля

  3. говорит об изменении в проводнике силы тока

  4. говорит об изменении в проводнике направления тока.


  1. Используя рисунок, определите, как направлены магнитные линии

магнитного поля прямого тока?

1. По часовой стрелке.

2. Против часовой стрелки.



V. Катушка подвешена на тонких проволоках.

Как будет вести себя катушка, если по ней

пропустить электрический ток?

1. Притягиваться.

2. Отталкиваться.

3. Вращаться.

4. Покоиться.



Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Действие магнитного поля на проводник с током

Мультимедиа

Интерактивная презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_5.swf

2

Правило левой руки

Рисунок

иллюстрация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba07b-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_5.swf






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!