2.Физика. Дидактические материалы. 8 класс. / А.Е. Марон, Е.А. Марон; – М: Дрофа, 2011
1.Опыт Ампера: прибор для демонстрации силы Ампера, источник тока, соединительные провода.
2.Зависимость силы Ампера от индукции магнитного поля, силы тока и длины проводника: два подковообразных магнита, проводник, висящий на проводах, источник тока, реостат, амперметр, соединительные провода.
N п/п | Этап | Время | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 | Организационный момент | 2 мин | Словесная мотивация к учебной деятельности | Создает благоприятный психологический настрой на работу. Фронтальная работа с классом. | Проговаривают шаги учебной деятельности в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. | |
2 | Целеполагание Слайд №1 | 3 мин | Чтобы урок прошел продуктивно, давайте разработаем его план. С чего начнем?Итак, ребята, какова же цель нашего урока? План урока Контроль знаний по теме: «Магнитное поле» Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала Самостоятельное изучение нового материала Применение изученного материала Подведение итогов Задание на дом | Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. | Формулируют цель урока | Целевая установка |
3 | Повторение пройденного материала. Подготовка учащихся класса к восприятию нового материала Слайд №2 | 7мин | Фронтальный опрос. 1.Какая связь существует между электрическим током и магнитным полем? 2.Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока? Почему? 3. Как на опыте показать, что направление магнитных линий связано с направлением тока? 4. Каким образом можно узнать, есть ли ток в проводнике, не пользуясь амперметром? 5.Как определить направление линий магнитного поля вокруг прямолинейного проводника с током? Сформулируйте правило. 6. Как определить направление линий магнитного поля вокруг катушки с током? Сформулируйте правило. | Организует фронтальную работу, задаёт вопросы ученикам, оценивает ответы учащихся. | Учащиеся выполняют тест. По истечении времени учащиеся меняются работами и выполняют взаимопроверку, используя выведенные на слайде ответы. | Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: уметь извлекать из текста необходимую информацию. Личностные: уметь осуществлять самопроверку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
4 | Изучение нового материала Слайды №3-4 | 10 мин | Демонстрация опыта: собираем установку из дугообразного магнита и длинного гибкого провода, присоединенного последовательно с реостатом к источнику питания. Горизонтальный участок провода располагается между полюсами магнита. Что вы наблюдаете при замыкании цепи? при размыкании цепи? Выводы: магнитное поле действует с некоторой силой на проводник с током. Силу, с которой магнитное поле действует на проводник с током, называют силой Ампера. Как исследовать обнаруженную силу, какие параметры установки надо изменить? Проверяем предположения учащихся экспериментально. Выводы: сила Ампера тем больше, чем сильнее магнитное поле, чем больше сила тока в проводнике, а также зависит от длины проводника и его расположения в магнитном поле. При изменении направления электрического тока изменяется направление движения проводника, а значит и действующей на него силы. Направление силы Ампера можно определить, пользуясь правилом левой руки: Слайд №4 | Задаёт вопросы, демонстрирует действие магнитного поля на проводник с током и показывает интерактивные задания презентации, помогает сделать выводы.
| Отвечают на вопросы учителя, делают вывод. Наблюдают за демонстрацией, делают выводы, записывают в тетрадь. В результате обсуждения учащиеся предлагают изменить значение силы тока, его направление, количество магнитов.
Учащиеся формулируют выводы и записывают в тетрадь; знакомятся с правилом левой руки.
| Постановка и решение проблемы: высказывать свое предположение, самостоятельное создание способов решения проблемы. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме. |
5 | Физическая минутка | 1 мин | Снятие утомления с туловища Стойка ноги врозь, руки за голову. Резко повернуть таз направо. Резко повернуть таз налево. Во время повторов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний Стойка ноги врозь, руки за голову. Поворот туловища в одну сторону, затем в другую. Руки вниз, потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. Стойка ноги врозь. Наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая сгибаясь, вдоль тела вверх. Исходное положение. То же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний | Предлагает задания, руководит работой учащихся | Выполняют упражнения для расслабления мышц рук, спины и глаз | |
6 | Первичная проверка понимания: работа в парах. Слайды №5-10 | 7 мин | В ряде технических устройств используется вращение проводника с током в форме рамки, помещенной в магнитное поле. Задание учащимся: 1.самостоятельно, работая с учебником, объясните движение рамки с током в магнитном поле; 2.выясните устройство электродвигателя и принцип его действия; 3.зачем нужны электродвигатели и где они применяются; После обсуждения демонстрируем вращение рамки с током в магнитном поле. | Предлагает задания, руководит работой учащихся, задаёт вопросы, помогает ученикам делать вывод. | Знакомятся с физическими основами и принципом действия электродвигателя Самостоятельно работают с учебником, объясняют движение рамки с током в магнитном поле; дополняют ответы одноклассников. | Познавательные: умение добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Предметные: понимание физических основ и принципа действия электродвигателя. |
7 | Применение изученного материала Слайды №11-12 | 9 мин | Определите направление действия силы Ампера: Слайд №11
| Создает благоприятный психологического настроя на работу; создание ситуации успеха; проверить умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний; сформировать умение выявлять ошибки и анализировать причины их возникновения; | Применение полученных знаний на практике. Используя правило левой руки, определяют направление силы Ампера | Личностные: формирование самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, ответственного отношения к учению. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме. Предметные: формирование целостной научной картины мира; первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений; понимание физических основ и принципа действия электродвигателя. |
8 | Рефлексия учебной деятельности на уроке Слайд №12 | 5 мин | - Какую задачу мы ставили? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Что нужно сделать еще? - Над чем еще надо поработать? - Какой этап урока оказался для вас сложным? - Весь ли план выполнили за урок?
| Организовывает рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что нового узнали на уроке, что удалось, над чем еще предстоит поработать. Осуществляют самооценку.
| Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения работы. Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
9 | Домашнее задание | 1 мин | §47, подведение итогов стр.118; тренажер стр.82-83(1-7).Для желающих, дополнительное задание в сборнике задач № 7.11,7.12,7.13. | Выдаёт и анализирует домашнее задание | Записывают д/з | |