СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Закрепление. Изменение глаголов по временам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 3 классе. УМК Гармония.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Закрепление. Изменение глаголов по временам"»

Технологическая карта урока русского языка

Автор

Богданова Лариса Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Б-Болдинская средняя школа им. А.С.Пушкина»

Класс

3 «А»

Автор УМК

УМК «Гармония», М.С.Соловейчик

Тема урока

«Закрепление изученного. Определение времени глагола»

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Цель урока

развивать умения различать временные формы глаголов и правильно их употреблять в устной и письменной речи.

Задачи урока

1.Образовательная: способствовать формированию понятия о временных формах глагола.

2. Развивающая: содействовать развитию у детей умений определять время глагола, находить сходство и различие в изучаемой части, сравнивать и обобщать.

3.Воспитательная: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной, групповой и фронтальной работы.

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Предметные: уточнить сведения об изменении глаголов в том или ином времени; вести языковые наблюдения и извлекать из них определённую информацию, делать умозаключения, выводы.

Личностные: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы, осознать ценность совместной деятельности; формировать самооценку; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; осознавать себя как гражданина страны, развивать любовь к русскому языку.

Метапредметные:

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: умение формировать цель на основе соотношения того, что уже известно с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свое действие с поставленной задачей, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, выполнять правила работы в паре.

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя , классифицировать уже изученное о глаголе, выстраивать логическую цепочку рассуждений, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы работы

1. Методы организации и осуществления  учебной  – познавательной деятельности учащихся:
а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа );
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации , демонстрация презентации , созданной учителем).
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем
 2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
 а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);
б) волевые ( предъявление учебных требований);

в) социальные (демонстрация работы учащихся).
 3. Методы контроля и самоконтроля:
  рефлексия

Педагогические технологии

- ИКТ технология

- технология здоровьесбережения

-технология развивающего обучения

-технология  сотрудничества (групповая, в паре)

Оборудование

Компьютер, проектор, экран, учебник по русскому языку, презентация, карточки с заданиями для парной, индивидуальной и групповой работы.

Ход урока



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

регулятивная

познавательная

коммуникативная



осуществляе-мые действия

формируемые способы деятельности

осуществляе-мые действия

формируемые способы деятельности

осуществляе-мые действия

формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

1.Само-определе-ние, мотива-ция к деятельности

Организа-ционный момент

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;


Учитель формирует интерес к предмету, получению знаний.

Мотивирует учащихся на работу.

- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Выскажите пожелание на урок своему соседу по парте . Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.













Выполняют действие по просьбе учителя




Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение организовывать себя, настраиваться на работу




























Правильное восприятие поставленной задачи


Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- умение слушать учителя;

- уважительное отношение к учителю и одноклассникам.


2.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: готовность мышления и осознание потребно-сти к построе-нию нового способа действия


Выявляет уровень знаний по теме

- С какой частью речи мы работали на последних уроках?

- Расскажите, что вы знаете о глаголе?








-Приведите примеры глаголов, которые относятся к профессии врача.


Контролируют правильность ответов учащихся


По ходу ответов учащихся контролируют: - правильность; - полноту ответов учащихся.












Умение

ориентироваться в

своей системе

знаний

Понимать и сохранять учебную цель и задачу.


Самоконтроль процесса и результата.











Отвечают на поставленные учителем вопрос


Глагол.


Часть речи, которая отвечает на вопросы: что делать? что сделать? и др., обозначает

действие предмета


Лечит, смотрит, выписывает, ухаживает и др.



Уметь выделять существенную информацию.

Анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков, делать выводы, обобщения

Работают во фронтальном режиме:

-слушают;

-отвечают (по выбору учителя)

Слушать собеседника; понимать возможность различных позиций других, отличных от собственной; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Строить монологическое высказывание; владеть диалогической формой речи.

3.Постановка цели и задач учебной деятельности
Цель: по-становка цели учебной деятельно-сти, выбор способа и средств её реализа-ции





























Организация активной мыслите-льной деятель-ности учащихся


- Прочитайте предложения, записанные на доске.

Вчера я читал сказки. Сегодня читаю рассказ. Завтра прочитаю стихи.


-Назовите две формы одного и того же слова

-Назовите однокоренные слова


-Какой частью речи являются слова?

-Какое задание можете предложить?




Кто назовёт тему урока?



- Чему будем учиться на уроке?

( корзина идей)






-Для чего нужны эти знания?


-Давайте вспомним, сколько у глаголов времен?

-Напомните мне, что обозначают глаголы настоящего времени?


-На какие вопросы они отвечают?


-Напомните мне , что обозначают глаголы прошедшего времени?



-Назовите вопросы прошедшего времени?


-Как еще можно определить, что этот глагол стоит в прошедшем времени?

-Вспомните, что называют глаголы будущего времени?


-На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?



-Как узнать, в каком времени употреблён глагол?

Работа по памятке



Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.






















Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.







































По ходу ответов учащихся контролируют: - правильность; - полноту ответов учащихся.













Осмысливают учебный материал
























Уметь определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя






































Умение

ориентироваться в

своей системе

знаний

 

Выполнение заданий, тренирующих отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки


Читал, читаю


Читал, читаю, прочитаю

Глагол


Определить время глаголов

(Свободные высказывания

Изменение глаголов по временам.


Будем учиться определять время глагола. Повторим, как изменяются глаголы.

(Свободные высказывания детей)


Настоящее, прошедшее, будущее.


Действия, которые происходят в настоящее время.

Что делает?

Что делают? и др.

Действия, которые уже произошли или происходили в прошлом.

Что сделали? Что сделают? и др.


По суффиксу –Л-


Действия, которые только будут происходить.

Что сделают? Что будут делать?и др.


1.Опреде-лить, на что указывает форма времени.

2.Задать вопрос.

3.Есть в вопросе суффикс –л-?

4.Есть в вопросе приставка с- или слова буду, будешь, будут?

Поиск и выделение необходимой информации

























Выполняют учебно-познаватель-ные действия; осуществляют операции анализа, син- теза, сравнения, классификацииСамостоятель-ное выделение – формулирование познаватель-ной цели;







































 


Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляе-мом во фронтальном режиме.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

4. Реше- ние поставленной учебной задачи:

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задания)

Цель: фиксация знаний


А)Работа в парах


-Послушайте отрывок из стихотворения  Г.Виеру «Хлеб». Подчеркните глаголы, встречающиеся в нем. Определите время.

Бросил в землю зерно Человек,
А укрыл его бережно Снег.
Дождь весною поля оросил
У росточка прибавилось  сил
Греет Солнце весенний росток,
Золотит молодой колосок.
Мукомол его тронет рукой –
Станет колос отменной мукой.


Проверка: - Назовите глагол и его время.

Оцените работу в парах.




Выполняют действия по инструкции. Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

По ходу ответов учащихся контролируют: - правильность; - полноту ответов учащихся.











Оценивают результат



Умение

ориентироваться в

своей системе

знаний

Планирование совместной деятельности



















Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности










Бросил – пр.в.

Укрыл – пр.в.

Оросил – пр.в.

Прибавилось – пр.в.

Греет – н.в.

Золотит – н.в.

Тронет – б.в.

Станет – б.в.










Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов

Взаимодействуют в малых группах.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляе-мом во фронтальном режиме.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им; выполнять роли контролера, исполнителя. Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.


Физми-нутка для глаз

Цель: смена видов деятельно-сти








Первич-ное закрепле-ние в изменён-ной ситуации (конструктивные задания)


Работа в рабочей тетради Упр. 247.

Задание:

-Над глаголами указывай время, а слева записывай личные местоимения. Сравнивай окончания глаголов: если в них есть изменение по лицам, ставь сверху +, а если нет – ставь -.







Проверка

-В каком времени есть изменение по лицам, а в каком – нет?



-В каком же времени окончания глаголов можно назвать личными, а в каком – нельзя?




Задание:

-Представь себе, что тот же диалог поведут девочки. Припиши на каждую строку справа глаголы в той форме, в какой их нужно будет употребить. Укажи время глагола.

Проверка

Выдели окончания и понаблюдай: в каком времени глаголы изменяются по родам, а в каком – нет? В каком числе есть это изменение?


Оцените работу

- Оцените с помощью «волшебной палочки» работу с упражнением.


Вывод:

-Как изменяются глаголы в прошедшем времени?

-Как изменяются глаголы в настоящем времени?










Само- стоятельно выполняют

действие.
















Контролируют полученный результат в форме его сличения с заданным эталоном.











Выполняют учебные действия в умственной форме



















Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий.




Умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.




Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности, анализировать собственную работу.



Оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.





























Самоконтроль процесса и результата.


Я Яму копал?-пр.в. –

Ты Копал. – пр. в. –

Я В яму упал? – пр.в. –

Ты Упал. – пр.в. –

Я В яме сидишь? – н.в. +

Ты Сижу. – н.в.+

Я Лестницу ждёшь? – н.в. +

Ты Жду. – н.в. +

Я Значит, живой?

Ты Живой.

Я Ну, тогда я домой.


В настоящем времени есть изменение по лицам, в прошедшем времени – нет


В настоящем времени.







Копала –пр.в.

Копала –пр.в.

Упала –пр.в.

Упала – пр.в.

Сидишь – н.в.

Сижу – н.в.

Ждёшь – н.в.

Жду – н.в.




Окончания изменились только у глаголов прошедшего времени единственного числа.











По родам в ед. числе



По лицам

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов.















Уметь выделять существенную информацию.

Анализировать объект с выделением существенных и несущественных признаков, делать выводы, обобщения.







































Работают во фронтальном режиме:

-слушают;

-отвечают (по выбору учителя)























Слушать собеседника; понимать возможность различных позиций других, отличных от собственной; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

5.Обобщение и систематизация знаний

Работа в группах

Упр. 248 в рабочей тетради.

-Сегодня большое внимание мы уделили глаголам настоящего и прошедшего времени. Заполните таблицу. Заполните две колонки таблицы.

Задание:

-С помощью знаков + и – покажите в таблице результаты наблюдений на уроке.









Проверка по вопросам

-Изменяются ли по лицам глаголы прошедшего времени?


-А глаголы настоящего времени?


-Изменяются ли по родам глаголы прошедшего времени?


-В каком числе?


-А глаголы настоящего времени?


-Глаголы какого времени изменяются по числам?


Оцените работу каждого участника группы.












Выполняют учебные действия











Контролируют процесс и результаты своей деятельности, вносят необходимые коррективы.














































Дополнять, уточнять, высказывать мнение по существу, вносить необходимые коррективы.


Как изменяются глаголы?


по временам


прош. в. наст. в.

по числам + +

по лицам - +

по родам +(ед.ч.) -

Взаимодействуют в группах.

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляе-мом во фронтальном режиме.

Ориентировать-ся на позицию партнера, учитывать разные мнения и интересы и высказывать собственное мнение.

Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Групповое выполнение задания.

Работа в группах, распределение ролей, владение монологической и диалогической речью







Нет




Да



Да




В ед.числе



Нет


Глаголы наст. времени и прош. времени

Умение структуриро-вать знания; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несуществен-ных признаков.


Умение осуществлять классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным критериям.


6.Домаш-нее задание

Объясняет

суть д/з

- Откройте рабочую тетрадь на с.16, найдите упр.250.

 - Прочитайте задание.


Записывают в дневник

Самоконтроль

Знакомятся с заданием

Принимают

объяснение учителя


Определяют степень трудности для себя

Умение брать ответственность за выполнение задания

7.Подведение итога. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результа-тов, самооце-нка работы на уроке.

Организует рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности.

Оценивают

результаты

своей

деятельности

на уроке.

Умение адекватно воспринимать оценки; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Оценка своих

достижений,

осознание трудностей

Личностные:

Учебно-познаватель

ный мотив

изучения русского

языка.  

Ориентация

на понимание

причин успеха

в учебе, проявление

интереса к новому

учебному материалу,

развитие

способности к

самооценке


Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


Рефлексия 

способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время фронтальной работы.


Понимать и воспринимать на слух замечания учителя.

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!