СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия на тему: "Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана для проведения занятия согласно ФГОС по информатике..

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия на тему: "Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.»

Технологическая карта

 План-конспект урока по учебнику

«Информатика и ИКТ. 11 класс».

Авторы: Н.Д. Угринович

Тема: «Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение»

(Технологическая карта изучения темы)

Тема

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

Цель темы


методическая: воплощение проблемно-поискового метода обучения при изложении информационной лекции с элементами диалога

учебная: оценить степень достижения цели образования в профессиональной подготовке, оценить способность обучающихся использовать полученные теоретические знания по теме при работе на компьютерах, анализировать степень защиты, развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления, повышать профессиональный уровень, объединение теоретических знаний с реалиями жизни.

воспитательная: воспитание мотивов учения, формировать у обучающихся стремление к глубокому усвоению всего содержания обучения, воспитание у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине информатика.

Планируемый результат

  • Знать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете..

  • Формирование представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий.

  • Формировать принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение информации.

  • Формировать навыки использования антивирусных программ.

  • Формировать базовые навыки и умения по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации.

  • Формировать бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

Основные понятия

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, компьютерный вирус, способы заражения; программы – детекторы, программы – доктора, программы – ревизоры, программы – фильтры, программы – вакцины, признаки заражения компьютера.

Метапредметные связи

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии)

и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: владение устной и письменной речью;

• умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции).

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Конспект урока по предмету «Информатика», 11 класс

Учебник «Информатика и ИКТ» для 11 класса. Авторы:
Н.Д. Угринович — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.



СОДЕРЖАНИЕ



Предисловие

Обоснование темы

1 План урока

2 Ход и содержание занятия

2.1 Организационный момент

2.2 Проведение лекции

2.2.1 Объявление темы и цели обучения

2.2.2 Мотивация учебной деятельности

2.2.3 Актуализация опорных знаний

2.2.4 Изложение нового материала с одновременным осмыслением новых знаний

2.2.4.1 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

2.2.4.2 Компьютерный вирус

2.2.4.3 Защита информации, антивирусная защита

3. Физкультминутка

4  Проверка качества усвоения изучаемого материала

5. Подведение итогов занятия

6. Домашнее задание

7. Рефлексия



Ход урока:


Учитель

Обучающиеся

Хронометраж

1.Организационный момент

Приветствует обучающихся.

Отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя.

1 минута

2.Актуализация опорных знаний

Демонстрирует обучающимся слайды, на которых представлены вопросы по теме: «Локальная сеть»


2 минуты

Вопрос: Что делает невозможным подключение компьютера к глобальной сети:

  • Тип компьютера

  • Состав периферийных устройств

  • Отсутствие дисковода

  • Отсутствие сетевой карты

Ответ: Отсутствие сетевой карты


Вопрос: В компьютерных сетях используются обычно каналы связи:

  • Провода

  • Кабели

  • Радио связь

  • Все перечисленное

Ответ: Все перечисленное

Вопрос: Эффективность компьютерной связи зависит обычно от:

  • Пропускной способности

  • Производительности процессора

  • Емкости памяти

  • Все перечисленное

Ответ: Все перечисленное

.

Вопрос: Какой вид сетей называется одноранговой?

  • локальная сеть

  • глобальная сеть

  • корпоративная сеть

  • региональная сеть

Ответ: глобальная сеть


Вопрос: Устройство, производящее преобразование аналоговых сигналов в цифровые и обратно, называется:

  • сетевая карта

  • процессор

  • модем

  • адаптер

Ответ: модем



Вопрос: Устройство, выполняющее функции сопряжения компьютеров с каналами связи, называется:

  • сетевая карта

  • модем

  • процессор

  • адаптер

Ответ: адаптер



3.Мотивация учебной деятельности

Защита информации, антивирусная защита» для студентов велика. Студенты должны четко представлять, что никакие аппаратные, программные и любые другие средства не смогут гарантировать абсолютную надежность и безопасность данных в информационных системах. Они должны понимать, что средства защиты информации нельзя проектировать, покупать или устанавливать до тех пор, пока специалистами не произведен соответствующий анализ. Анализ должен дать объективную оценку многих факторов (подверженность появлению нарушения работы, вероятность появления нарушения работы и др.) и предоставить информацию для определения подходящих средств защиты - административных, аппаратных, программных и многих других.


2 минуты


Сегодня мы приступаем к изучению темы «Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение» (учитель записывает тему на доске).

Обучающиеся записывают тему в тетради.


Вопрос: Ребята, как выдумаете, какова цель вашей деятельности на сегодняшнем уроке?

Обучающиеся предлагают свои варианты и резюмируют:

  1. Ознакомиться с видами существующих вирусов.

  2. Научиться проверять и сохранять файловую структуру компьютера.

  3. Научиться мерам предосторожности при работе с чужими файлами, научить.

  4. Научиться пользоваться современной антивирусной программой.

4.Изучение нового материала с поэтапным закреплением

Отдельные сферы деятельности требуют специальных мер безопасности данных и предъявляют повышенные требования к надежности функционирования информационных систем, в соответствии с характером и важностью решаемых ими задач.


20 минут

Вопрос: Обсудите в парах и скажите, как организовать рабочее место за компьютером? Как правильно сидеть за компьютером?

Обучающиеся обсуждают вопрос в парах и резюмируют требования к рабочему месту:

- Чтобы заниматься было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.;

- Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного в перед.

Колени - на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц.

Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу - это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или полу.

Необходимо сохранять прямой угол (900) в области локтевых, тазобедренных и голеностопных суставов.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60-70 см, но не ближе 50 см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы .

Поверхность экрана должна быть чистой и без световых бликов.

Ребята, дайте определение компьютерного вируса.

Компьютерный вирус — это целенаправленно созданная программа, автоматически приписывающая себя к другим программным продуктам, изменяющая или уничтожающая их. Компьютерные вирусы могут заразить компьютерные программы, привести к потере данных и даже вывести компьютер из строя.

Задание: Ознакомьтесь с вредноносными программами.

  • Черви

  • Вирусы

  • Троянские программы

  • В зависимости от среды обитания вирусы можно разделить на сетевые, файловые, загрузочные и файлово-загрузочные.

  • Сетевые вирусы распространяются по различным компьютерным сетям.

  • Файловые вирусы

  • Загрузочные вирусы

  • Файлово-загрузочные вирусы


По способу заражения вирусы разделяются на резидентные и нерезидентные.

  • Резидентный вирус при заражении компьютера оставляет в оперативной памяти свою резидентную часть, которая потом перехватывает обращение операционной системы к объектам заражения (файлам, загрузочным секторам дисков и т.д.) и внедряется в них.

  • Нерезидентные вирусы не заражают память компьютера и являются активными ограниченное время.

По степени воздействия выделяют неопасные вирусы, которые не мешают работе компьютера, опасные, которые могут привести к различным нарушениям в работе компьютера, и очень опасные, воздействие которых может привести к потере программ, уничтожению данных, стиранию информации в системных областях диска.

Слушают объяснение учителя.


Для обнаружения, удаления и защиты от компьютерных вирусов разработано несколько видов специальных программ, которые позволяют обнаруживать и уничтожать вирусы. Такие программы называются антивирусными.

Различают следующие виды антивирусных программ:

  1. Программы-детекторы осуществляют поиск характерной для конкретного вируса сигнатуры в оперативной памяти и файлах и при обнаружении выдают соответствующие сообщение. Недостатком таких антивирусных программ является то, что они могут находить только те вирусы, которые известны разработчикам таких программ.

  2. Программы-доктора или флаги не только находят зараженные вирусами файлы, но и возвращают файлы в исходное состояние. В начале своей работы флаги ищут вирусы в оперативной памяти, уничтожая их, и только затем переходят к «лечению» файлов.

  3. Программы-ревизоры запоминают исходное состояние программ, каталогов и системных областей диска тогда, когда компьютер не заражен вирусом, а затем периодически или по желанию пользователя сравнивают текущее состояние с исходным. Обнаружение изменения выводится на экран монитора.

  4. Программы-фильтры или сторожа, представляют собой небольшие резидентные программы, предназначенные для обнаружения подозрительных действий при работе компьютера, характерных для вирусов:

  • попытка коррекции файлов с расширениями СОМ и ЕХЕ;

  • изменение атрибутов файла;

  • прямая запись на диск по абсолютному адресу;

  • запись в загрузочные сектора диска;

  • загрузка резидентной программы.

При попытке вирусной атаки сторож посылает сообщение и предлагает запретить или разрешить соответствующие действия.

  1. Программы - вакцины или иммунизаторы — это резидентные программы, предотвращающие заражение файлов.

Слушают объяснение учителя.

Вопрос: Укажите и охарактеризуйте признаки заражения компьютера

Ответ:

  • вывод на экран непредусмотренных сообщений или изображений;

  • подача непредусмотренных звуковых сигналов;

  • неожиданное открытие и закрытие лотка CD-ROM-устройства;

  • произвольный, без вашего участия, запуск на компьютере каких-либо программ;

  • вывод на экран предупреждения о попытке какой-либо из программ вашего компьютера выйти в Интернет, хотя вы никак не инициировали такое ее поведение (при наличии установленной на вашем компьютере соответствующей антивирусной программы).

Однако не всегда такие признаки вызываются присутствием вирусов. Иногда они могут быть следствием других причин. Например, в случае с почтой зараженные сообщения могут рассылаться с вашим обратным адресом, но не с вашего компьютера.

Существуют и косвенные признаки заражения вашего компьютера:

  • частые зависания и сбои в работе компьютера;

  • медленная работа компьютера при запуске программ;

  • невозможность загрузки операционной системы;

  • исчезновение файлов и каталогов или искажение их содержимого;

  • частое обращение к жесткому диску, когда часто мигает лампочка на системном блоке;

  • Microsoft Internet Explorer зависает или ведет себя неожиданным образом, например окно программы невозможно закрыть.

Слушают пояснения учителя.

Вопрос: Назовите меры защиты компьютерной информации.

Обучающие предлагают варианты. Путём рассуждений приходят к правильному ответу.

5. Физминутка


Учащиеся выполняют комплекс упражнений для глаз и снятия мускульного напряжения.

3 минуты


Проводим тестирование на закрепление темы:

Вопрос 1. Что такое компьютерный вирус?

  1. Прикладная программа;

  2. Системная программа;

  3. Программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия.

  4. База данных.

Обучающие отвечают на поставленный вопрос:

Программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия.


7 минут


Вопрос 2. Компьютерным вирусом является

  1. Программа проверки и лечения дисков;

  2. Любая программа, созданная на языках низкого уровня;

  3. Программа скопированная с плохо отформатированной дискеты;

  4. Специальная программа небольшого размера, которая может приписывать себя к другим программам, она обладает способностью «размножаться»

Специальная программа небольшого размера, которая может приписывать себя к другим программам, она обладает способностью «размножаться»


Вопрос 3. Заражение компьютерными вирусами может произойти в процессе…

  1. Работы с файлами;

  2. Форматирование дискеты;

  3. Выключения компьютера;

  4. Печати на принтере.

Работы с файлами

Вопрос 4.Основные типы компьютерных вирусов

  1. Аппаратные, программные, загрузочные;

  2. Программные, загрузочные, макровирусы;

  3. Файловые, программные, макровирусы.

Программные, загрузочные, макровирусы

Вопрос 5. Что называется вирусной атакой?

  1. Неоднократное копирование кода вируса в код программы;

  2. Отключение компьютера в результате попадания вируса;

  3. Нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска

Нарушение работы программы, уничтожение данных, форматирование жесткого диска


Вопрос 6. Какие существуют методы реализации антивирусной защиты?

  1. Аппаратные и программные;

  2. Программные, аппаратные и организационные;

  3. Только программные.

Программные, аппаратные и организационные;


Вопрос 7. Какие существуют основные средства защиты?

  1. Резервное копирование наиболее ценных данных;

  2. Аппаратные средства;

  3. Программные средства.

Ответ: Программные средства

Вопрос 8. Какие существуют вспомогательные средства защиты?

  1. Аппаратные средства;

  2. Программные средства;

  3. Аппаратные средства и антивирусные программы.

Ответ: Аппаратные средства и антивирусные программы.

Вопрос 9. На чем основано действие антивирусной программы?

  1. На ожидании начала вирусной атаки;

  2. На сравнении программных кодов с известными вирусами.

  3. На удаление зараженных файлов.

Ответ: На сравнении программных кодов с известными вирусами.


Вопрос №10: Нелегальный доступ к компьютеру и информации относится к ...

  • Программированию

  • Интеллектуальной деятельности

  • Компьютерному пиратству

  • Созданию компьютерного вируса

Ответ: Компьютерному пиратству


Вопрос №11: Что такое архивация данных?

  • Это их удаление

  • Это помещение их в отдельную папку

  • Это слияние их в один файл с одновременным сжатием

  • Это программирование для офиса

Ответ: Это слияние их в один файл с одновременным сжатием


Вопрос №12: Когда мы вынуждены выполнять архивацию?

  • Когда файлов слишком мало

  • Когда файлов много

  • Когда не хватает места на диске

  • Когда играем в игры

Ответ: Когда не хватает места на диске


Вопрос №13: Что может содержать в себе архивный файл?

Выберите один из вариантов ответа:

  • Только папки

  • Только файлы

  • И файлы и папки

  • Ни файлы ни папки

Ответ: И файлы и папки


Вопрос №14: Укажите программу с помощью которой можно архивировать файл

  • Windows

  • Counter Strike

  • Microsoft Word

  • WinRar

  • WinCar

Ответ: WinRar


Вопрос №15: Внимание в этом вопросе возможно несколько вариантов ответа!

Как можно заархивировать файл? (выберите два ответа)

  • Из контекстного меню файла

  • Нажать в программе WinRar "Добавить"

  • Из меню "Пуск"

  • командой "Файл" - "Сделать архив"

  • Из контекстного меню файла

  • Нажать в программе WinRar "Добавить"


6.Самостоятельная работа

Задание 1. (для исследования). Проверьте персональный компьютер на вирусы.

Учащиеся выполняют задание на компьютере.

5 минут

7.Домашнее задание.

Вопрос: Давайте вспомним цели, которые мы ставили перед собой в начале урока. Какие цели достигнуты, что мы не выполнили?


Домашнее задание: 1.4 прочитать, устно ответить на контрольные вопросы

Задание для исследования:

Установить антивирусную программу и проверить компьютер на вирусы. Записать результаты проверки.

Дополнительное задание (по желанию): Подготовить сообщение по теме «Понятие об информационных системах и автоматизация информационных процессов.»

Говорят о том, что выполнено. Отмечают, что не рассмотрена работа с листами книги.




Записывают задание в конспект, задают вопросы по содержанию задания.

2 минуты

8.Итоги урока

Учитель подводит итоги, выставляет оценки

Обсуждают результаты вместе с преподавателем.

2 минуты

9.Рефлексия

1.Что нового вы узнали на уроке?

2. Где могут пригодиться вам эти знания в жизни, будущей трудовой деятельности?

3. Что бы ещё вы хотели узнать по теме?

Отвечают на вопросы, обсуждают.

1 минута










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!