СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по теме : Микрофлора почвы, воды и воздуха.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия – современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся. Проведение занятия с ее использованием позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапреметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по теме : Микрофлора почвы, воды и воздуха.»

Дисциплина МИКРОБИОЛОГИЯ, САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА

Специальность 35.02.06

Группа 21п

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 4.1

Тема занятия:

Микрофлора почвы, воды и воздуха



Тип урока:

Комбинированный

Время


90 мин




Цели урока:

  • воспитательная: Воспитывать понимание значения знаний по изучению микрофлоры воды, почвы и воздуха в профессиональной деятельности.


  • дидактическая: Изучить микрофлору воды, почвы и воздуха и влияние на технологический процесс производства готовой продукции на предприятиях консервной и зерноперерабатывающей промышленности


  • развивающая: умения работать с профессиональной литературой.



Требования

к знаниям:

  • Уяснить природу воздействия на микроорганизмы отдельных факторов окружающей среды.

  • Использовать факторы практически при хранении и производстве пищевых продуктов.



Межпредметные

связи:

  • обеспечивающие: Биология– устройство лаборатории, биологического микроскопа

  • обеспечиваемые:МДК03.01-Технология хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции



Средства обучения:

учебник Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности, М: Изд-Центр «Академия»




Литература:

Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности, М: Изд-Центр «Академия»


Повторение:

Тема 1.1. Прокариоты; Тема 1.2. Эукариоты





Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным работам и оформление лабораторных работ


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

элемент а урока


Элемент урока, краткое содержание



Дополнения, замечания

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

  • Приветствие.

  • Перекличка.

  • Сообщение темы, целей урока, плана урока.

  • Инструктаж по ТБ


2.

ПОВТОРЕНИЕ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:

Выяснить пределы развития плесневых грибов в зависимости от оптимальной температуры развития”.

2.Охарактеризовать холодолюбивые микроорганизмы.

3.Охарактеризовать теплолюбивые микроорганизмы.

4.Охарактеризовать среднюю (мезофилы) группу микроорганизмов, вызывающих порчу продуктов.

5.Какие факторы внешней среды влияют на жизнедеятельность микроорганизмов?

6.Какие существуют два способа обработки продуктов высокими температурами?

7.Как влияет на жизнедеятельность микроорганизмов низкие температуры при хранении продуктов питания?

8.Понять воздействие воды на развитие микроорганизмов”.

9.Выделить и охарактеризовать микроорганизмы в зависимости от потребности воды:

  • влаголюбивые (гидрофиты),

  • средневлаголюбивые (мезофиты),

  • сухолюбивые (ксерофиты).

10.Когда и для чего применяют метод лиофильной сушки товаров, питательных сред молочнокислых заквасок?

11.Познать различные формы лучистой энергии и характер ее воздействия на микроорганизмы.

12.Какие средства, обладающие бактерицидными свойствами, широко применяются в медицине, животноводстве, пищевой промышленности?

13.В чем сущность действия на микроорганизмы света, радиоактивных излучений, радиоволн, ультразвука и каково практическое использование этих воздействий?


3.

МОТИВАЦИЯ:

Для того чтобы при профессиональной деятельности проводить микробиологический контроль поступающего сырья и готовой продукции необходимо изучить Микрофлора почвы, воды и воздуха


4.

Изучение новой темы:

Микробные биоценозы, влияние на бактерии физических факторов.

На Земле микробы живут практически во всех регионах, климатических зонах и т. д. Обнаружены следы микроорганизмов в космосе.

Факторы влияющие на микроорганизмы:

Температура: по этой характеристики делятся на психрофилы (от-10 до +10), микробы лучше переносят низкие температуры; мезофиллы (от +20 до +40) практически все паразитические симбиоитные бактерии, человек для них идеальная питательная среды; термофилы (от +50 до +70).

Температурный минимум – температура при которой микроб замедляет жизнедеятельность.

Температурный максимум – температура при которой жизнедеятельность прекращает.

Температурный оптимум – оптимальная среда для микроба.

В природе микробы размножаются только в воде и почве. Стоки воды большого города имеют бактерии которые разлагают вредные вещества и создают для патогенных бактерий неприемлемые условие происходит самоочищение.

Ø  Антагонизм – одному из организмов причиняется вред. Возможно, что один вид размножается быстрее и другому не хватает питания. Возможно выделение одним микробов продуктов обмена, которые изменяют характеристики среды и другой не может развиваться. Выделение антибиотиков.

Ø  Симбиоз – любое совместное проживание макро и микроорганизмов. Классическим симбиозом является мутуализмпри этом два организма извлекают пользу. Метабиоз – продукт жизнедеятельности одного микроба, питательная среда другого, разновидность сателитизм – один микроб выделяет продукты, которые стимулирует рост другого микроба. Синергизм – повышается жизнеспособность под действием в-в выделяемых другими бактериями.Комменсализм – один из членов микробиоза извлекая питание из другого не нанося ему вреда.

Ø  Хищничество

Ø  Паразитизм

Типы заболевания в зависимости от источника:

Антропонозные – источник человек

Зоонозные, зооантропонозные – источник животные

Сапронозные – источник сама окружающая среда. Долгое время холерный вибрион считался антропонозом, но недавно было выявлено что он сапрофит.

Но для большинства организмов окружающая среда прожиточный этап. Поэтому необходима оценка окружающей среды.

Методы оценки микробиологической чистоты объектов окружающей среды:

1.  Прямые – подразумевают нахождение на объектах внешней среды патогенных микроорганизмов.

2.  Косвенные – выявление санитарно-показательных микроорганизмов, они должны указывать возможность загрязнения и легко культивируются. Это микроорганизмы выделяются из организма человека.

Санитарная чистота воздуха.

СПМ: золотистый стафилококк, гемолитический стрептококк, споры плесневых грибов. Определяют общее микробное число – кол-во бактерий на 1м3, число стафилококков, стрептококков, грибов по отдельности.

Классы чистоты медицинских помещений:

А) Повышенной чистоты – операционные, родильные блоки, боксы для ожоговых.

Б) чистые – процедурные, перевязочные

В) условно чистые - палаты

Г) грязные – коридоры, туалеты, кабинеты

Методы определения чистоты воздуха:

Для общего числа – МПБ, для стафилококка – желточный агар, для стрептококков – кровяной агар, грибы – среда собурон.

Методы забора воздуха:

1)седиментация по Коху – открыть 2 чашки с питательной средой, ставить в термостат, на следующий день =считают 250 и менее чистые, 250-500 условно чистые, 500 и более грязные

2) 2 чашки открыть на 5 минут→термостат→подсчет по формуле Омелянского: за это время оседает столько микробов сколько содержится в столбе воздуха.

3) аспирационный метод – аппаратом Кротова. В аппарат помещается чашка с средой, над чашкой проходит поток воздуха и происходит посев. Зная скорость потока, время экспозиции и количество колоний можно подсчитать общее число микробов.

Санитарная чистота воды.

СПМ: общие колиформные бактерии ферментирующие лактозу при 370, термолтолирантные ферментирующие бактерии при 400. В 100 = 0 бактерий, колибактериофаги они указывают на вирусное загрязнение в 100 мл=0. Общее микробное число – число бактерий образующих колонии в 1 мл среды=50 КОЕ, споры сульфит продуцирующих бактерийлямблии 50л=0, энтреробактерии.

Среды для колиформных бактерий: среда Эйтмана, Энда.

Методы определения колиформных бактерий:

1)  бродильный – берут 333 мл (6 пробах) воды засевают в глюкозопептонную среду, затем заселяют колонии на среду, красят, делают оксидазный тест. Колитиртр объем воды в котором обнаружена 1 кишечная палочка,колииндекс – количество палочек на 1 литр.

2)  Мембранных фильтров: через них пропускают воду, выкладывают на среду Энда если они присутствуют, то они берутся→красятся→считаются→окидазный тест→высевают →считают.







5.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

  1. Охарактеризовать холодолюбивые микроорганизмы.

  2. Охарактеризовать теплолюбивые микроорганизмы.

  3. Охарактеризовать среднюю (мезофилы) группу микроорганизмов, вызывающих порчу продуктов.

  4. Какие факторы внешней среды влияют на жизнедеятельность микроорганизмов?

  5. Какие существуют два способа обработки продуктов высокими температурами?

  6. Как влияет на жизнедеятельность микроорганизмов низкие температуры при хранении продуктов питания?

  7. Понять воздействие воды на развитие микроорганизмов”.

  8. Выделить и охарактеризовать микроорганизмы в зависимости от потребности воды?


6.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности, М: Изд-Центр «Академия»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!