СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Урок 8. СокровищНИЦа Земли под охраной человека
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с объектами Всемирного наследия, Международной Красной книгой, редкими видами растений и животных; определения границы знания и «незнания»; показать красоту и неповторимость великих достопримечательностей, содействовать формированию у учащихся убеждения о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды, первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные ресурсы | http://khabibullina.ucoz.ru/load/moi_razrabotki/urok_po_okruzhajushhemu_miru_v_4_klasse/6-1-0-13 http://festival.1september.ru/articles/560868/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; фотографии с изображением достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; Международная Красная книга; рисунки с изображением семи чудес света, презентация |
Основные | объекты Всемирного наследия, Международная Красная книга |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Сегодня на уроке предлагаю поговорить о сокровищах и чудесах. С чем у вас ассоциируются эти слова? Что можно назвать чудом? сокровищем? Предлагаю обратиться к словарю С. И. Ожегова и узнать значение этих слов. Сокровище – 1. Драгоценность или дорогая вещь. 2. Ценности духовной и материальной культуры. Чудо, чудеса – 1. Нечто небывалое, сверхъестественное (в религиозных представлениях: то, что вызвано божественной силой). 2. Нечто поразительное, выдающееся, удивительное своей необычностью. – О каких чудесах мы будем говорить? На протяжении нескольких уроков мы рассматривали окружающий мир с точки зрения астрономии, географии, истории, экологии. На смену идеи завоевания, покорения природы к человечеству, частью которого мы являемся, все чаще приходит более гуманная идея: изучение, сохранение и бережное использование окружающей нас среды. – Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры | Слушают, принимают участие в диалоге. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; умеют слушать собеседника. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, мотивацию на работу на результат; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка знаний и умений: графический диктант.
Конкурс | – Выясним, у кого из экологов класса знания на «пять». У вас на партах таблица. Если вы согласны с моим утверждением, то ставьте под цифрой, обозначающей номер вопроса, знак «+» (да), а если это не так – знак «–» (нет): • Человек – властелин и покоритель природы. • Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды. • Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. • Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны. • Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли. • Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается. • Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды. • Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов. – Проверяем ответы. Краткое комментирование работ | Заполняют таблицу.
Организуют выставку рисунков | фронтальная, коллективная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск | Устные ответы, пись- менные работы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Изучение нового материала | Беседа по теме урока.
Выступления учеников. Рассказ учителя | – Как вы думаете, много ли на свете чудес и сокровищ? – В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». – К большому сожалению, мы не сможем их увидеть Просмотр презентации 1. – Семь чудес света описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот: 1) пирамида Хеопса (Египет, III век до нашей эры); 2) висячие сады Семирамиды (Вавилон, VI в. до н. э.); 3) статуя Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н. э.); 4) храм Артемиды в Эфесе (Греция, IV в. до н. э.); 5) Галикарнасский мавзолей (Кария, IV в. до н. э.); 6) маяк на острове Форос (Александрия, Египет, III в. до н. э.); 7) колосс Родосский (остров Родос, III в. до н. э.). – Об этих чудесах нам расскажут ученики. – Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. | Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Смотрят презентации.
Заранее подготовленные ученики выступают с сообщениями. | Фронтальная, индивидуальная | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| Всемирное наследие включает объекты природы – Посмотрите на эмблему «Всемирное наследие». Круг символизирует природу, квадрат в центре – творения человеческих рук. – В настоящее время создан Список всемирного наследия, который ежегодно пополняется. – Природа и люди создали новые уникальные чудеса. Летом 2007 году в Европе проводился конкурс «Семь новых чудес света». К великому сожалению, среди победителей не было ни одной достопримечательности из России. Поэтому решили провести свой конкурс. Каждая республика, каждая область, каждый субъект Федерации выдвигали на конкурс свои «чудеса». Выборы происходили через SMS и интернет-голосование. В них приняли участие около 26 миллионов человек. 12 июня 2008 года на Красной площади в Москве были объявлены победители конкурса | Рассматривают эмблему. Внимательно слушают |
| позиций; используют критерии для обоснования своего суждения, достигают договоренности Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Практическая деятельность | Работа
Работа по теме «Байкал».
| – Изучим карту-схему в учебнике (с. 56–57). Обратите внимание на условные обозначения. Какие объекты природного наследия вы видите на карте? При ответе указывайте материк. (Большой каньон (Северная Америка), водопад Игуасу (Южная Америка), водопад Виктория (Африка), Большой Барьерный риф демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов природного наследия. – Назовите объекты Всемирного культурного наследия. (Статуя Свободы в Нью-Йорке, храм Абу-Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, афинский Акрополь, Венеция, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи – деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена.) демонстрирует рисунки и фотографии с изображением объектов культурного наследия. Быстро к озеру спустились, Наклонились и умылись. Раз-два, три, четыре, Вот как славно освежились! Здравствуй, чудо-озеро. – Кто догадался, о каком чудо-озере говорится в стихотворении? | Отвечают
Внимательно слушают.
Отвечают | Фронтальная, индивидуальная.
| Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; активно используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; | Устные ответы, выполненные задания, сообщение |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
Знакомство
Игра «Узнай животных». | – Вот мы и должны это чудо природы, это богатое рыбой и вкусной холодной водой чудо природы таким сохранить навсегда.
– К бесценным сокровищам Земли относятся редкие и исчезающие виды растений и животных. Идея создания Красной книги возникла в конце пятидесятых годов XX века. Ученые посчитали крайне важным привлечь внимание международного сообщества и руководителей отдельных государств к бедственному состоянию природы. Впервые Красная книга была издана в 1966 году, она включала в себя описание 200 видов растений. Основная цель книги – выявление, учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, для сохранения которых нужны специальные меры защиты. – В вашем учебнике помещены рисунки нескольких видов животных из Международной Красной книги. Попробуйте объяснить, почему эти виды попали под угрозу исчезновения. (Гребнистых крокодилов уничтожают ради красивой кожи. Из панциря черепах делают украшения, а мясо употребляют в пищу. Также черепахи гибнут от загрязнения океана и т. д.) Карточка: морж, фламинго, волк, орел-беркут, зебра, белый носорог, утка мандаринка, колорадский жук, орнитоптера александры, саранча, зеленая морская черепаха, жук-красотел, амурский тигр. | Слушают сообщение подготовленного ученика. Внимательно слушают учителя.
Высказывают свое мнение
выбирают |
Парная. | ориентируются Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют в поведении моральным нормам и эти- |
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Задания | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют | Индивидуальная | ческим требованиям; имеют мотивацию |
|
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Вернемся к утверждениям урока. С какими согласны вы и почему? – Как иначе можно сказать фразу: «Природу побеждают, только повинуясь ее законам»? – Что нужно для этого делать? – Что такое Всемирное наследие? – Какие объекты природы относятся к Всемирному природному наследию? – С какими объектами Всемирного культурного наследия вы сегодня познакомились? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют рефлексию способов Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 54– 62. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания по вариантам: 1-й вариант – задание 1; 2-й вариант – задание 2 | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Урок 10. Равнины и горы России
Цели | Создать условия для ознакомления с равнинами и горами на территории России, определения границы знания |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная |
Образовательные | Мультимедийный учебник Кирилла и Мефодия «Окружающий Мир». http://rudocs.exdat.com/docs/index-483653.html http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; схемы; рисунки и фотографии с изображением изучаемых объектов |
Основные | Равнины, горы |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Звучит в записи припев «Песни о России» (слова Над Россией Солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней… – Почему в целом свете нет страны роднее России? – Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие | Слушают, принимают участие в диалоге. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. Личностные: понимают значение знаний для человек; проявляют интерес к изучаемому предмету; имеют мотивацию | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Изучение нового материала | Загадка.
Рассказ учителя (сопровождается демонстрацией слайдов). | Предлагает послушать загадку: Доброе, хорошее, на всех глядит, А людям на себя глядеть не велит. – Это Солнце. Вот и наше «солнце» будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнце? | Слушают, отвечают на вопросы учителя. Повторяют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собствен- | Устные ответы, сообщения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Работа с физической картой.
Индивидуальные сообщения учащихся (по ходу рассказа учителя).
Работа со словарем.
| – Мы на полуострове Камчатка (показывает слайд). «Солнце» закрепляет над полуостровом Камчатка. – Что вы можете рассказать о поверхности полуострова? Обратите внимание на вулкан Ключевская сопка. Какую он имеет высоту? (Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6–7 лет, извержения продолжаются по нескольку месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.) – Продолжаем путешествие, и наше «солнце» останавливается над Среднесибирским плоскогорьем. Что вы видите на карте? Как вы думаете, что означает слово «плоскогорье»? Более точное толкование можно найти в словаре С. И. Ожегова: «Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря». Демонстрирует слайды с изображениями Среднесибирского плоскогорья. – А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири. «Солнце» закрепляет над горами Алтай и Саяны. – Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор? | Просматривают слайды.
слушают сообщение ученика.
Читают определения понятия в словаре.
Отвечают |
| ные знания; осуществляют поиск способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения не- |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
Сообщение ученика.
Сообщение ученика.
Демонстрация опыта.
| Демонстрирует слайды с фотографиями Алтайских (Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России.) – Продолжаем наше путешествие. «Солнце» закрепляет над Западносибирской равниной. – Что вам рассказывает об этой равнине карта? (Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит, это низменность. Большая часть территории – это болота. По равнине течет много рек. Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина».) – Давайте выясним, почему так много болот на этой равнине. Проведем опыт. На поверхность стола нальем воды. Что произошло? Вот так же и вода, выпавшая в осадках и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает в глубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем путешествие, и «солнце» повисает над Уральскими горами (закрепляет «солнце»). | Просматривают слайды. слушают сообщение ученика.
Рассматривают карту, отвечают.
Слушают сообщение ученика.
Наблюдают, делают выводы.
|
| обходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; имеют мотивацию
|
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
Сообщение ученика.
| – Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах? Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – народная, ее высота 1895 метров. Уральские горы невысокие. Сравните две горы: на Урале – Народную и на Алтае – Белуху. Что это доказывает? Демонстрирует слайды «Уральские горы». (Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лет назад, его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.) «Солнце» закрепляет над Восточно-Европейской равниной. – Где мы делаем следующую остановку? Мы остановились на Восточно-Европейской равнине. Это – равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета. Попытаемся открыть тайну желтых пятен. – а сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше «солнце» над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта? | Рассматривают карту. Просматривают слайды. Сравнивают две горы.
Слушают сообщение ученика.
Просматривают слайды. |
|
|
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Сообщение ученика | (На карте – Кавказские горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора – Эльбрус. Ее высота 5642 метра.) – Сравним Народную, Белуху и Эльбрус. Демонстрирует слайды «Кавказские горы». – «солнце» закатилось на западе, и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу | Слушают сообщение ученика.
Просматривают слайды |
|
|
|
III. Практическая деятельность | Проверка
Задания | используется мультимедийный учебник Кирилла 1. Расставить значения высот в соответствии с цветом. 2. Выделить области карты, на которых расположены равнины. 3. Выбрать, какая равнина расположена ниже другой относительно уровня моря. 4. Перенести на карту названия горных систем. 5. Выделить на карте горную систему, которую в старину называли Каменным поясом. 6. Закончить предложения, соединив приведенные фразы. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют | Индивидуальная | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения работы | Выполненные задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Сравните горы по высоте и прочитайте слово, которое солнце говорит вам. (Спасибо.) | читают вывод в учебнике (с. 70) | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся | Уст- ные ответы |
V. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 64–71. Прочитать текст «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник. Выполнить задание рубрики «Проверь себя» | Задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Урок 11. Моря, озера и реки России
Цели | Создать условия для ознакомления с географическим положением рек, определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о морях, озерах и реках России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; совершенствовать умения и навыки работы с физической картой России |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные | http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/morya-ozera-i-reki-rossii-4-klass http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; физическая карта России; карточки индивидуальных заданий |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Звучит в записи припев «Песни о России»: Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны ее родней… – Россия – это наша Родина, страна в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить. Сегодня мы отправимся в путешествие по необъятным водным просторам нашей родины: по морям, рекам и озерам. | слушают учителя, принимают участие демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | – Покажите на карте известные вам равнины России. – Покажите на карте горы нашей страны.
Предлагает задания по индивидуальным карточкам | Отвечают Выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собствен- | Устные ответы, выполненные задания на карточках |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Изучение нового материала | Работа с физической картой России.
| – Берега России омывают моря трех океанов. Покажите на карте и назовите, какие это океаны. – Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Какие моря относятся к Северному Ледовитому океану? Назовите и покажите на карте. – Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Назовите и покажите на карте моря Тихого океана. – Найдите на карте полушарий Балтийское и Черное моря. Определите, к какому океану они относятся. – Что вы можете сказать о Черном море? – О Балтийском море не скажешь, что оно очень теплое, но летом в нем купаются. Что вы можете сказать о морской воде? – Сколько же морей омывают российские берега? – А сейчас по реке мы попадаем в самое глубокое пресное озеро мира. Как называется это озеро? Найдите на карте озеро Байкал. Где оно расположено? – В России множество больших и маленьких озер. Самое большое по площади – Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем или просто морем. | Показывают Отвечают
Показывают
| Фронтальная, индивидуальная | ные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Работа | – Но это еще не все озера. Их на территории России свыше двух миллионов. Найдите другие озера нашей страны. – Ладожское и Онежское озера – это крупнейшие озера Европы. В Ладожском озере берет свое начало река Нева, на которой стоит Санкт-Петербург. Эти два озера связаны друг с другом: из Онежского озера вытекает река Свирь, которая впадает в Ладожское озеро. Это озера с пресной водой. – Назовите самые крупные реки нашей страны. Предлагает прочитать статью о реках России |
Читают текст |
| уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием |
|
IV. Практическая деятельность | Работа с физической картой России
| – Найдите на карте: 1) реки Восточно-Европейской равнины. 2) реки Западно-Сибирской равнины. 3) реки Среднесибирского плоскогорья. – Назовите самую крупную реку Восточно-Европейской равнины. Назовите и покажите другие реки Восточно-Европейской равнины. – Назовите самые крупные реки Западно-Сибирской равнины. Покажите на карте. – Река Обь имеет много притоков, одним из них является река Иртыш. Енисей берет свое начало в Саянах. Обе реки впадают в Карское море. | Отвечают показывают
| Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
Игра «Географическое лото».
Работа Работа в тетради. Задания | – Назовите самые крупные реки Среднесибирского плоскогорья. – Река Лена имеет наибольшее количество притоков. На севере плоскогорья текут реки Индигирка и Колыма. На берегах рек издавна строились села, деревни, города. Как вы думаете: почему? Предлагает учащимся разделиться на команды для игры «географическое лото»
– Прочитайте текст учебника и выполните задания № 1, 2 в рабочей тетради (с. 22–23). (№ 1. Исправить ошибку. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
Играют три команды. Кто быстрее соберет верно цепочку, тот и побеждает. Читают,
Выполняют |
Коллективная.
индивидуальная | практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют цели Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; следуют |
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Оценивание работы учащихся | – Что нового узнали сегодня на уроке, где путешествовали? – Какие сведения показались наиболее интересными? – Какую роль играют водные просторы в жизни человека? Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов… Мы с детства о море мечтаем, О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки – Привет от родимой земли. И ночью, и днем В просторе морском Стальные идут корабли… | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: осуществляют оце-нивание собственной деятельности Личностные: проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 72–77. Прочитать статью «Заповедники России». Выполнить задание 4, с. 75 | Слушают, задают уточняющие вопросы | фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
|
Ресурсный материал
Индивидуальные карточки
Вариант I
Вариант II
Географическое лото
Восточно-Европейская равнина | Самое глубокое | Байкал | Самое большое |
Каспийское море | Река, впадающая | Волга | Самая длинная река России |
Обь | Самые высокие | Кавказские горы | «Плоская» равнина |
Западно-Сибирская равнина | В список Всемирного | Алтай | «Холмистая» равнина |
Урок 12. Природные зоны России
Цели | Способствовать формированию представлений о природных зонах России; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая |
Образовательные | http://teikroo.ucoz.ru/load/1-1-0-1 http://www.openclass.ru/node/177253 http://detochki-doma.ru/stihi-o-rodine/#ixzz2K24NyTZ6 |
Оборудование | Компьютер, проектор; карта «Природные зоны», картины, иллюстрации природных зон: Арктика, тундра, зона лесов, степи, пустыня; теллурий |
Основные | природные зоны |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
I. Мотивация деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного Рассматривание карты «Природные зоны» | Читает стихотворение: Необъятная страна
– Природа нашей страны очень разнообразна. Как вы думаете, почему? предлагает рассмотреть карту природных зон. – Что обозначают зоны на этой карте? Почему эти территории объединили в зоны? – Сегодня на уроке мы узнаем, что такое природные зоны, познакомимся с природными зонами России, | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место Рассматривают карту, отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: Личностные: понимают и принимают значение знаний; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка Конкурс мини-сочинений «Какой я представляю Россию, глядя на карту». Игра «Я знаю географичес- кие объекты». Игра «Найди “лишний” географический объект» | вызывает троих учеников к доске. Предлагает классу послушать их сочинения, а остальным сдать мини-сочинения на проверку.
называет горы, моря, реки, озера России.
Предлагает учащимся объяснить, почему объект «лишний»: а) Лена, Волга, Байкал, Енисей; б) Дон, Марс, Енисей, Днепр; в) Обь, Байкал, Онежское, Каспийское; г) Кавказ, Альпы, Баренцево, Урал. д) Каспийское, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый | Читают сочинения.
Двое учащихся у доски соревнуются: кто быстрее найдет данный географический объект | Фронтальная, групповая, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | Устные ответы, сочинения тему |
III. Изучение нового материала | демонстрация опыта. | Демонстрирует движение Земли вокруг солнца – Понаблюдайте, какая часть земного шара получает больше света, а следовательно, и тепла.
| Рассматривают опыт.
| Фронтальная, индивидуальная. | Устные ответы, выполненные |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Определение названий природных зон.
Знакомство
| – Солнечные лучи на эту часть земного шара падают отвесно (прямо), а к северу и к югу – наклонно, будто скользят по поверхности, поэтому нагревают ее меньше. Благодаря такому явлению природа нашей страны разнообразна и меняется в направлении с севера на юг. Совместными усилиями определим, какие природные зоны существуют в России. Предлагает карточки с буквами для определения названий природных зон: арктика, тундра, лес, степь, пустыня.
Демонстрируя видеофрагменты, кратко рассказывает об основных признаках каждой природной зоны, ее обитателях и растительности; обозначении Свой рассказ дополняет иллюстрациями с изображением природных зон и располагает их в порядке смены с севера на юг.
| Самостоятельно формулируют вывод.
Рассматривают карточки с заданием. Составляют карточки
Задают уточняющие вопросы.
|
| Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; | задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Задания | Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Выполняют | Индивидуальная | проявляют познавательный интерес |
|
IV. Практическая деятельность | Знакомство Формирование умений связно высказываться. | предлагает иллюстрации природных зон, животных, растений, которые находятся в поле зрения Оказывает помощь ученикам. Если объект на картинке не известен учащимся, они знакомятся с названием на обратной стороне иллюстрации. Корректирует ответы учащихся.
| На иллюстрацию природной зоны наклеивают изображения тех животных, которые обитают в этой зоне. Составляют рассказ о природной зоне по плану, слушают, вносят дополнения, задают вопросы. Дополняют ных зон од- | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство. Регулятивные: осуществляют конт- | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
| Закрепление понятий | Раздает карточки с изображением природных зон. Предлагает задание: распределить карточки в порядке смены их с севера на юг | ноклассников «лишними» картинками. Выполняют Коллективная проверка | Парная | роль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения | Выполненные задания | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Как прекрасен каждый уголок нашей любимой Родины, мы еще раз убедимся, прочитав стихи русских поэтов о родной природе:
| Внимательно слушают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность Коммуникативные: умеют слушать собеседника. Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
|
| Рассвет
(А. Н. Майков.) | | | | | ||
VI.Дома шнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 30–34. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения задач | |
Урок 13. Зона арктических пустынь
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, ее использованием, определения существенных признаков природных зон и сравнения их, определения границ знания и «незнания»; обучения нахождению на карте полушарий зоны Арктики; способствовать формированию у учащихся понятия «Арктика», развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, коллективная |
Образовательные | http://festival.1september.ru/articles/594902/ http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России» |
Основные | зона арктических пустынь |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | – Послушайте описание чертогов одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения? «Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями – буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро». Чертог (устаревшее слово) – великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке. – вернемся к вопросу о том, где жила Снежная королева. (Снежная королева жила в ледяной зоне.) – Попробуйте сами сформулировать тему урока | Слушают учителя, принимают участие демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
Прогнозируют содержание урока | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; умеют слушать собеседника. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка | – Почему природа нашей страны изменяется с севера 1) Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее. 2) Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность | Отвечают
| Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | Устные ответы, карточки |
III. Изучение нового материала | Работа | – В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг. – Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь. – Каким цветом она обозначена? – В каком поясе Земли находится? (Полярный пояс.) – Что вы можете рассказать по географической карте Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины.) | Слушают учителя, отвечают на вопросы.
Показывают
| Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||
|
Работа
| – Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне. (Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.) – Назовите и покажите на карте северные моря. (Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море.) – Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана. (Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.) – К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона? – я предлагаю познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить работу и получить больше информации об этой зоне. Карандашом красного цвета отметьте знаком «+», что узнали нового. по ходу урока предлагает заполнить таблицу
| | | Коммуникативные: | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Практическая деятельность | Работа
Загадка.
Работа с карточками.
| 1. Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли? (Под номером 1.) 2. Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно. (Под номером 5.) Что за чудо-чудеса: Загорелись небеса! Ой, горит-пылает пламя Над сверкающими льдами! Кто зажег огонь чудесный, Золотой костер небесный? Никого за тучей нет. Это с неба льется свет. (Северное сияние.) Полярное сияние – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы. – Выберите правильный ответ: как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь? 1) Температура повысится. 2) Температура не изменится. | отвечают на вопросы.
Выполняют | Фронтальная, индивидуальная.
| Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
Кроссворд.
Задания | 3) Температура понизится. – Выберите и прикрепите картинки с изображениями растений этой зоны. предлагает вставить пропущенные слова в карточке: Арктика – это огромное пространство… (Северного Ледовитого океана), с… (морями) и… (островами). Солнце направляет на это пространство…(косые) лучи. Оно… (светит), но не греет. Зимой в Арктике… (полярная ночь). Дуют… (ветры), бушует… (пурга). Температура опускается до… (–60) градусов. Летом – Разгадайте кроссворд Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации |
зачитывают текст вслух.
Отгадывают кроссворд.
Выполняют |
Коллективная.
Индивидуальная | действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его Личностные: осуществляют действия смыслообразования; оценивают усваиваемое содержание |
|
V. Итоги урока.
| Обобщение полученных на уроке сведений. | Звучит в записи «песня про медведей» (слова Л. Дербенева, музыка А. Зацепина): | читают вывод в учебнике (с. 41). | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют рефлексию способов | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
Рефлексия | Заключительная беседа. Выставление оценок |
– С какой природной зоной познакомились на уроке? – Что нового узнали? – как оценивает свою деятельность на уроке? | Отвечают | | контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Регулятивные: оценивают собственную деятельность | | ||
VI. Домашнее задание | Инструкция по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 78–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1, 2 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
кроссворд
1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные «птичьи базары», очень любят полакомиться рыбкой. (Чайка.)
2. Близкий родственник тюленя. (Морж.)
3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал. (Кайры.)
4. На них очень любит поохотиться белый медведь. (Тюлень.)
5. Самое распространенное растение полярных районов. (Лишайники.)
6. Самый крупный обитатель морей и океанов. (Кит.)
7. Маленькие жители морей и океанов, которыми питаются рыбы. (Рачки.)
Ключевое слово: арктика.
Урок 14. Тундра
Цели | Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, карта «Природные зоны России» |
Основные | тундра |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного Кроссворд
| В путешествиях можно многое узнать И друзьям об этом потом рассказать. Новая природная зона приглашает нас – И опять в экспедицию отправляется класс. А чтобы тему урока узнать, Кроссворд нам надо разгадать! 1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.) 2. Птица с необычным клювом. (Тупик.) 3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.) 4. Арктика – царство снега и… (льда). 5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.) 6. Виды рыбы обитающей в северных морях. (Чайка.) Ключевое слово: ТУНДРА | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место Выполняют | Фронтальная, индивидуальная, коллективная | Познавательные: владеют способами решения учебных задач. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка Графический диктант | 1. Конкурс рисунков.
2. Сообщения учащихся о животных Арктики.
3. графический диктант | Организуют выставку. Выступают Выполняют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необ- | Устные ответы, пись- менные задания |
III. Изучение нового материала | Рассказ учителя по теме урока.
Работа | – Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры? – Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как? – Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы | Слушают учителя. показывают зону тундры на карте.
Отвечают
Составляют схему. | Фронтальная, индивидуальная.
Коллективная. | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
Работа с учебником
| – Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры? – Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной» – Какая у них наземная часть? Почему? – В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой. Карликовая березка имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов. |
Читают тексты в учебнике, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы
|
Индивидуальная | ходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес |
|
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| предлагает опять рассмотреть иллюстрацию – Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? – Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра – Какое основное занятие населения тундры? |
|
|
|
|
IV. Практическая деятельность | Составление рассказа
Составление схемы.
| – Расскажите о тундре по плану: 1. Географическое положение. 2. Климат. 3. Растительный мир. 4. Животный мир. 5. Деятельность человека. После ответов предлагает заполнить пирамиду. | Составляют рассказ по плану, схему.
| Фронтальная, индивидуальная.
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации Регулятивные: ориентируются в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану; принимают и сохраняют учебные задачи. | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Составление цепей питания.
Игра «Растительный
Задания | Далее предлагает составить 4–5 цепей питания. 1. Растения тундры → белая куропатка → песец. 2. Мох-ягель → северный олень → волк. 3. Растения тундры → лемминг → белая сова. 4. Растения тундры → лемминг → песец. песец лемминг белый медведь ягель Арктика водоросли белая сова тупик гагара брусника голубика Тундра северный олень белая куропатка морошка лишайник полярный мак морж тюлень Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | Составляют цепи питания.
показывают
Выполняют |
Коллективная. индивидуальная | Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; следуют |
|
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какой природной зоной мы познакомились? – Чем эта зона отличается от других? – Работа нашей экспедиции в тундре закончилась, оцените свою деятельность на уроке | читают вывод в учебнике (с. 96). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). выполнить задание 3 (с. 96) | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |
Ресурсный материал
Графический диктант
учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».
1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.
2. Территория Арктики не имеет коренного населения.
3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.
4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.
5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.
6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.
7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».
О т в е т ы: 1 (–). 2 (+). 3 (+). 4 (–). 5 (+). 6 (+). 7 (–).