Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять признаки осени, названия осенних месяцев; наблюдать явления природы осенью; определять основные свойства воздуха и воды; получат возможность устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления; познавательные – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорной ситуации; формировать целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительное отношение к иному мнению, умение принимать и осваивать социальную роль обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать эстетические потребности, ценности и чувства |
Ход урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой, уточняет понимание учащимися целей урока | Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
II. Актуализация знаний | Презентация «Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь». Подготовка к экскурсии | Демонстрирует слайды презентации. Объявляет задачи экскурсии: – Понаблюдать и обобщить осенние изменения в неживой природе. – Осенние изменения в жизни растений. Осенние изменения в жизни животных | Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Слушают и обсуждают задачи, поставленные учителем | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию о явлениях живой и неживой природы; логические – осуществляют поиск необходимой информации |
III. Изучение нового материала | Экскурсия по теме «Осенние изменения в неживой природе» | – Какие времена года вы знаете? Назовите совсем непохожие времена года. Какое время года сейчас у нас? – Чем оно отличается от основных? – Чем отличается осень от лета? – Какая сегодня погода? Какое небо? – Как вы думаете, с чем связано похолодание осенью? – Какие изменения произошли у растений? Какие изменения произошли в жизни животных? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из проведенной беседы; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о живой и неживой природе. Коммуникативные: умеют ставить вопросы, обращаться за помощью, используют речь для регуляции своего действия; принимают другое мнение и позицию. |
Работа по материалам учебника (с. 34) | Формулирует задание, организует диалог | Отвечают на вопросы. Выполняют задания в учебнике | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу. Познавательные: общеучебные – выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск нужной информации в учебнике. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию; допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
Физкультминутка (Приложение) | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения в соответствии с текстом стихотворения | Фронтальная |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | Подводится итог экскурсии | Организует беседу по результатам экскурсии. Помогает сделать вывод | Отвечают на вопросы. Выполняют задания в рабочей тетради | Индивидуальная | Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения. определить свое эмоциональное состояние на уроке | – Какое сейчас время года? – Какое положение высоты Солнца по сравнению с летом? Какой цвет неба и облаков? Какова температура воздуха при наступлении осеннего похолодания? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; адекватно воспринимают оценку учителя |