Методическое обоснование создание рабочей тетради на дисциплине
«География Бурятия».
В условиях реализации компетентностного подхода особое внимание уделяется не только усвоению определенной суммы знаний и отработке умений, но и самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы и осмыслению учебного материала. Самостоятельно найденный ответ - маленькая победа для учащегося, придающая ему уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Один из методов развития целенаправленной организации самостоятельной работы учащихся является внедрение в учебный процесс рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь - это учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося по освоению учебной дисциплины,, может быть использована учащимися в самостоятельном освоении теоретического материала и формировании практических умений и навыков, при подготовке к итоговой аттестации.
Выполнение заданий рабочих тетрадей создает прочную базу для постижения и усвоения основного материала дисциплины и является одним из наиболее результативных видов самостоятельной работы учащихся.
Курс «География Бурятии» в МБОУ «Гимназия№5» изучается в 9 классе по авторской учебной программе «География Бурятии», Фроловой Н.В., учителя географии. На данную программу составлена рецензия. Рецензентом является кандидат педагогических наук, старший преподаватель РИКУиО города Улан-Удэ Е.Г. Базарова. В рецензии отмечается, что программа отвечает предъявленным требованиям и может реализовываться в образовательном учреждении. (Приложение № 1)
Рабочая тетрадь имеет следующую структуру:
Раздел 1. Физико-географическая характеристика и природные ресурсы.
Географическое положение Республики Бурятия.
Из истории исследования и освоения территории.
История строительства БАМ.
Геологическая история. Рельеф. Полезные ископаемые.
Климат. Агроклиматические ресурсы.
Внутренние воды республики.
Общая характеристика озера Байкал.
Растительность и животный мир.
Земельные, лесные и охотничье-промысловые ресурсы.
Природные комплексы Бурятии.
Что мы узнали из этого раздела
Раздел 2. Население.
2.1. Численность населения РБ. Демографическая ситуация в РБ.
2.2. Национальный состав. Размещение и плотность населения.
2.3. Коренное население Бурятии. Культурно-исторические особенности.
2.4. Городское и сельское население.
Что мы узнали из этого раздела.
Раздел 3. Экономика.
3.1.Общая характеристика хозяйства Бурятии.
3.2. Топливно-энергетический комплекс.
3.3. Горнодобывающий комплекс.
3.4.Лесопромышленный комплекс.
3.5.Агропромышленный комплекс.
3.6.Транспорт.Экономические связи.
Что мы узнали из этого раздела.
Раздел 4. Экологическая ситуация в РБ.
4.1. Экологические проблемы и возможные пути их решения.
4.2. Проблемы природопользования в республике.
4.3. Природоохранные территории.
Что мы узнали из этого раздела.
Рассмотрение каждого природного компонента начинается с краткой информации о нём. Система заданий и практических работ представляет собой ряд заданий, по той или иной теме каждая из которых, часть одного целого. Они помогут учащимся закрепить знания и умения о природных компонентах на примере Республики Бурятии; лучше организовать учебную деятельность; проявить свой интеллект, качества своей личности; правильно оценить результат обучения. А результатом выполнения заданий являются:
умение работать со справочными материалами;
оформлять контурную карту; читать и анализировать карты;
составлять описания и характеристики;
оценивать и прогнозировать изменения природных объектов.
Задания для выполнения практических работ имеют различный уровень сложности. Некоторые задания носят творческий характер, ориентированы на внимательное чтение информации, на развитие воображения, на индивидуальный подход к решению учебных задач. Содержатся различные виды работы:
- работа с текстом;
-работа с таблицей;
-работа с графиком, диаграммой;
- работа со статистическими данными;
- творческие задания: сообщения, кроссворды, сочинения, рисунки, эссе, стихотворения.
-составление опорных конспектов;
-задания на установление соответствия;
-задания для контроля знаний: вопросы, тестовые задания.
По итогам изучения темы, выполнения соответствующего задания, учащимся предлагается обобщить изученный материал, сделать вывод.
В связи с тем, что учебник по географии Бурятии отсутствует, предполагается работа учащихся с дополнительными источниками информации: интернет, энциклопедии, различные справочники, книги, электронные энциклопедии.
С целью более эффективной работы на уроке, мной собран информационный материал по географии Бурятии и укомплектован раздаточный материал, которым учащиеся могут воспользоваться.
Самостоятельная учебная деятельность детей по поиску и отбору информации при выполнении исследовательских заданий и проектов, обобщается и оформляется, учащиеся составляют презентации PowerPoint . Направляю детей на практическое применение своих работ. Это выступления, на уроках, конкурсах различного уровня. Положительный аспект заключается и в том, что созданные работы научно обоснованны (кроме иллюстративного материала презентации содержат справочный материал, статистические данные, рекомендации по темам).
Разработанные рабочие листы я объединила в единую рабочую тетрадь по географии Бурятии.
(Приложение № 1)