Технология дифференцированного обучения
Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую решать призвана прежде всего школа, значит, решать её нам, учителям.
Развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходят как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ.
Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дом к учебной деятельности в целом.
В результате исследования выяснилось, что чаще всего плохо справляются с домашним заданием ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, инертность мышления, слабые навыки чтения, низкий уровень речевой культуры, отрицательное отношение к учению.
Суть дифференцированных заданий заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т. е. к самостоятельному выполнению задания.
Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, чёткой классификации ошибок. Непременно должны учитываться и недостатки в развитии отдельных учеников: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др.
Главное в этой работе – систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет обеспечить и наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого ученика.
С началом обучения в школе учащиеся встречаются с различными трудностями. При обучении по некоторым программам первоклассники уже во второй четверти знакомятся с частями задачи (условием и вопросом)учатся оформлять решение задачи в виде числового равенства и записывать ответ. Поэтому с первых дней нахождения учеников в школе необходимо целенаправленно формировать у них умения решать задачи. От эффективности данного процесса будет зависеть залог успеха дальнейшего обучения математике.
Известно, что ученики различаются по уровню математической подготовки (обученности) и обучаемости. Это необходимо учитывать в ходе обучения и развития школьников на уроках.
Учебные задания дифференцируются по уровню: а) творчества (репродуктивные и творческие); б) трудности (базовые и усложнённые), а также по объёму (основные и дополнительные).
Дифференциация способов организации деятельности учеников происходит по степени самостоятельности (самостоятельно, полусамостоятельно, фронтально), характеру помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), характеру учебных действий (материальные, перцептивные, речевые, умственные).
Материал учебника математики помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. В работе над задачей пользуюсь методом составления обратных задач и решением задач разными способами. Одно и то же число, понятие, величина входят в несколько различных связей и находятся существенно различными ходами мысли.
Для закрепления правил о порядке арифметических действий слабоуспевающим ученикам можно предложить в помощь следующую теоретическую справку.
Карточка
Помни!
Если в выражениях без скобок указаны действия сложения и вычитания, умножения и деления, то сначала выполняют по порядку умножение и деление, а затем сложение и вычитание.
В выражениях со скобками первыми выполняют действия над числами,
записанными в скобках.
Карточки с дифференцированными заданиями даю в следующих случаях:
1) при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;
2) при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;
3) при работе над ошибками в контрольных работах.
Здесь преследуются следующие цели: закрепление знаний, умений и навыков; развитие логического мышления; формирование самостоятельности, самоконтроля – ответственного отношения к учебному труду.
Дети приходят в школу разные: читающие, читающие по слогам, знающие буквы и не знающие букв вообще. По уровню подготовки класс делится на группы и с каждой группой приходится работать отдельно.
Например, закрепляя чтение слов и слогов с буквой Н, предлагаю хорошо читающим ученикам самостоятельно прочитать дополнительно небольшой рассказ и затем ответить на вопросы. Учащиеся , читающие по слогам, самостоятельно читают из пособия «Читаем сами». Они отмечают слова с буквой Н, готовятся к пересказу. А в это время я работаю со слабыми учениками. Учимся складывать слоги по учебнику, составлять их на наборном полотне из букв разрезной азбуки, печатать эти слоги в тетради.
Межпредметные связи
Многопредметность преподавания в начальной школе даёт возможность для разработки и внедрения принципа межпредметных связей.
Межпредметные связи рассматриваются как неопровержимое дидактическое условие, способствующее обогащению основных принципов обучения.
Теоретический анализ содержания преподаваемых в начальных классах учебных предметов показал, что учебные материалы в той или иной мере предоставляют информацию о природоведческих понятиях. Каждый из этих предметов имеет важное значение в осуществлении определённых задач, стимулирует приближение учеников к природе, желание быть в постоянном контакте с ней. А в процессе преподавания математики применение знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин, положительно воздействует на познавательную деятельность учеников, в результате чего приобретённые ими знания становятся более глубокими и прочными. В свою очередь, привлечение в ходе изучения других предметов понятий и фактов заимствованных из курса математики, способствует организации учебной деятельности учеников на более высоком уровне.
Межпредметные связи развивают мыслительные способности учеников, повышают их самостоятельность, а также наряду с развитием их интереса к предметам формируют у них трудовые навыки и умения, способствуют воспитанию их экологической культуры.
Приведу некоторые примеры межпредметных связей на уроках. На первых уроках математики в 1 классе, знакомя детей с цифрами, заучиваем стихотворение С.Я. Маршака «От одного до десяти». На уроках по курсу «Окружающий мир» ученики знакомятся с государственной символикой, а на уроке изобразительного искусства учащиеся рисуют флажок. На уроках математики учитель закрепляет знания учащихся по определению времени с использованием демонстрационной модели часов: рассматриваются различные положения часовой стрелки, повторяя и связывая этот момент урока с темой «Режим дня» из курса «Окружающий мир».
Во втором классе проводится урок – экскурсия «В гости к осени». Так вот этот урок тесно переплетается с уроками чтения – найти и прочитать стихотворения на эту тему или выучить наизусть; изобразительного искусства – нарисовать деревья осенью; технологии – сделать поделку из природного материала; музыки – послушать «Времена года» или разучить песню «Скворушка прощается»; русского языка – написать сочинение на тему: Осень пришла», «У нас поселилась осень».
.