СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии дифференцированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую решать призвана прежде всего школа, значит, решать её нам, учителям.

Просмотр содержимого документа
«Технологии дифференцированного обучения»


Технология дифференцированного обучения



Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую решать призвана прежде всего школа, значит, решать её нам, учителям.

Развитие творческих способностей, формирование умений самостоятельно работать происходят как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ.

Чаще мы даём общее задание классу. Для одних оно может быть лёгким, для других – трудным. Первые не тренируют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задаётся на дом к учебной деятельности в целом.

В результате исследования выяснилось, что чаще всего плохо справляются с домашним заданием ученики, либо не владеющие приёмами учебного труда, либо не усвоившие программный материал, либо имеющие недостатки в развитии: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, инертность мышления, слабые навыки чтения, низкий уровень речевой культуры, отрицательное отношение к учению.

Суть дифференцированных заданий заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т. е. к самостоятельному выполнению задания.

Разработка дифференцированных заданий как на уроке, так и дома основана на систематическом изучении трудностей, которые учащиеся испытывают в усвоении материала, изучении пробелов в их знаниях, глубоком анализе их текущих самостоятельных работ, чёткой классификации ошибок. Непременно должны учитываться и недостатки в развитии отдельных учеников: неустойчивое внимание, замедленный темп работы, уровень развития речи и др.

Главное в этой работе – систематическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся, за их здоровьем. Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет обеспечить и наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого ученика.

С началом обучения в школе учащиеся встречаются с различными трудностями. При обучении по некоторым программам первоклассники уже во второй четверти знакомятся с частями задачи (условием и вопросом)учатся оформлять решение задачи в виде числового равенства и записывать ответ. Поэтому с первых дней нахождения учеников в школе необходимо целенаправленно формировать у них умения решать задачи. От эффективности данного процесса будет зависеть залог успеха дальнейшего обучения математике.

Известно, что ученики различаются по уровню математической подготовки (обученности) и обучаемости. Это необходимо учитывать в ходе обучения и развития школьников на уроках.

Учебные задания дифференцируются по уровню: а) творчества (репродуктивные и творческие); б) трудности (базовые и усложнённые), а также по объёму (основные и дополнительные).

Дифференциация способов организации деятельности учеников происходит по степени самостоятельности (самостоятельно, полусамостоятельно, фронтально), характеру помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая), характеру учебных действий (материальные, перцептивные, речевые, умственные).

Материал учебника математики помогает варьировать задания с учётом индивидуальных особенностей учащихся, находить новые приёмы, активизирующие внимание, память и мышление школьника. В работе над задачей пользуюсь методом составления обратных задач и решением задач разными способами. Одно и то же число, понятие, величина входят в несколько различных связей и находятся существенно различными ходами мысли.

Для закрепления правил о порядке арифметических действий слабоуспевающим ученикам можно предложить в помощь следующую теоретическую справку.

Карточка

Помни!

  1. Если в выражениях без скобок указаны действия сложения и вычитания, умножения и деления, то сначала выполняют по порядку умножение и деление, а затем сложение и вычитание.

  2. В выражениях со скобками первыми выполняют действия над числами,

записанными в скобках.

Карточки с дифференцированными заданиями даю в следующих случаях:

1) при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;

2) при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам;

3) при работе над ошибками в контрольных работах.

Здесь преследуются следующие цели: закрепление знаний, умений и навыков; развитие логического мышления; формирование самостоятельности, самоконтроля – ответственного отношения к учебному труду.

Дети приходят в школу разные: читающие, читающие по слогам, знающие буквы и не знающие букв вообще. По уровню подготовки класс делится на группы и с каждой группой приходится работать отдельно.

Например, закрепляя чтение слов и слогов с буквой Н, предлагаю хорошо читающим ученикам самостоятельно прочитать дополнительно небольшой рассказ и затем ответить на вопросы. Учащиеся , читающие по слогам, самостоятельно читают из пособия «Читаем сами». Они отмечают слова с буквой Н, готовятся к пересказу. А в это время я работаю со слабыми учениками. Учимся складывать слоги по учебнику, составлять их на наборном полотне из букв разрезной азбуки, печатать эти слоги в тетради.

























Межпредметные связи


Многопредметность преподавания в начальной школе даёт возможность для разработки и внедрения принципа межпредметных связей.

Межпредметные связи рассматриваются как неопровержимое дидактическое условие, способствующее обогащению основных принципов обучения.

Теоретический анализ содержания преподаваемых в начальных классах учебных предметов показал, что учебные материалы в той или иной мере предоставляют информацию о природоведческих понятиях. Каждый из этих предметов имеет важное значение в осуществлении определённых задач, стимулирует приближение учеников к природе, желание быть в постоянном контакте с ней. А в процессе преподавания математики применение знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин, положительно воздействует на познавательную деятельность учеников, в результате чего приобретённые ими знания становятся более глубокими и прочными. В свою очередь, привлечение в ходе изучения других предметов понятий и фактов заимствованных из курса математики, способствует организации учебной деятельности учеников на более высоком уровне.

Межпредметные связи развивают мыслительные способности учеников, повышают их самостоятельность, а также наряду с развитием их интереса к предметам формируют у них трудовые навыки и умения, способствуют воспитанию их экологической культуры.

Приведу некоторые примеры межпредметных связей на уроках. На первых уроках математики в 1 классе, знакомя детей с цифрами, заучиваем стихотворение С.Я. Маршака «От одного до десяти». На уроках по курсу «Окружающий мир» ученики знакомятся с государственной символикой, а на уроке изобразительного искусства учащиеся рисуют флажок. На уроках математики учитель закрепляет знания учащихся по определению времени с использованием демонстрационной модели часов: рассматриваются различные положения часовой стрелки, повторяя и связывая этот момент урока с темой «Режим дня» из курса «Окружающий мир».

Во втором классе проводится урок – экскурсия «В гости к осени». Так вот этот урок тесно переплетается с уроками чтения – найти и прочитать стихотворения на эту тему или выучить наизусть; изобразительного искусства – нарисовать деревья осенью; технологии – сделать поделку из природного материала; музыки – послушать «Времена года» или разучить песню «Скворушка прощается»; русского языка – написать сочинение на тему: Осень пришла», «У нас поселилась осень».

.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!