СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии и методики обучения математике в щколе при подготовке учащихся к итоговой аттестации

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к государственной итоговой аттестации -  это всегда ответственный процесс. Это показатель квалификации учителя, его профессионализма. Основная задача, которая стоит перед учителем, как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ, потому что результаты, полученные выпускниками на ЕГЭ,  это и есть оценка работы учителя. Поэтому каждый педагог ищет и применяет в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.

В практике работы  сложилась определённая система подготовки к государственной итоговой аттестации. Большое внимание уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся. Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний повышает успешность изучения математики. Программа подготовки к ОГЭ и ЕГЭ предусматривает различные виды деятельности: организационно-методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение документов федеральных, региональных, муниципальных органов образования, федерального института педагогических измерений, работу с учащимися и их родителями.

Основная цель- повышение качества математической подготовки школьников на основе использования различных форм и технологий. Работаю над этой проблемой с 2003 года, когда началась сдача учащимися итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В своей работе использую формы и методы, которые мне кажутся наиболее эффективными.

  • Деятельный метод обучения.

Технология деятельного метода обучения, разработанная ЦСДП «Школа 2000…» под руководством Л.Г.Петерсон, является ведущей. Именно деятельный подход позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребёнок сам «открывал» знания через самостоятельные, деятельностные шаги организованные учителем. Это позволяет не только обеспечить необходимый уровень подготовки учащихся, но и способствует формированию у них универсальных учебных действий, воспитывает устойчивый интерес к обучению, развивает творческие способности.

Моя тема самообразования - технология полного  усвоения знаний на уроках математики,  которая позволяет в едином классном коллективе работать не на среднего ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных возможностей.

  • Дифференцируемый подход в обучении.

Задача учителя в условиях « обучения всех» -  научить каждого на максимально возможном для него уровне. Дифференциация обучения позволяет обоснованно и эффективно вести работу с учащимися, выстраивать индивидуальные траектории их обучения и развития. В основе уровневой дифференциации лежат два основных принципа. Первый – это достижение всеми учащимися уровня обязательной подготовки, второй – создание условий для усвоения материала на более высоких уровнях теми школьниками, которые проявляют интерес к математике и желание усвоить больше. Слабые учащиеся имеют возможность испытать успех от решённых заданий, у них повышается уровень мотивации учения. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях. Учитель имеет возможность работать со слабым учеником, а сильным учащимся быстрее и глубже продвинуться в учении.

Подготовку в 9 и 11 классах  провожу  с этапа мотивации. Считаю, учащихся необходимо убедить в том, что экзамен показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где не у кого списать или воспользоваться готовым решением, а значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.  С первых уроков знакомлю учащихся с готовыми печатными и электронными пособиями, сайтами по подготовке к государственной итоговой аттестации, учу  школьников «технике сдачи тестов», провожу элективные курсы: «Избранные вопросы математики», «Модули в уравнениях и неравенствах» , «Решение уравнений и неравенств с параметрами».  Программы курсов рассматривают сложные и ключевые темы , помогают расширить и углубить школьную программу; индивидуальные консультации  отрабатывают базовые знания, умения и навыки, способствуют  повышению  интереса к предмету и углублению знаний.

Трудность в подготовке  часто заключается в том, что ученики не понимают, как готовиться к экзамену. Между тем, в самой структуре пробного варианта ЕГЭ содержится указание на то, как можно продумать порядок подготовки. Существующий кодификатор  позволяет разбить пройденный материал на крупные тематические блоки.

В 9 классе продумываю повторение изученного материала

  • по содержанию, (всего 10 тем: числа и вычисления, алгебраические выражения, чтение графиков реальных зависимостей, функции и их графики, задачи на проценты, уравнения и системы уравнений, неравенства и системы неравенств, текстовые задачи, вероятность и статистика, решение геометрических задач)
  • по функциональным линиям.

Это способствует формированию прочных знаний и уверенности на экзаменах.

В 11классе повторение организую по содержательным блокам. В своей работе использую различные виды уроков, но наиболее эффективными являются те, на которых осуществляется систематизация и обобщение изученного материала. Повторение темы начинается с обзорной лекции, в которой полностью освещаются вопросы теории. Обычно такие уроки сопровождаются применением ИКТ.  В тетради записываем краткую справочную информацию в максимально сжатой форме. Показываю приёмы и методы решения задачи примеров, которые позволяют углубить и расширить знания учащихся. Обязательно оформляем образцы оформления заданий. Затем даю тренировочные упражнения с нарастающей трудностью. Заканчиваю повторение темы выполнением тематического теста. Необходимо учитывать время для выполнения теста, в котором присутствуют части  В и С. При таком повторении осуществляется плавный переход от традиционной формы заданий к тестовой, удобной для учеников и учителей.

В школе третьего уровня к знакомым ранее функциям добавляются тригонометрические функции, показательная функция, логарифмическая функция, знание которых необходимо для успешного  выполнения большого количества задач ЕГЭ. Поэтому итоговое повторение можно организовать и по функциональным линиям (многочлены, рациональные функции, иррациональные функции, тригонометрические функции,  показательная функция, логарифмическая функция). При этом внутри каждого блока выделяю однотипные упражнения: числовые и буквенные выражения, уравнения и системы уравнений, неравенства и системы неравенств, производная, первообразная, применение производной, исследование функций. Особое внимание обращаю на формулировки вопросов. Привыкнув к традиционным формулировкам «Выполнить действия», «Решить уравнение», «Решить систему неравенств» и т.д., ученики испытывают затруднения, если вопрос задан нетрадиционно.  В задания ЕГЭ встречаются вопросы:  

-Выбрать наибольшее целое число из промежутка…

-Указать наименьшее целое решение неравенства…

-Найти количество точек экстремума…

-Найти число целых решений неравенства…

-Найти среднее арифметическое натуральных решений неравенства…

Поэтому при изучении программного материала включаю задания в формах, используемых при  итоговой аттестации, которые располагаю от простых типовых заданий до заданий группы С. Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное повторение. В каждый  урок включаю устный счёт на основе упражнений ОГЭ и ЕГЭ, используя проектор. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий из первой и второй части. Для индивидуальной и фронтальной работы использую приготовленные самой тесты по материалам ОГЭ и ЕГЭ, распечатанные по 15 экземпляров по одному на каждую парту. Считаю важным решение однотипных задач, имеющих разные формулировки, но решаемых по одному алгоритму, поскольку  это даёт возможность освоить основные приёмы их решения. В работе использую пособия для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ, МИОО, открытый банк заданий, Стад Град, сайт Ларина А.А.и т.д.Для ребят дана ссылка на пособие по математике для подготовки к ОГЭ «3000упражнений» автор Ященко И.В. а также ссылки на другие издания, рекомендованные для подготовки к экзаменам.

В одном классе учатся  дети разные по уровню подготовки,  и это требует от учителя разной методики обучения. Основной метод обучения- решение типовых и тренировочных заданий. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала. В течение года провожу тренировочные, репетиционные работы, которые беру с официального сайта Стад Град, где работы максимально приближены к новым стандартам. Проведение промежуточных тестирований,  тренировочных и диагностических работ формирует учебные умения и навыки, самоконтроля, самообразования. На уроках стараюсь создать реальные условия для проведения ОГЭ и ЕГЭ (чистая парта, отсутствие телефона). Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Одним из направлений организационно - методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. За последние годы в кабинете математики накоплено множество тренировочных и тематических тестов с 5 по 11класс. Эти материалы способствуют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную – дома и позволяют мне существенно повысить уровень подготовки. Применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности. У учащихся заведены тестовые тетради, в которой они  еженедельно дома выполняют данные им на дом тесты. После проверки разбираем задания, вызвавшие затруднения.  Индивидуальные тетради помогают отслеживать динамику роста у отдельных учеников, корректировать ошибки, выявлять пробелы в знаниях и необходимы для работы с родителями.

В течение года неоднократно провожу родительские собрания совместно с учащимися, приглашаю  администрацию. На собрании информирую родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки и уровне готовности каждого ученика. Психолог оказывает ученикам, родителям психологическую помощь в ходе подготовки и проведения аттестации. В классе оформлен уголок для итоговой аттестации, где размещено Положение о государственной итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения на ОГЭ и ЕГЭ, права учащихся во время экзамена, порядок проведения апелляции, советы учащимся и родителям.

Подытожив выше сказанное, можно сделать следующие выводы, что положительная динамика при изучении математики и сдаче ОГЭ и ЕГЭ происходит за счёт высокого профессионализма, хорошо организованной работы учащихся, активное внедрение новейших технологий, таких как интерактивное обучение, информационно-коммутативные технологии, а также некоторые приёмы и методики из коллективно-учебных занятий, индивидуально-ориентированного обучения.