СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии развития творческого потенциала обучающихся через внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на педагогических чтениях по теме "Развитие творческого потенциала обучающихся"

Просмотр содержимого документа
«Технологии развития творческого потенциала обучающихся через внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС»

С. В. Франк

учитель начальных классов

МБОУ «СШ №4» г.Десногорска


ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ


Одним из главных требований ФГОС является «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде».

Таким образом,  важнейшим условием успешной реализации новых стандартов является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты школьниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «спасибо» или переобувать обувь при входе в школу.

Именно в младшем школьном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как природа воспринимается очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждому его движению. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие творческого потенциала обучающихся, их эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. А такого результата можно достичь только на основе тесной связи процесса обучения на уроках и внеклассной работе. Связь внеурочной деятельности с учебной программой не есть дублирование или повтор. Содержание внеурочной деятельности должно быть развитием, углублением того материала, который изучается на уроках. Внеурочная работа дополняет урок, т. к. её содержание может быть развёрнуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами. В основу данной работы я ставлю краеведческий принцип изучения и охраны природы.

При определении содержания внеурочной работы я исхожу из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, город; связь с программным материалом по предмету, соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.

Выбор технологий организации воспитательной деятельности зависит от многих компонентов. Прежде всего, от содержания и направленности воспитательных задач, возраста учащихся, уровня их воспитанности и личного социального опыта, особенностей детского коллектива и его традиций, особенностей региона, технических и материальных возможностей школы; уровня профессионализма учителя.

Необходимо стремиться использовать всё многообразие педагогических технологий. Чем они разнообразнее и богаче по содержанию, тем воспитательный процесс эффективнее. В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования использую на своих уроках современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технологии проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии (технология сотрудничества), игровые технологии и др.

В работе с младшими школьниками использую следующие формы работы: экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, викторины, игры, праздники и т.д.

Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, пробуждают в детях пытливость и любознательность. У них возникают бесчисленные: «Почему?» и «Зачем?».

Экологические экскурсии имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач решаются и экологические проблемы. Учащимся можно поручить какую-либо полезную работу, направленную на выявление нарушений в природе. Это загрязнение территории, состояние растительного покрова, следа оставленного человеческой деятельностью и т. д. Такая работа вызывает у детей большой интерес, желание сделать что-то полезное, помогает воспитывать бережное отношение к природе.

После экскурсии собранный материал обрабатывается: составляются коллекции, оформляются альбомы, книжки-малышки в форме бабочек, медвежат, куда дети записывают свои сочинения и наблюдения.

Так по результатам весенней экскурсии совместно с ребятами мы пришли к решению, что должны организовать собственный субботник по благоустройству территории нашей школы, во время которого ребята с удовольствием занимались побелкой деревьев. Они узнали, что это не только эстетично, но и приносит пользу зелёным насаждениям.

Групповая внеурочная работа наиболее успешно протекает в кружках. Учащиеся проводят коллективные наблюдения за объектами природы, ставят опыты, собирают результаты. Работа детей в кружке даёт возможность глубже изучить предмет, способствует развитию интереса к предметам естественного цикла. Часто в результате этих занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес к учёбе.

Работа в кружках («Первые шаги», «Юный краевед», «Палитра талантов» и др.) проводится систематически, по программам, которые я определила исходя из запросов детей, их общего развития, индивидуальных способностей и интересов, из условий и возможностей школы. В кружках сочетается индивидуальная работа каждого ребёнка с коллективной, объединённой общей целью.

Реализация долгосрочного проекта «Зелёное сердце планеты» позволила нам выйти за рамки нашего класса и начать просветительскую деятельность среди таких же учеников, а также и среди взрослых участников образовательного процесса. Почти полгода мы готовили экологический форум «Люби природу, Человек!». Проводилась глобальная подготовительная работа: конкурсы на лучший детский рисунок «Люби природу, Человек!»; мини-сочинения на тему «Что я могу сделать для своей планеты уже сейчас?»; подбор высказываний, пословиц, стихотворений; разучивание стихов и песен.

Особый интерес у ребят вызвала экологическая разведка, результаты которой легли в основу небольшого фильма о проблемах нашего города, об отношении его жителей к окружающей среде.

Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, уровня их экологической грамотности, я убедилась, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, на активное использование в процессе воспитания технологии проблемного обучения и проектов.

Данные технологии используются мной систематически и представляют интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр.

В результате выполнения проекта развивается умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление обучающихся. А также создаются условия для сотрудничества, совместной творческой деятельности. Кроме того, метод проектов способствует сотрудничеству детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное, обеспечивает рост личности ребёнка, позволяет вести его по ступеням роста от проекта к проекту. Как показывает моя практика, знания, приобретенные самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, имеют особую ценность и значимость. Участвуя в исследовательских коллективных проектах «Моя семья – моя крепость», «Пусть всегда будет ЗАВТРА!», «Вода – сама жизнь!», «Красная книга Смоленщины», «Рост-ОК!», «Экологическая разведка» обучающиеся собрали богатый материал по изученным темам и как конечный результат – дидактические демонстрационные пособия, которыми пользуются учителя других классов при проведении уроков и внеклассных мероприятий.

Следующей проектной работой стало создание агитационных закладочек и бейджей. По результатам конкурса рисунков, самые лучшие работы легли в основу создания закладок. Участниками Акции «Люби природу, Человек!» стали не только ребята школы №4, но и ученики других школ города. Им на память были подарены, созданные собственными силами, закладочки и бейджи.

Однако, какая бы форма воспитания со школьниками не избиралась, нельзя обойтись без беседы, умного проникновенного слова. Оно должно быть содержательным, доходчивым, эмоциональным, убедительным и непременно связано с деятельностью, с практичным, конкретным делом самих учащихся.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому я не только учитываю это сама, но и значительное внимание уделяю работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

Считаю, что положительные результаты проделанной работы уже заметны:

  • положено начало формированию экологической культуры у детей; осознанному правильному отношению к объектам и явлениям природы;

  • дети учатся практическим творческим действиям по охране природы;

  • у них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, проявлять свой творческий потенциал.

Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, мы, взрослые, должны помочь им в этом.

Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!