СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология 3 класс Урок 1 Тема: Подготовка рабочего места и соблюдение правил безопасности труда

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания и умения учащихся по обработке бумаги (инструменты и приспособления, их названия, назначение, правила безопасного труда при работе с ними, планирование и организация труда технология  обработки  бумаги  и  картона:  разметка,  резани бумаги ножницами, сгибание, складывание, соединение деталей из бумаги помощью клея).
  2. введение учащихся в проблематику воп­росов, предусмотренных для изучения; ознакомление с не­которыми универсальными «дизайнерскими» идеями при­роды;
  3. развитие представлений о первичности природы по отношению к предметному миру человека и о неисчерпае­мости ее идей для конструктора и художника;
  4. формирова­ние представлений о гармонии и порядке в конструкциях, созданных природой; формирование установки на внима­тельное и вдумчивое изучение объектов природы.

Просмотр содержимого документа
«Технология 3 класс Урок 1 Тема: Подготовка рабочего места и соблюдение правил безопасности труда»

Тема: Подготовка рабочего места и соблюдение правил безопасности труда


Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания и умения учащихся по обработке бумаги (инструменты и приспособления, их названия, назначение, правила безопасного труда при работе с ними, планирование и организация труда технология обработки бумаги и картона: разметка, резани бумаги ножницами, сгибание, складывание, соединение деталей из бумаги помощью клея).

  2. введение учащихся в проблематику воп­росов, предусмотренных для изучения; ознакомление с не­которыми универсальными «дизайнерскими» идеями при­роды;

  3. развитие представлений о первичности природы по отношению к предметному миру человека и о неисчерпае­мости ее идей для конструктора и художника;

  4. формирова­ние представлений о гармонии и порядке в конструкциях, созданных природой; формирование установки на внима­тельное и вдумчивое изучение объектов природы.



Материалы и оборудование урока


У учащихся на столах лежат учебники. Можно также положить на столы природные «конструкции», в которых хорошо видна гармония и красота их устройства и образов: шишки хвойных деревьев, листья и ветки растений с гармо­ничным расположением отдельных элементов, засушенные головки зонтичных растений, перышки, раковины и пр.

Некоторые аналогичные предметы желательно иметь и учителю для демонстрации: например, крупную корзинку подсолнуха с хорошо заметными спиральными линиями рас­положения семян.


На доске оформлена выставка из фотографий, на кото­рых запечатлены различные объекты природы (соответ­ственно содержанию темы).

Может быть организована также небольшая выставка работ учащихся прошлых лет, соответствующих рассмат­риваемой теме и обозначенным задачам урока.


Ход урока

Сообщение темы урока

Учитель сообщает, что урок посвящается знакомству с новым учебником и обсуждению того, чем предстоит за­ниматься в наступающем учебном году на практических занятиях.

Чтение и анализ материалов учебника

Рассматривают рисунки, учитель читает название учеб­ника «Трудовое обучение», предисловие «Юные друзья!»


- «Трудовое обучение» - что это такое? Как вы понима­ете выражение «От мира природы - к миру вещей»? (Отве­ты учеников.)

- Откройте учебник. Читайте текст (учитель показыва­ет, где именно нужно открыть книгу).

- Каков он, мир, в котором мы живем? Кто его творец? Как сделать этот мир уютнее и добрее? В подобных вопро­сах тебе предстоит разбираться всю жизнь. А пока, в этом учебном году, попробуем повнимательнее присмотреться к нашим вещам, к тому миру, который СОТВОРЕН РУКА­МИ человека и для человека. Это особый, РУКОТВОРНЫЙ МИР. Как он создается? Что для этого надо знать и уметь? Дружит или нет рукотворный мир с окружающей его НЕРУКОТВОРНОЙ ПРИРОДОЙ?

Может быть нам удастся не только ответить на некото­рые вопросы, но и сделать кое-что на радость себе и людям.


- Итак, здесь обозначены основные вопросы, ответы на которые мы будем искать в течение года. Откройте книги на странице 8, прочтите четверостишие из стихотворения замечательного поэта Николая Заболоцкого.

Ученики читают:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

- Что же это за «два мира», о которых здесь говорится?

- Первый мир - природа, она сотворила и нас с вами. Второй мир создан руками человека для удобства жизни: это дома, дороги, электростанции, автомобили, компьютеры, одежда, столы и чашки - вещи, которыми мы пользуемся, в том числе и вещи, которые мы создаем на наших уроках.


- Посмотрите (учитель приносит на урок две картинки и показывает их учащимся). Давайте подумаем, о чем может говорить нам каждая из картинок.

Один ученик делает вывод: «Природа величественна и прекрасна и без человека! Но и... как-то пустынна».

- Думаю, что каждый с этим согласится. Действитель­но, пейзаж на этой фотографии словно лишен присутствия человека. Представьте себе: вот такая чистая, величествен­ная, царственная природа на много верст кругом, и нет ни­кого, никакого жилья. Красиво. Но немного даже не по себе от мысли, что ты один оказался среди этой красоты. Сразу чувствуешь себя маленьким и незащищенным, не так ли? (Дети высказывают свои суждения.)

- А что на соседней фотографии? А рядом уже чувству­ется присутствие ЧЕЛОВЕКА. Создавая свой уютный и удоб­ный мир, он сумел не испортить мир ПРИРОДЫ, а лишь оживил его, не так ли? Что вы думаете по этому поводу?


- Природа существует давно, много раньше человека. Человек и сам - часть природы. Но просто жить в природе он уже не может, ему там неуютно. Поэтому человек создает свой мир, который словно входит вместе с ним в мир природы.

- К сожалению, немало примеров и не такого удачного сотрудничества человека с Природой. Наверняка они вам известны. Что имеется в виду? Какие примеры вы можете привести?

- Иногда в процессе создания удобного для себя мира человек разрушает и портит природу. Это очень опасно для самого же человека. Если даже последствия проявятся не сразу, то через какое-то время они все равно станут замет­ны. Например, решили построить дом - вырубили лес или засыпали родник. А через несколько лет вся местность ря­дом превратилась в пустыню, приняла чахлый и нездоро­вый вид. Или захотел человек всех поразить новой необыч­ной одеждой и, недолго думая, сделал ее из вновь изобретенного материала, а потом выяснилось, что этот кра­сивый искусственный материал очень вреден для здоровья.


- К какому же выводу подводит эта беседа?

- Человек должен очень продуманно и бережно подхо­дить к созданию своего удобного мира, своих вещей. При­рода без человека обходилась целые тысячелетия, а чело­век не может жить без природы. Даже если он живет в искусственно созданном, рукотворном мире, сам этот мир живет в природе. Важно не испортить природу, а жить с ней в дружбе. Иначе можно навредить и себе самому.

- Как по-вашему, легко ли решается эта задача?

- Нет, не легко. Пока что люди не научились этого де­лать так, как следует.

- А все-таки что же для этого нужно?

- Надо много знать, в том числе - как в природе все устроено, ее секреты. Для чего?

- Человек, который хочет что-то сконструировать для себя, может многому научиться у природы. Если он хорошо, вни­мательно изучает ее секреты, то может использовать их при конструировании своего рукотворного мира. Многое в наших вещах взято из того, что уже существует в природе.

- А как вы думаете, человек уже все знает о том, как именно летают птицы?

- Нет, еще многое остается неизвестным. Наверное, по­этому летательные аппараты, сделанные людьми, небез­опасны, а птицы просто так не разбиваются. Еще многое предстоит открыть и изучить.

- А может быть, кто-то из вас знает и другие секреты природы, которые человек научился использовать в своих рукотворных конструкциях? Может быть, что-то подскажет наша выставка? (Ученики высказывают свои суждения.)

Обобщение нового материала, подведение итогов урока

- Как вы думаете, почему слово «Природа» во многих случаях написано с большой буквы? (Ученики высказыва­ют свои суждения.)

- О чем же мы узнали, познакомившись с первыми стра­ницами учебника?

- Природа - великий конструктор и великий худож­ник одновременно. В ее творениях красота и польза нераз­делимы, и они неотделимы от порядка. А беспорядок - это хаос, разрушение. Человеку есть чему поучиться у приро­ды. Для этого надо уметь внимательно рассматривать ее объекты, а не думать, что мы сильнее и умнее ее.


- Именно поэтому мы будем в течение учебного года учиться создавать рукотворный мир в согласии с миром природы. Будем всматриваться в ее формы и образы. Мо­жет быть, то, что вы сумеете увидеть, по-настоящему при­годится вам даже не сейчас, а через много-много лет в ва­шей работе. Например, кто-то из вас станет строить новые мосты, каких еще не создавали люди, он будет знать, что не мешало бы посмотреть: а нет ли «подсказок» в устройстве растений или животных или даже в неживых природных объектах. А главное, он будет помнить, что новый мост не должен разрушить гармонию природы.



© 2017 1270 28