Технология
Тема: ИГЛА – ТРУЖЕНИЦА. ЧТО УМЕЕТ ИГЛА? ЛУЧИ – УЗЕЛКИ НА СОЛНЫШКЕ
Цели: 1. Ознакомить с материалами, инструментами,
приспособлениями швеи.
2. Способствовать развитию речи, овладению основными
способами мыслительной деятельности учащихся.
3. Способствовать формированию и развитию трудовых,
эстетических качеств личности.
Ход урока:
I Организационный момент.
Подготовка рабочего места.
_Ребята, давайте проверим, все ли нужное есть на ваших партах (ткань, шаблон из картона, игла, нитки, карандаш, англ. булавки, ножницы).
_ Если у кого-то чего-либо нет, поднимите руку.
- Ребята, вы знаете, как нужно обращаться с иглой и ножницами? Давайте с вами повторим ТБ.
С иглой:
1.Не бросать иглу. Не втыкать в ткань, одежду, ни в каком случае не брать в рот.
2. Во время работы втыкать в специальную подушку.
3. Запасные иглы хранить в игольнице.
4. Проверять количество игл перед началом и после окончания работы. Найти недостающие иглы.
5. Пользоваться наперстком. Не применять вместо булавок.
С ножницами:
1.Пользоваться ножницами с закругленными концами.
2. Следить за направлением реза.
3. Не держать лезвиями вверх.
4. Не оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
5. Не резать на ходу.
6. Передавать кольцами вперед.
7. Не подходить к товарищу во время работы.
8. Во время работы удерживать материал левой рукой, чтобы пальцы были в стороне от лезвий.
- Молодцы! Вы хорошо знаете правила обращения с иглой и ножницами, думаю, вы будете их соблюдать.
II Сказка о принцессе Иголочке.
В некотором царстве, в некотором государстве жила - была принцесса Иголочка: тоненькая, стройная, блестящая, на головке – ушко, сзади – длинная коса.
Всем она была хороша, только характер имела несносный и колючий. Чуть что не так, сразу колоться. Вместе с Иголкой во дворце жили её родственники, королева Спица с сестрой, король Крючок, граф Ножницы и графини Катушки – весёлые подружки принцессы Иголочки.
Дворец был великолепен, светлые комнаты устланы мягкими коврами, на окошках тонкие кружевные занавески, всё это сияло и блестело, делая придворную жизнь по – настоящему праздничной и беспечной. Основными развлечениями жителей дворца была игра в прятки. Принцесса Иголочка пряталась, а её преданная свита старательно обшаривала все уголки в поисках своей острой повелительницы.
Обычно отыскать принцессу так и не удавалось, и тогда Иголочка начинала сердиться, а придворные и даже родственники теперь уже сами старались скрыться подальше от её колючего нрава. Однажды дверь во дворец распахнулась, и в тронный зал вошли гости – маленькие Ручки. «Как так, без доклада, без приглашения?»- вспылила принцесса Иголочка и уколола маленький пальчик. Ручки обиделись, но не ушли – это были Умелые Ручки. Они быстро и ловко взяли капризную принцессу и водрузили на трон – специальную подушечку – игольницу.
Ножницам, Спицам, Крючку и даже подружкам Катушкам, тоже нашлись почётные места.
«Довольно капризничать и бездельничать, ведь все вы много знаете и умеете, сказали Умелые Ручки, пусть каждый из вас поведает нам свою историю и продемонстрирует мастерство».
История первая, об иголке.
Что появилось раньше – иголка или одежда? Разве можно без иголки шить одежду? Оказывается можно. Первобытный человек прокалывал звериные шкуры костями животных и рыб. Кстати, а где у иголки ушко? С тупого конца. Игла настоящая помощница, славят её в стихах, песнях, пословицах и загадках.
История вторая, о булавке.
Булавка такая же острая, как и игла, только нитку в неё не вдевать, и служит она для временного скрепления деталей. Самым древним родственником булавки были, по всей видимости, шипы растений. До сегодняшнего дня сохранилось у людей бережное отношение к иголкам и булавкам, их стараются не терять, убирать на место.
История третья, о ножницах.
«Два конца, два кольца, посередине гвоздик». Что это такое? Правильно ножницы.
А ведь были времена, когда не то, что загадки – самих ножниц не знали. Когда требовалось что - нибудь разрезать, брали нож. Ну а потом, соединили ручки двух ножей гвоздиком, и получились ножницы. Ножницы используют всюду: и в слесарной мастерской, и на швейной фабрике, и, конечно, в школе на уроке труда.
История четвёртая, о напёрстке.
Напёрсток есть в каждом доме. Кажется, что напёрсток существовал всегда. Но это не так. Был такой момент, когда безызвестного портного, исколовшего себе все пальцы, вдруг осенило. Мастера занялись изготовлением напёрстков. Значит, их требовалось много, и они широко использовались. С изобретением и широким распространением швейной машины слава напёрсткам, конечно поубавилась. Но всё же и сегодня он продолжает незаметно, но верно служить человеку.
III Загадки
Маленького роста я,
Тонкая и острая
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка)
Смотрите, мы раскрыли пасть –
В неё бумагу можно класть,
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы)
IV Работа «Умелых ручек».
ЛУЧИ – УЗЕЛКИ НА СОЛНЫШКЕ
- Давайте сначала попробуем выполнить шов на пробном лоскуте ткани. Ребята, вы помните, как надо отмерять нитку? (через локоть)
Нитку мы берем в цвет ткани, то есть раз мы взяли белую ткань, значит и нитка должна быть белая.
- Шов «вперед иголку» начинаем выполнять с лицевой стороны.
- Чтобы лучше понять, как выполняется шов, можете посмотреть на образцы, которые видите на доске.
- Молодцы! Я вижу, что у вас получается, теперь давайте будем начинать изготавливать наше солнышко.
V Итоги