СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология индивидуализации обучения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технология интересна для педагогов. Современные технологии обучения.

Просмотр содержимого документа
«Технология индивидуализации обучения»



Технология индивидуализации обучения

(Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)


Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обуче­ния являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во гла­ву угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Метод проектов. Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй по­ловине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сооб­ща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школь­ная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обуча­ющий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает воз­можность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:

- технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

- адаптивная система обучения А.С. Границкой;

- обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические систе­мы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.







Классификационные характеристики

технологий индивидуализированного обучения

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: гуманистические.

По основному фактору развития: комплексная: био-, социо- и психогенные.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1)ЗУН + 2) СУД (способы умственных действий).

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная + дидактоцентрическая, проникающие.

По типу управления: система «репетитор».

По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые .

По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие.

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучаемых: все категории.


Акцент целей

■ Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенцальных возможностей (способностей).

■ Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

■ Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

■ Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

■ Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.


Концепции индивидуализации обучения

Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуа­лизации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Гипотеза А.С.Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Гипотеза В.Д.Шадрикова: развитие способностей эффективно, если да­вать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.





Общие принципы

  • Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.

  • Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

  • Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.

  • Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

  • Учение в индивидуальном темпе, стиле.

  • Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

  • Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.


Особенности содержания и методики

Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

А.С.Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая -обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).

В.Д.Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шес­ти уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.










Общие особенности технологий индивидуализации

Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробе­лы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.

Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

Формирование общеучебных умений и навыков.

Формирование адекватной самооценки учащихся.

Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.

Аналоги технологии индивидуализации

Метод проектов.

Система Ю. Драля (учебно-методический комплект заданий).

Индивидуальные компьютерные обучающие программы (разветвленные, адаптивные).

В США существует так называемая батовская система, в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть - это урочная работа с классом в целом, а вторая -индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо с теми, кто отличается сравни­тельно развитыми способностями. С последней категорией работает учитель, а с менее способными и отстающими учениками занимается помощник учителя.

План Трампа, широко известный в США - система организационных форм обуче­ния, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, ЭВМ и др.) для больших групп в 100-1500 человек читают высококвалифицированные препо­даватели, профессора. Малые группы в 10-15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в школьных кабинетах, лаборатори­ях. Время этих видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40%; на занятия в малых группах - 20%; на индивидуальную работу в кабинетах и лаборатори­ях - 40%. Классов как таковых нет, состав малых групп непостоянный.







Классификация знаний

По локализации отражения выделяют:

индивидуальные знания (сознание) - совокупность чувственных и умствен­ных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт общения, труда, познания мира;

общественные знания - продукт обобщения, объективизации, обобществле­ния результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженный в языке, науке, технике, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией.

Обучение представляет собой «перевод» общественных ЗУН в индивидуаль­ные.


По форме отражения ЗУН выделяют:

- знаковые, вербальные знания, закодированные в знаковой, языковой фор­ме, теоретические знания;

- образные, представленные в образах, воспринятых органами чувств;

- вещественные, существующие в предметах труда, искусства - овеществлен­ные результаты деятельности;

- процедурные - те, которые заключены в текущей деятельности людей, их умениях и навыках, в технологии, процедуре трудового и творческого процесса.


Обширна классификация знаний по области и предмету познания; круп­нейшие ее разделы: гуманитарные и точные математические науки, философия, живая и неживая природа, общество, техника, искусство.


По психологическому уровню выделяют: знание - узнавание, - воспро­изведение, - понимание, - применение, - автоматические действия, - отношение и знание - потребность.


По степени обобщенности: факты — явления, понятия — термины, свя­зи — закономерности, гипотезы — теории, методологические знания, оценочные знания.









Общеучебные способы работы

(общеучебные умения и навыки):


I. Умения и навыки планирования учебной деятельности: осознание учебной задачи; постановка целей; выбор рационального и оптимального пути их дости­жения; определение последовательности и продолжительности этапов деятельно­сти; построение модели (алгоритма) деятельности; планирование самостоятель­ной работы на уроке и дома; планирование на день, неделю, месяц.


II. Умения и навыки организации своей учебной деятельности: организация рабочего места в классе - наличие и состояние учебных средств, их рациональ­ное размещение, создание благоприятных гигиенических условий; организация режима работы; организация домашней самостоятельной работы; определение порядка и способов умственных действий.


III. Умения и навыки восприятия информации, работа с различными источ­никами информации (коммуникативные): чтение, работа с книгой, конспектиро­вание; библиографический поиск, работа со справочниками, словарями; слуша­ние речи, запись прослушанного; внимательное восприятие информации, управ­ление вниманием; наблюдение; запоминание. Особую группу образуют умения и навыки работы с компьютером.


IV. Умения и навыки мыслительной деятельности: осмысливание учебного материала, выделение главного; анализ и синтез; абстрагирование и конкретиза­ция; индукция - дедукция; классификация, обобщение, .систематизация доказа­тельств; построение рассказа, ответа, речи, аргументирование; формулирование выводов, умозаключений; написание сочинений; решение задач, проблем.


V. Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; оценка дос­товерности изложения, верности решения; оценка различных сторон явлений: экономической, экологической, эстетической, этической; умение проверить пра­вильность и прочность теоретических знаний, практических навыков; рефлек­сивный анализ.








Факторы развития личности


Потребности. Потребности - это фундаментальные свойства ин­дивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источни­ком психических сил и активности человека. Потребности можно разде­лить на материальные (в пище, одежде, жилье), духовные (в познании, эстети­ческом наслаждении), физиологические и социальные (в общении, труде, обще­ственной деятельности). Духовные и социальные потребности формируются об­щественной жизнью человека.

Направленность. Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интере­сы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, нако­нец, мировоззрение.

Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес - стремление к изуче­нию, познанию объекта. Социальный интерес - основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями их су­ществования.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверен­ностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руковод­ствуется.

Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и других).

Я-концепция. Я-концепция личности - это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система пред­ставлений личности о самой себе, на основе которой она строит свое поведение.

Как интегральное понятие, Я-концепция включает в себя целую систему качеств, характеризующих «самость» в человеке: самосознание, самооценка, само­мнение, самоуважение, самолюбие, самоуверенность, самостоятельность. Она связана с процессами рефлексии, самоорганизации, саморегуляции, самоопреде­ления, самореализации, самоутверждения и т.п.










Самоуправляющие

механизмы личности (СУМ)











Потребности


Направленностъ


Я-концепция



познавательные

интересы



Я нравлюсь


взгляды

Я способен (способности)

самоопределения

социальные установки

Я нужен

самоутверждения


ценностные ориентации

Я могу (воля, характер)

самовоспитания

убеждения

Я творю

морально-этические

принципы

Я знаю

самообразования

Я управляю

самосовершенствования

мировоззрение

Я владею
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!