СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология кластерного обучения

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кластерное обучение – это способ работы в малых группах, когда обучаемые сами несут ответственность за образовательный процесс. Суть данной технологии: каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих.

Просмотр содержимого документа
«Технология кластерного обучения»

ТЕХНОЛОГИЯ КЛАСТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ



Гуторова Светлана Филипповна,

преподаватель математики высшей категории

ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»

E-mail: [email protected]



Аннотация: Кластерное обучение – это способ работы в малых группах, когда обучаемые сами несут ответственность за образовательный процесс. Суть данной технологии: каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих.

Ключевые слова: Кластерное обучение, интерактивное обучение, образовательный процесс, работа в группе, социальный опыт, взаимообучение


Вместе мы знаем больше, чем каждый из нас.

Сандра Л.Ренегар



Современный период характеризуется значительными изменениями, происходящими в системе образования. Это обусловлено новой концепцией социального и экономического развития страны. Сегодня современное, качественное образование, построение гражданского общества просто необходимо. Для достижения результатов надо перенастроить систему образования на освоение современных компетентностей, отвечающих общемировым требованиям.

По мнению ряда российских ученых, педагогов, наилучшим образом для решения этих проблем служит кластерный подход. В понимании авторов, кластер – практикоориентированная деятельность творческих мастерских, специально организованных для создания продукта или услуги, работа разновозрастной группы участников образовательного процесса.

В переводе с английского языка слово «кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь», «группа», «расти пучками», «концентрация». От того, насколько будут объединены цели педагогов, детей, родителей в одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты личностного смысла, привлекательные для всех субъектов, зависит успешность выработанной стратегии. Таким образом, в научной литературе под кластером в образовательной системе понимают совокупность ее свойств, отвечающих за эффективность и качество решения определенного круга задач на конкретном этапе деятельности субъектов.

В век стремительно развивающихся технологий задача обучения состоит не только в передаче готовых знаний, но и в формировании умений и навыков, которые помогут в дальнейшем обучающемуся реализовать себя как представителя социума: умение работать в команде, представлять себя и результаты своей деятельности, ориентироваться в информационных потоках и трансформировать полученную информацию, достигать поставленной цели, обучаться и обучать.

Древние греки учили: «Не ищите новое – ищите вечное.»

Достижению данных задач способствует использование одного из видов интерактивного обучения кластерного обучения.

Кластерное обучение – это способ работы в малых группах, когда обучаемые сами несут ответственность за образовательный процесс. Суть данной технологии: каждый достигает своих учебных целей лишь в том случае, если другие члены группы достигают своих.

При таком обучении каждый обучающийся получает определённый социальный опыт, приобретаемый в процессе достижения общего результата путём взаимодействия с другими членами группы, вырабатывает навыки общения в дискуссии и учится аргументировать свою позицию.

Большим преимуществом данного вида учебной деятельности является возможность вовлечения абсолютно всех студентов группы в общую работу.

Использование технологии кластерного обучения способствует самореализации каждого участника образовательного процесса.

Данная технология реализуется посредством взаимодействия пяти основных компонентов.

Первый компонент - позитивная взаимозависимость. Она проявляется в следующем: каждый студент, получая часть задания, должен понимать, что достижение им хорошего результата возможно лишь в том случае, если тот, кто находится рядом, тоже достигнет хорошего результата. А от получения хорошего совместного результата, безусловно, выиграет и каждый в отдельности.

Второй компонент - структурированная индивидуальная ответственность. Деятельность каждого обучающегося оценивается посредством:

а) индивидуальной оценки деятельности каждого обучающегося преподавателем и членами малой группы;

б) возможностью учета личного вклада в решение учебных задач;

в) взаимообучения.

Цель кластерного обучения состоит в том, чтобы сделать каждого студента индивидуально сильнее в его собственной позиции.

Третий компонент кластерного обучения - обеспечение стимулирования обучающимися успехов друг друга (помогая, поддерживая, стимулируя и одобряя усилия друг друга).

Четвертый компонент - обучение обучающихся необходимым социальным навыкам, и обеспечение их использования. Успех кластерных усилий требует сформированности ряда социальных навыков. Как и академическим навыкам, так и навыкам лидерства, принятия решения, создания ситуации доверия, коммуникации и управления конфликтами надо целенаправленно обучать.

И наконец, пятый компонент кластерного обучения - обеспечение условий для включения каждого обучающегося в групповой процесс. Обучающиеся фокусируются на постоянном совершенствовании процессов групповой работы путем анализа того, какие действия каждого обучаемого были наиболее полезны для обеспечения эффективных рабочих взаимоотношений и все ли члены группы достигли своих учебных целей.

Одним из методов данной технологии является организация работы в малых группах.

При формировании малых групп необходимо учитывать основные моменты.

Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). При комплектовании гомогенных (однородных) групп по уровню обученности, сильные обучающиеся становятся сильнее, а слабые еще слабее, тем самым увеличивается разрыв между учебными достижениями. А обучение в гетерогенных группах повышает мотивацию слабых обучающихся.

Во-вторых, при формировании групп необходимо стремиться к тому, чтобы в них были включены обучающиеся с разносторонними интересами.

В-третьих, необходимо позаботиться о разнообразии социально-психологических характеристик и психологической совместимости обучающихся.

Не менее важным в интерактивном обучении является использование информационно-коммуникационных технологий, позволяющих изменить учебный процесс «изнутри», уйти от традиционных форм обучения и прийти к новым.

Особенно эффективно использование на уроках интерактивной доски. При её применении объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством. Доска позволяет управлять процессом презентации и любой компьютерной демонстрацией.

С помощью доски эффективно реализуется один из важнейших принципов обучения принцип наглядности, потому что она обеспечивает возможность демонстрировать картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео- и интерактивные анимации, выделять важные моменты и делать пометки и комментарии, вносить поправки и коррективы, работать с любыми компьютерными программами, сохранять материалы занятия для дальнейшего использования и редактирования.

Одним из методов, используемых в технологии кластерного обучения, является метод проектов.

В основе метода учебных проектов по дисциплине лежит развитие познавательных навыков студентов, креативного и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве.

Опыт работы показывает, что кластерная форма обучения благоприятно влияет на формирование коммуникативных, информационных и профессиональных компетенций будущего специалиста.



Cписок литературы



  1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк. Геометрия 10-11 кл; ­- учеб. – 22-е изд. - М.: - 2013.

  2. Журналы «Математика в школе» 2013-2017 гг.





Интернет- ресурсы

  1. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

  2. Сайт учителя математики http://semenova-klass.moy.su/

  3. Сайт с математическим уклоном http://shkolapifagora.my1.ru/