СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология компьютерного урока

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология компьютерного урокаТехнология компьютерного урокаТехнология компьютерного урокаТехнология компьютерного урокаТехнология компьютерного урока

Просмотр содержимого документа
«Технология компьютерного урока»

Технология компьютерного урока


Приспособление новых информационных возможностей к рамкам традицион­ного урока получает всё большее и большее распространение и осуществляется в виде компьютерного урока.

Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства.

В уроке как целостной дидактически законченной единице деятельности ребёнка по усвоению какого-либо учебного материала реализуется психологический цикл дея­тельности: «целеполагание — планирование и организация — выполнение (решение) учебной задачи — анализ и оценка результата». Этим определяются следующие дидак­тические части урока:

Ввступление, организационная часть;

А — актуализация зон актуального и ближайшего развития (усвоенных, опор­ных ЗУН);

Ин изучение нового материала (формирование новых ЗУН, СУД);

3 — закрепление материала — повторение и применение;

Кон — контроль усвоения;

Кор — коррекция;

Об обобщение;

Дздомашнее задание.

Тогда дидактическую структуру традиционного комбинированного урока можно представить следующей формулой:

Урок =В+А+Ин+3+ Кон + Кор + Об + Дз

Распределение времени на отдельные части урока даст временную его структуру, тип.

Компьютерный урок характеризуется прежде всего интенсивностью использо­вания компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения уча­щихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Если 100% времени уро­ка ученики работают на компьютере, он полностью заменяет учителя (в этом случае урока, по существу, нет, есть компьютерное обучение). Если компьютер не использу­ется совсем — это обыкновенный урок. При частичном использовании компьютера по­лучается то, что называется -«компьютерным уроком».

В соответствии с интенсивностью использования компьютера в различных частях урока формула компьютерного урока может выглядеть так:

У(%) = В(%) + А(%) + Ин(%) + 3(%) + Кон(%) + Кор(%) + Об(%) + Дз(%)

(в скобках указан % времени использования компьютера в данной части и в уроке в целом).

Все дидактические части урока могут быть компьютеризированы, т.е. осуществ­ляться с помощью и при поддержке компьютерных средств (полностью или ча­стично).

Акцент целей

  • Использование достоинств компьютера для повышения эффективности урока, учебного процесса.

  • Формирование у учащихся умений работать с информацией, развитие комму­никативных способностей.

  • Формирование личности человека «информационного общества».

  • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

  • Создание мотивации к учебному материалу.

  • Фасилитация понимания учебного материала урока.

  • Предоставление ученику возможности выбирать формы и методы работы.

  • Предоставление ученику возможности использовать дополнительный мате­риал.

Концептуальные положения

При наличии новых «компьютерных» средств обучения меняется вся существу­ющая в традиции педагогическая ситуация: учитель перестаёт быть для ученика единст­венным источником информации, носителем истины и становится партнёром (рис.1).

Диалоговый характер обучения: компьютерное обучение — это общение ре­бёнка с компьютером.

Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным осо­бенностям ребёнка.

- Многообразие взаимодействия: взаимодействие ребёнка с компьютером по всем типам: субъект — объект, субъект — субъект, объект — субъект.

- Возможность идти не с предметом к детям, а с детьми к предмету.»

- Компьютер это средство, а не субъект обучающей деятельности, он помощ­ник педагогу, а не его замена.

- Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обу­чения.

- Оптимальность в применении компьютера: нельзя недооценивать возможно­сти компьютера как средства наглядности, самостоятельной работы учащихся, но нельзя не учитывать и негативные стороны компьютера.

- Неограниченность: возможности расширения и углубления содержания и его приложений не ограничены.

- Принцип природосообразности: учёт закономерностей восприятия, усвоения аудио-, видеоматериала, влияния на здоровье детей, психологический комфорт ребёнка.

- Оптимальное сочетание принципов природосообразности, целесообразности, культуросообразности.

Особенности организации и методики

Разнообразие компьютерных уроков

Вариант (вид) компьютерного урока зави­сит от:

— общей дидактической структуры урока;

— варианта использования средств ИКТ;

— объёма делегируемых компьютеру функций учителя (формулы компьютерного урока);

— вида используемых компьютерных средств (текстовые, видео, аудио).

Сам же урок как дидактическая единица какой-либо системообразующей педаго­гической технологии выполняет свою функцию, вплетён в систему этой технологии. Применение компьютера является проникающей технологией, подчиняющейся, на­кладывающейся, сопровождающей логику основной технологии и поддерживающей, фасилитирующей, повышающей эффективность усвоения учебного материала.

При разработке мультимедийного урока или отдельного задания и его применении необходимо руководствоваться следующими аспектами:

психологическим — как повлияет яв­ное задние на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неуверенность в своих силах из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной:

педагогическим — насколько задание отвечает общей направленности школьного курса и способствует формированию у учащихся правильных представлений

методическим — способствует ли задание лучшему усвоению материала, оправ­дан ли выбор предлагаемых учащимся заданий, правильно ли методически подобран материал;

организационным — рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли предоставляется учащимся машинного времени для выполнения самостоятельных работ.

Изучение (объяснение) нового материала. Учитель не «отменяется», он коорди­нирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс, воспитывает. А «рассказывать» материал вместо него может компьютер. Привычную чёрную доску с кусочком мела заменяет огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда, звука и текста виртуальное «путешествие по времени и прост­ранству», присутствие в научной лаборатории и других ситуациях. Богатство содержа­тельной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неиз­меримо более увлекательным. Методическое разнообразие: дедукция, индукция, ТПФУД, концентрированное программированное обучение (линейное, разветвлён­ное), богатство сопровождения.

Первоначальное ознакомление с новым материалом происходит фронтально, без компьютера или с компьютером. Индивидуальное общение с компьютером имеет то преимущество, что является интерактивным (диалог, лекция-беседа, тренинг, тест, проблематизация, гипертекст, гипермедиа). Взаимодействие осуществляется одновре­менно по всем каналам восприятия «текст — звук — видео — цвет».

Закрепление. Основной недостаток классического традиционного урока — труд­ность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися (тендерные различия, индивидуализация трудности материала, темпа усвоения, типологических осо­бенностей личности ребёнка). Использование компьютера позволяет либо использовать индивидуальное программирование, разветвлённую программу закрепления, либо орга­низовать внутриклассную групповую дифференциацию. При этом структура урока стано­вится нелинейной. Обычно класс делится на три группы: 1) учащиеся с низкой успевае­мостью, не уверенные в своих знаниях, не умеющие их применять; 2) учащиеся со сред­ней и хорошей успеваемостью, способные осмыслить связи между понятиями и обладаю­щие навыком самостоятельной работы; 3) учащиеся, умеющие обобщать, выделять глав­ное, отыскивать нешаблонное, рациональное решение. Каждая группа работает по своему варианту; закрепляется материал также по своей программе. Одна или две группы садят­ся за компьютеры, с третьей занимается учитель (затем может происходить смена групп). Часть учащихся может работать по индивидуальным образовательным программам.

Компьютер позволяет провести экспресс-диагностику усвоения и в зависимости от её результатов провести соответствующую коррекцию.

Повторение. Актуализирующее повторение в первой части урока в компьютер­ном варианте может быть представлено в любом формате (текст — звук — изображе­ние): репродуктивным тестированием, экспериментальными задачами, проблемными ситуациями, развивающими играми и т.д. В результате все ученики включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулирует­ся в широких пределах: полная (с самостоятельной постановкой цели), частичная (по­иск решения поставленной задачи), самостоятельный поиск информации, творческая работа, вывод формулы, построение доказательства, свободное путешествие.

При обобщающем повторении для обобщения и систематизации знаний использу­ются графические возможности компьютера, а для достижения гарантированных результатов обучения — программы-тренажёры.

Контроль знаний. Компьютерный контроль знаний по сравнению с традицион­ным имеет существенные преимущества, которые состоят в следующем:

— осуществляется индивидуализация контроля знаний (учёт разной скорости ра­боты учащихся, дифференциация работ по степени трудности);

— повышается объективность оценки;

— ученик видит детальную картину собственных недоработок;

— оценка может выдаваться не только по окончании работы, но и после каждого вопроса;

— на процедуру оценивания затрачивается минимальное количество времени.

Формы контроля: задания, задачи, тесты (открытые, закрытые), самоконтроль, взаимоконтроль, задания на репродукцию, применение, творческое применение, рей­тинговый контроль.

Компьютер помогает педагогу в управлении учебным процессом, выдаёт результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учётом допущенных в теме ошибок и за­траченного времени; сравнивает показатели различных учащихся по решению одних и тех же задач или показатели одного ученика за определённый промежуток времени.

Домашнее задание. В качестве домашнего задания каждый ученик может полу­чать видеоклип, из которого он должен смонтировать свой «ответ», озвучив его текс­том в соответствии с пройденным на компьютерном уроке материалом. Это докумен­тальный компьютерный клип, фильм, чьим автором выступает сам ученик.


Проектирование компьютерного урока

Проектирование компьютерных уроков начинается с составления календарно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование средств ИКТ оптимально распределяется по всем урокам. При этом учитывается:

— содержание изучаемого материала;

— основная используемая системообразующая педагогическая технология;

— наличие в школе компьютерных средств (СD ,DVD, принтер, сканер, цифровая съёмка, локальная сеть, интернет, электронный учебник, обучающие программы, базы данных, РИОР (интернет), интерактивная доска), программных и аудио-видеосредств;

— психологические и социометрические характеристики группы и каждого ребёнка;

— необходимость чередования различных типов компьютерных средств и др.;

— классические требования к уроку (логическая завершённость, разнообразие ме­тодов и т.д.).

Для плана конкретного компьютерного урока:

  • Составляется временная структура урока, в соответствии с главной целью на­мечаются задачи и необходимые этапы для их достижения.

  • Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.

  • Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традицион­ными средствами.

  • Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометриро­вать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени.

  • Составляется временная развёртка (поминутный план) урока.

  • При недостатке компьютерного иллюстративного или программного материала проводится поиск в библиотеке или в Интернете или составляется авторская программа.

  • Из найденных материалов (файлов) собирается презентационная програм­ма. Для этого пишется её сценарий. При презентации на экране можно соединить вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи — всё это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использо­ваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на эк­ране.

  • Планируя достижение определённых целей, следует предусмотреть и их поэтап­ную и результирующую диагностику. Использование компьютера даёт возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разраба­тывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.

  • Обучающие программы комплектуются отдельно.