Овчинникова Е.Л.,
учитель английского языка, МБОУ СОШ № 25
ТЕХНОЛОГИЯ КОУЧИНГА, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА
ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация: о применении технологии коучинга, как консультативной поддержки и помощи в становлении учащихся активными и осознанными участниками образовательного процесса.
Abstract: the application of the techniques of coaching. Advisory support and assistance to students in becoming active and conscious participants in the educational process.
Ключевые слова: коучинг, технология, образовательный процесс
Keywords: coaching, technology, educational process
Есть одно качество,
которым требуется обладать,
чтобы побеждать,
и это определенность цели, знание,
чего человек хочет,
и жгучее желание достигнуть этого.
Наполеон Хилл
Известный факт, что высота результатов освоения учебной программы школьником во многом зависит от того, насколько высока его мотивация к обучению, насколько высоко его желание учиться и применять все свои способности для обучения. Наблюдая за учебной деятельностью учащихся, нельзя не заметить, что за период обучения их отношение к учебной деятельности меняется, причем в худшую сторону, особенно это касается учащихся среднего звена, т.е. тогда когда начинается переходный возраст. Посещение школы превращается, в лучшем случае, в возможность пообщаться с одноклассниками, а учебно-познавательная деятельность в тяжелую рутину. Применение технологии коучинга может помочь ученикам стать активными участниками образовательного процесса и осознано относиться к учебе, как к деятельности, которая имеет значение лично для каждого ученика. Конечно, есть учащиеся, которые осознают значимость обучения и находят в этом личностный смысл, то с помощью технологии коучинга такие ученики достигнут еще больших результатов.
В переводе с английского «Сoaching» (Коучинг) означает наставление, воодушевление, тренерство.
По утверждению Тимоти Голви, автора работы «Внутренняя игра в теннис», коучинг – это раскрытие потенциала человека для достижения им максимального результата. Это помощь скорее в том, чтобы он сам научился, чем в том, чтобы научить его. Таким образом, коучинг, это своего рода консультативная поддержка и помощь в становлении учащихся активными и осознанными участниками образовательного процесса, развивающая способность использования своего потенциала для приобретения знаний, умений, навыков, чтобы достичь лучших результатов.
В отечественном образовании современная реформа предполагает следующие направления: содержательно, организационное и процессуальное. Если первых два направления определены нормативными документами, то процессуальное полностью зависит от деятельности учителя от его стиля и способов взаимодействия с учениками.
Что же касается требований в подготовке учеников, выдвигаемыми ФГОС то здесь выделяется три основных группы: личностные, метапредметные, предметные. Как раз коучинг это одна из технологий, которая может помочь реализовать требования ФГОС.
Основной задачей при использовании технологии коучинга, является поддержание у учащихся уверенности в себе, формирование соответствующей самооценки и осознанности процесса обучения. И если в результате ученики приходят искреннему пониманию ответственности за свою учебу для достижения целей, которые они сами себе ставят, то можно считать, что результат технологии коучинга достигнут.
Для того чтобы ученик мог сам определить себе цели, к которым он будет стремиться, нужно проводить с ним соответствующую работу, которая научит его ставить цели, планировать, и достигать поставленные цели и задачи. В старших классах необходимо обращать внимание на промежуточные результаты, для этого нужно выполнять постоянный мониторинг процесса обучения, его промежуточных целей и промежуточных результатов. Во время каждого мониторинга учащийся должен научиться отвечать на вопросы: 1.Достиг ли цели на данном этапе? 2. Что было изменено в плане и почему? 3. Что я буду делать теперь по-другому? И т.д.
Одним из важных моментов применения технологии коучинга является, то что ученик должен научиться относиться к своим ошибкам как к опыту, который поможет лучшим образом овладеть знаниями и позволит углубить их. Как уже было сказано выше, деятельность учащихся будет результативной лишь в том случае, если они будут ответственны за результаты своей учебы. Для этого необходимо совместное с учениками планирование учебного процесса, где будут обозначены цели, которые необходимо достигнуть. Таким образом, при планировании учащиеся должны знать, как ответить на следующие вопросы:
Что мне нужно достигнуть?
Зачем мне это нужно?
Как это будет выглядеть?
Как я пойму, что достиг нужного результата?
Когда я должен начать заниматься решением вопроса?
Когда я должен закончить?
Что мне для этого необходимо делать?
Что мне мешает? Ит.д.
Технологию коучинга вполне можно считать образовательной технологией, т.к. все компоненты, которые характерны для коучинга соответствуют определениям образовательной технологии.
О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом [1. С.32].
Сам процесс данной технологии состоит из следующих этапов:
1. Постановка цели и осознание её реальности.
2. Анализ необходимых составляющих успеха.
3. Анализ имеющихся возможностей.
4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.
Для реализации каждого этапа опытный учитель может подобрать соответствующие техники и инструменты для каждого конкретного случая и конкретного ученика.
Рассматривая структуру традиционного урока и урока построенного на основе коучинга нельзя не заметить совпадения, что также говорит в пользу применения данной технологии в обучении английскому языку.
Структура урока | Структура коуч-сессии |
Контакт с классом. | Создание доверительных отношений. |
Формулирование целей урока. | Определение цели. Формат конечного результата. |
Тело урока (изучение нового материала; выработка навыка; обобщение и систематизация и др. ) | Создание опыта. Анализ возможностей и ресурсов. |
Постановка домашнего задания. | Определение первых шагов – действий ведущих к цели. |
Рефлексия. | Итоги. Ценность. |
Спасибо за урок! | Благодарность. |
Техники и инструменты, которые применяются в коучинге, многообразны и требуют отдельного внимания. В качестве примера, можно рассмотреть пару из них. Например, «Колесо развития» и «Линия времени». По результатам промежуточных работ во время изучения темы, каждый ученик составляет «Колесо». При этом «10» означает уверенное владение данным умением, а «1» - только знание о его существовании. Такие «Колеса» можно сделать по каждой разговорной или грамматической теме. Данная техника позволяет планировать свою деятельность по устранению пробелов в знаниях.
«Линия времени». Учитывая свои способности и возможности, ученик строит свою линию времени в соответствии с тем результатом, который он ожидает в итоге получить.
Итак, в связи с современными реформами в отечественном образовании и требования ФГОС можно сделать вывод о том, что применение технологии коучинга будет эффективной составляющей в обучении иностранному языку. Технология коучинга может помочь ученикам стать активными участниками образовательного процесса и осознано относиться к учебе, как к деятельности, которая имеет значение лично для каждого ученика.
Литература
1. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. 2013. №1. – С. 31-36.
2. Зырянова Н.М. Коучинг в обучении подростков // Вестник практической психологии образования. – 2012. – №1. – С. 46–49.
3. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники.
СПб.: Питер, 2012. – 204 с.
4. http:// www.erickson.ru
5. http:// www. gulchevskaya.ru