Технология критического мышления на уроках английского языка
Подготовили
О.В. Бадер,
МБОУ СШ № 62
(Слайд 1) Большинство школ страны включены в инновационную деятельность, потому что понимают, что без инноваций в наше время невозможно быть успешными и поддерживать должный уровень педагогического мастерства.
(Слайд 2 ) Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать.
Критическое мышление – это самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Эта технология дает возможность определять и ставить личные цели, поддерживать активность на уроке, вызывать продуктивную дискуссию, способствует тому, чтобы учащиеся сами могли формулировать и задавать вопросы, помогает выражать собственное мнение, поддерживает мотивацию к чтению, воспитывает уважительное отношение к чужому мнению.
Что же такое «критическое мышление» ?
(Слайд 3) Сегодня в различных научных исследованиях можно найти определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его «как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать».
(Слайд 4) Критическое мышление - это мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств:
Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения.
Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей.
Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний.
Органическое включение работы по технологии критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности.
Образовательная технология развития критического мышления.
(Слайд 5) Каждая фаза урока имеет свои цели и задачи, приемы, направленных на исследовательскую, творческую деятельности, на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Итак, технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой структуру урока, состоящую из трёх этапов:
(Слайд 6) Стадия вызова
Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
(Слайд 7 ) Приёмы:
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
(Слайд 8) На примере изучения темы «Семья» хочу продемонстрировать некоторые приёмы и их применение на уроках.
(Слайд 9) Использование «тонких» и «толстых» вопросов на разных этапах урока. (тонкие на стадии вызова, толстые на стадии осмысления или рефлексии)
(Слайд 10) Использование «кластеров»
(Слайд 11) Распределение ранее известной информации по теме «Семья».
(Слайды 12 и 13) Использование «кластеров» по другим темам (для примера) в 3 классе по теме «Кто что умеет делать?» и в 5 классе по теме «Школа».
(Слайд 14 ) Стадия осмысления
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
(Слайд 15 ) Приёмы активного чтения:
На стадии осмысления содержания осуществляется контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.
(Слайд 16) Чтение с остановками. (пометки на полях и занесение информации в банк данных)
(Слайд 17) Заполнение кластеров на основании прочитанного текста.
(Слайд 18 и 19) Заполнение сводной таблицы или графическая систематизация материала.
(Слайд 20) Стадия рефлексии
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.
(Слайд 21 ) Приёмы:
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
(Слайд 22) Применение полученных знаний на практике путём составления таблицы «Моя семья» по образцу.
(Слайд 23) Синквейны
быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье. Эффективный способ организации работы - это работа в парах.
(Слайд 24) Пример синквейна по теме «Семья».
(Слайд 25)«Шесть шляп мышления» на примере темы в 8 классе «Интернет в нашей жизни»
Вот уже на протяжении нескольких лет мне нравится применять на моих уроках методику «Шесть шляп мышления».
Белая шляпа: информация. Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты.
Черная шляпа: критика. Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценкам. Тут нужно во всем видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры, искать слабые места.
Желтая шляпа: логический позитив. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: творчество. Зеленая шляпа — это шляпа творческого поиска. Если мы проанализировали достоинства и недостатки, мы можем надеть эту шляпу и подумать, какие возможны новые подходы в сложившейся ситуации
Красная шляпа: чувства и интуиция. В режиме красной шляпы у учащихся появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Синяя шляпа: управление процессом. Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы, чтобы обобщить информацию.
Заключение
(Слайд 26) В качестве рефлексии к своему выступлению позвольте представить синквейн по теме «Технология критического мышления»
Применяя технологию развития критического мышления, я заметила очевидные ее преимущества, как для учителя, так и для ученика.
(Слайд 27) Технология критического мышления положительно сказывается на
-эффективности восприятия информации;
-способствует повышению интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения
-учит детей критически мыслить;
- и работать в сотрудничестве.
(Слайд 28) А так же:
- позволяет создать в классе атмосферу открытости;
- повышает качество образования учеников;
- делает работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
(Слайд 29) Ученики, обладающие критическим мышлением, отвечают всем требованиям современного общества. Они умеют ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Они обладают ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.
(Слайд 30) А наша задача помочь научиться этому! Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
Агейчева А. Г. Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5-7.
Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.
Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003 – 179с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.- 175 с.
Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.
Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.
Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С.32.
Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
1 Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003
2 Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.
3 А.Г. Агейчева Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №22.- С.- 5-6.
4 Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С. 30.
5 Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27-29.
6 А.Г. Агейчева Развитие критического мышления у детей младшего школьного возраста в процессе изучения романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»// English.- 2007.- №21.- С.- 5-7.
7 Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- С. 32.