СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология развития критического мышления на уроках английского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея технологии развития критического мышления через чтение и письмо – создание атмосферы учения  при помощи обучающихся, активно работающих, сознательно размышляющих, отслеживающих, подтверждающих, опровергающих или расширяющих знания. В основе технологии лежит  творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Умение мыслить критически –объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них и позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Цель использования технологии

ТРКМЧП применяю с целью создания на уроках английского языка условий и предпосылок для:

  • повышения мотивации школьников к изучению английского языка;
  • формирования нового стиля мышления для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точки зрения, альтернативности принимаемых решений;
  • развития таких базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный  выбор и результаты своей деятельности;
  • развития исследовательских учебных действий, общеучебных умений и универсальных способов деятельности, включая навыки работы с информацией;
  • развития речевой, языковой компетенций учащихся.

Данная технология предполагает  использование на уроках трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждому этапу присущи собственные методические приёмы и техники, направленные на выполнение задач этапа, комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объёмом учебного материала.

Просмотр содержимого документа
««Технология развития критического мышления на уроках английского языка»»

Актуальность

Основная идея технологии развития критического мышления через чтение и письмо – создание атмосферы учения  при помощи обучающихся, активно работающих, сознательно размышляющих, отслеживающих, подтверждающих, опровергающих или расширяющих знания. В основе технологии лежит творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Умение мыслить критически –объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Человек с критическим складом ума никогда не расценивает свои высказывания и суждения как абсолютно верные. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них и позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

Цель использования технологии

ТРКМЧП применяю с целью создания на уроках английского языка условий и предпосылок для:

  • повышения мотивации школьников к изучению английского языка;

  • формирования нового стиля мышления для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точки зрения, альтернативности принимаемых решений;

  • развития таких базовых качеств личности, как коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;

  • развития исследовательских учебных действий, общеучебных умений и универсальных способов деятельности, включая навыки работы с информацией;

  • развития речевой, языковой компетенций учащихся.

Данная технология предполагает использование на уроках трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Каждому этапу присущи собственные методические приёмы и техники, направленные на выполнение задач этапа, комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объёмом учебного материала.

Методы и приёмы работы, которые я применяю:

Стратегия « Кластеры»

Clustering»)

«Кластеры» – обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Стратегию «Кластеры» я использую как способ знакомства с новой лексикой, как способ проверки изучения материала, прочтения текста, как способ обобщения ранее изученного материала. Этот прием очень важен, так как позволяет учащимся расширить лексический словарь по теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения, совершенствовать навыки аудирования и говорения.

Приём «Корзина идей»

(«Basket with ideas»)

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся я использую на начальной стадии урока evocation, когда идёт актуализация имеющихся опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Обмен информацией проводится по следующей схеме: Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме («Do you know that..?», «Did you hear that?», «Have you ever read about…?» etc). Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради, в раздаточных таблицах и т.д. всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребёнка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Приём «Мозговая атака» («Brain Storming»)

Мозговую атаку я использую с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом (тексты страноведческого характера, биографии, исторические тексты).

Приём «Составление

синквейнов»

Составление синквейнов формирует у учащихся умение анализировать материал, синтезировать информацию и преобразовывать объёмный текст в краткие ёмкие выражения, что позволяет формировать навыки рефлексии на основе изучения какой- либо темы, чтения текста, даёт возможность критически рассмотреть данную тему. Синквейны я использую на этапе осмысления или рефлексии. Составление синквейнов требует умении работать в парах, развивает умение извлечь из работ других учащихся те идеи, которые можно соотнести с собственным. При озвучивании готовых парных синквейнов очень часто возникает их обсуждение всей группой. Пример синквейна, составленного, при работе с текстом «Born free», модуль «Save the Earth», 7класс.

  • ZOO

  • Educational, protected

  • Survive, protect, act

  • Can recreate, can be happy

  • Animals

Приём «Тонкие» и «Толстые» вопросы («Thin» and « Thick» questions)

Составление «тонких» и «толстых» вопросов я использую на стадии вызова- это вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответ изучив текст или тему; на стадии осмысления и рефлексии.

Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» (I know …/I want to know…/ Now I know…)

Один из способов графической организации и логико-осмыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы .

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «I know …» «I want to know…».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Now, I know…».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставления граф.

Приём «Эссе»

Данную стратегию я применяю на стадии рефлексии после прочтения текста, его обсуждения: предлагаю учащимся изложить свои мысли с помощью небольшого эссе. Для этого детям даётся задание записать в течение 8-10 минут без остановки всю информацию, которую они почерпнут из текста. При этом акцент важно сделать на том, что не нужно останавливаться, перечитывать, исправлять свои записи. Основные направления мысли учащихся можно задать при помощи вопросов, неокончательных предложений по теме. Этот вид письменной работы я предлагаю в конце урока для того, чтобы помочь учащимся суммировать всё то, что обсуждалось на уроке.

Приём «Чтение с остановками»

Этот приём эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Приём «Чтение с остановками помогает проработать материал детально, учащиеся имеют возможность строить предположения, оценить факт, дать критическую оценку событию, высказать собственное мнение.

Приём «Взаимоопрос»

Learning together»)

Данный приём я использую на стадии осмысления. Работа учащихся осуществляется в парах. Учащиеся читают текст, останавливаются после каждого абзаца. В момент остановки придумывают три «тонких» и один «толстый» вопрос по содержанию прочитанного.

Приём «Перепутанные логические

цепочки»

Применяю как ведущий приём для формирования умения видеть и понимать логическую последовательность частей информации, текста.

Приём «Таблица аргументов»

Arguments

«Yes»

Why?

«No»

Why?

Работа строится следующим образом: учащимся предлагаются по очереди аргументы, которые они должны опровергнуть или подтвердить фактами из изучаемого текста.

Приём «Перекрёстная дискуссия»

Данная стратегия позволяет избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов ,позволяет развивать у учащихся навыки аргументирования собственной точки зрения.

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо позволяет мне добиться следующих результатов:

  • личностные результаты

- формирование мотивации изучения английского языка;

- развития таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, дисциплинированность;

  • метапредметные результаты

- развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений;

- развития исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

- умение формирование вопросы;

- умение выделить главное;

- умение делать сравнение;

- умение устанавливать причинно- следственные связи и делать умозаключения;

- умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;

- способности к поиску, анализу, творческой переработке информации.

  • предметные результаты:

-совершенствование лексических, грамматических, речевых навыков учащихся, развитие навыков чтения и письма.

Анализ собственного опыта применения ТРКМЧП, позволяет сделать вывод о том, что данная технология является эффективной. Технология РКМЧП позволяет ученику

-повысить эффективность восприятия информации и её усвоения;

-повысить интерес как к изучаемому материалу так и к самому процессу обучения;

-научиться критически мыслить, овладевать логическими операциями мышления;

-овладеть навыками сотрудничества, овладеть навыками самостоятельной работы

- получить более качественные знания, умения и навыки;

позволяет учителю:

- использовать систему методик, способствующих развитию логических операций

мыслительной деятельности учащихся: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- развивать коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную компетенции учащихся;

- значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы;

-развивать навыки самостоятельной работы учащихся;

- изменить свою роль: учитель мотивирует, организует, консультирует, контролирует учебную деятельность учащихся;

-добиться более качественных результатов обучения.