Муниципальное образовательное учреждение
лицей №4
Технология личностно-ориентированного обучения. Методические основы построения личностно ориентированного урока
Работу выполнила:
Воронцова Л.В.
учитель физики
г. Волгоград, 2015 -2016 г.
В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды и наблюдается переход от информационной модели обучения к деятельностной и личностной. Такая модель обучения требует новых форм организации учебного процесса и педагогических технологий.
В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний.
Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманская считает необходимым различать следующие понятия.
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.
Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;
в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?
1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.
2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.
3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения, развивающего характера.
4. Отношения « учитель — ученик». Субъект — субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.
При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.
Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.
Традиционно способности связываются с успешностью в деятельности и, являются более высоким уровнем (метауровнем) по отношению к действиям, представляя собой обобщение различного арсенала действий и поведенческого репертуара. Так как реализация способностей происходит через конкретное поведение и действия, следовательно, качественные основания для определения способностей следует искать в структуре поведения, соответствующего данной способности. Для того чтобы выйти на метауровень, а не остаться на поведенческом уровне рассмотрения, необходимо ввести дополнительную поведенческую характеристику, которая позволяла бы качественно различать разнообразные аспекты действий. Для этого предлагается ввести промежуточное понятие между деятельностью и способностями.
Образовательная модель строится на следующих принципах:
· Целью обучения должно быть развитие личности.
· Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.
· Учитель прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».
· Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.
· Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.
· Познавательные стратегии учащихся должны быть зеркально отражены в образовательных технологиях.
· В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.
· В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осмысления, понимания и применения знаний.
· В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания.
· Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).
· Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания (например, физики как школьного предмета).
· Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения.
· Образовательные микротехнологии урока необходимо строить на основе изучения внутренних механизмов познавательных процессов с учетом особенностей познавательных микростратегий.
· Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.
· В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.
· Художественный вкус развивается на основе имеющегося личностного опыта.
· «Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.
Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого.
Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки — задания, дидактические тесты.
Технология личностно ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием школьника.
Учитель, работающий в личностно-ориентированной школе, вступает в новую для себя профессиональную позицию – быть одновременно и предметником, и психологом. Роль педагога заключается в умении профессионально использовать данные о ребенке в учебном процессе, создании разносторонней образовательной среды, с тем, чтобы дать каждому ребенку возможность проявить себя. Учитель выступает не столько в качестве транслятора знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности. Сначала такая перестройка профессионального сознания повышает у педагога чувство тревожности, вызывает большие трудности, так как необходимо не только повышать свой методический уровень, но и разрабатывать принципиально иные конспекты уроков, их дидактическое обеспечение. Взаимодействие учителя с педагогом-психологом при овладении личностно-ориентированной технологией является ключевым моментом и устраняет многие проблемы обучения.
Не все учащиеся имеют одинаковый интерес к изучаемому предмету, у них разные способности, не каждый может проявить собственное “Я”.
Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования?
План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.
Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
Использование субъектного опыта учеников.
Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Применение на уроке специально разработанного дидактического материала, использование разноуровневых заданий, позволяющих ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
Ориентация деятельности учащихся на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, самоконтроля, самооценки).
Обсуждение в конце урока не только того, что нового узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, что сделать по-другому.
Оценка определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.
Ценность применения уровневых заданий заключается в том, что:
Предложение выбора задания способствует созданию для ученика ситуации успеха.
Овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся.
Учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно-ориентированного обучения.
Применение уровневых заданий наиболее эффективно только вместе с другими вариантами письменной и устной проверки знаний, умений и навыков учащихся.
Такие задания должны использоваться систематически, так как только лишь в этом случае их внедрение будет способствовать достижению хороших результатов.
Ученики в классах, где реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, характеризуются устойчивым интересом к предмету, умеют осознанно планировать свою деятельность, цели деятельности ставят самостоятельно. Учащиеся имеют высокий уровень познавательной мотивации и активности, позитивную самооценку, проявляют интерес к учебному материалу.
В результате совместной работы педагога-психолога и учителя в личностно-ориентированной школе отмечаются следующие позитивные изменения:
Осуществление личностно-ориентированного обучения обеспечивает повышение качества образования.
Эффективное педагогическое общение обеспечивает благоприятную эмоциональную атмосферу, что является предпосылкой для развития мотивации достижения и творческого характера учебной деятельности.
Педагог осуществляет индивидуальный подход к детям, подбирая учебный материал исходя из его развивающих возможностей.
Анализ работ позволяет учителю сделать вывод об уровне и динамике усвоения знаний учащихся и их личностном развитии, отследить результативность своего труда.
В процессе личностно-ориентированного обучения реализуется в полной мере сущность образования: учащиеся осваивают содержание знаний, овладевают системой интеллектуальных и практических навыков и умений, осваивают опыт творческой деятельности и овладевают опытом эмоционально-волевого отношения к миру, к другим людям.
Сравнительная характеристика традиционного обучения и личностно-ориентированного подхода, применимая на уроках физики для повышения эффективности развития логического мышления учащихся.
Виды обучения
Обучение |
Традиционное обучение | Личностно-ориентированный подход в современной системе обучения |
Ориентир на коллективную и фронтальную работу учеников | Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегося |
Работа с группами различной успеваемости | Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений |
Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний “среднего ученика” | Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика |
Устанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал. | Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал |
Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности. | Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем. |
Стимулируется активность класса (как группы) | Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. |
Учитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников. | Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы. |
Педагог задаёт для изучения общие для всех темы. | Темы согласуются с познавательными особенностями учащегося. |
Сообщение новых знаний только преподавателем. | Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся. |
Оценка ответа учащегося только учителем. | Сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем. |
Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %). | Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания. |
Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем. | Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. |
Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обучения. | Учитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и “обмен” способами познания. |
Определение педагогом, обладающим собственным обучающим стилем, “маршрута” познания и подстройка учащегося под стиль его работы. | Согласование педагогом собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и стилем учебной работы учащихся. |
Для построения личностно-ориентированной технологии обучения физике необходимо исходить из следующих ключевых позиций:
-необходимо использовать естественные механизмы и стратегии приобретения обыденного опыта;
-вокруг ученика «выстраивать окружение» из физических явлений и процессов, обращая внимание на присутствие изучаемых явлений и закономерностей в повседневной жизни; использовать биофизический материал;
-обучение необходимо строить, используя все сенсорные системы восприятия : «вижу» - «слышу» - «чувствую»;
-постоянно создавать смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы (модели, закона или явления );
-целесообразно обеспечивать динамические переходы от мелких дидактических единиц к крупным и, наоборот, устанавливать аналогии;
-обучение необходимо строить с учетом «переключения» фокусов произвольного и непроизвольного внимания. Для этого можно, например, предусматривать в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность;
-большое внимание уделять качественным задачам;
-использовать различные формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
-постоянно и разнообразно мотивировать ученикам выполнение каждого нового вида учебной деятельности и стимулировать ее осуществление;
-создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности ) ожиданий различных результатов обучения ;
-необходимо предусматривать проведение специальных занятий (викторин , КВН, конференций ), посвященных широкой интеграции знаний ;
-расширять спектр личностного выбора ученика;
-способствовать развитию позитивной «Я -концепции» ученика и вносить свой вклад в неповторимое своеобразие его личности.
Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения диагностики и самодиагностики. На этапе рефлексии можно использовать карточки трех цветов:
зеленый - удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке и получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
желтый - урок был интересен, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
красный - пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, к ответу на уроке я не был готов.
В конце урока каждый ученик сдает учителю карточку того цвета, который соответствует его оценке урока.
Таким образом, личностно-ориентированное образование отличается от просто индивидуального подхода и от традиционного обучения тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. Для реализации личностно-ориентированного подхода на уроках физики нетрудно создать конкретные субъектно-личностные технологии, которые позволяют развивать и совершенствовать индивидуальные познавательные стратегии учащихся, обеспечивая заметный рост эффективности обучения, что может помочь решению актуальнейшей проблемы: преодолению опасности роста учебных нагрузок при сокращении числа часов, отводимых на изучение физики. Очевидно, что экстенсивным путём (увеличение объёма домашних заданий и т.д.) решать её невозможно, необходимы новые подходы к обучению, и один из наиболее эффективных, - личностно ориентированный подход, как основа традиционного обучения.
Литература.
Якиманская И. С. Возрастная и педагогическая психология. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения»;
- Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. №2.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение. М., 1979.
- Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования.; https://sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/bondarevskaa-e-v-licnostno-orientirovannyj-podhod-kak-tehnologia-modernizacii-obrazovania
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмыМонография. - М., 1998. — 180 c.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем М.: Логос, 1999 . — 272 с.