СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приведены примеры применения технологии обучения в сотрудничестве в различных видах речевой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка»

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Преподаватель английского языка

ГБПОУ «26 КАДР» г.Москва

Степанова Алена Александровна


Сегодня много говорится о деятельностном подходе к обучению, о том, что преподаватель должен не только давать знания, но и должен научить их самостоятельно добывать знания на основе уже имеющихся умений и навыков, научить выстраивать ассоциативный ряд, который будет помогать получать новые знания, необходимые для решения жизненных ситуаций. Вот поэтому на своих занятиях преподавателю необходимо уделять большое внимание не только обучению основным видам речевой деятельности – чтению и письму, грамматике, лексике, устной речи и аудированию, но также развитию уверенности и свободы в общении. Эту цель можно достичь, используя интерактивное обучение на занятиях. Методика интерактивного обучения вырабатывает у студентов коммуникативные навыки, которые помогают им проявить свои личные качества. Одной из современных технологий интерактивного обучения иностранному языку является обучение в сотрудничестве. Основная идея технологии обучения в сотрудничестве – это создание условий для активной совместной учебной деятельности студентов в разных учебных ситуациях. Работая в коллективе, человек думает не только о собственных успехах, но и об успехах тех, кто сотрудничает рядом с ним.

Сотрудничество налаживается для того, чтобы студент приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально.

Важнейшими признаками технологии обучения в сотрудничестве являются:

·осознание общей цели, стремление к её достижению, положительная мотивация деятельности;

·высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия, взаимная ответственность за результаты деятельности;

·взаимодействие студентов друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

Технология сотрудничества предполагает распределение следующих функций – организация класса, объяснение и инструктирование, контроль и оценивание. Преподаватель и студенты совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества.

Для организации работы по подобному принципу, преподаватель должен проделать следующие шаги:

1. Разделить учебную группу на небольшие группы из трех-четырех человек. Группы студентов формируются преподавателем до занятия, с учетом их психологической совместимости. При этом в каждой группе должен быть сильный студент, средний и слабый. Это делается с целью обеспечения успехом каждого участника, как отличника, так и отстающего студента. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, то нет необходимости менять их состав (это, так называемые, базовые группы). Состав группы можно менять, если работа по каким-то причинам не налаживается.

2. Затем группе дается одно общее задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими студентами, но в некоторых случаях преподаватель может дать рекомендации). Здесь необходимо предупредить студентов, что оцениваться будет работа не каждого участника по отдельности, а работа всей группы и что целью данной работы является не индивидуальная оценка, а оценивание всей группы. Таким образом, все студенты в группе будут заинтересованы в получении высокой оценки. У отстающих ребят будет стимул попросить помощи у отличников, а у отличников будет стимул, чтобы каждый член группы успешно справился с заданием.

При фронтальном опросе в основном отвечают сильные студенты, а слабые студенты остаются в стороне. В группах участники находятся в абсолютно равных условиях, потому что успех или неудача всего коллектива зависит от каждого, участники стремятся помочь друг другу выполнить задание так, чтобы вся группа получила положительную оценку.

Преподаватель сам выбирает студента группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это бывает слабый студент. Если слабый студент в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/ неправильное решение), а овладение материалом каждым студентом группы. Также студенты сами могут оценить результаты своего труда (особенно промежуточные).

На протяжении всего занятия преподаватель консультирует студентов, если у них возникают вопросы или затруднения.

Следует иметь в виду, что помимо обучающей функции обучение в сотрудничестве также развивает следующие навыки и качества:

- умение работать в команде — испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всей группы;

-социализацию — то есть те, навыки, образцы поведения, психологические установки, которые помогут студенту успешно жить в обществе и полностью осознать, что совместная работа в группе – это серьезный и ответственный труд;

-рефлексию — способность анализировать свои действия, находить и исправлять ошибки в своих поступках;

-взаимодействие для саморазвития — студенты должны осознавать, что успех их учебной деятельности зависит зачастую от совместной работы.

-культуру общения - умение взаимодействовать в группе с любым партнером вежливо и доброжелательно общаться.

На занятиях по иностранному языку технология обучения в сотрудничестве может служить эффективным средством для отработки грамматических структур, которые могут хорошо усвоиться только при условии практики и применении грамматических правил в речи, ведь они и даны, чтобы правильно формировать свои высказывания.

Сначала студенты объединяются в группы по 3-4 человека. Учебный материал разбивается на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп, а затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. На заключительном этапе преподаватель может задать любому студенту в группе вопрос по теме или студенты выполняют тест. Результаты суммируются и подводятся итоги. Приведем пример: студентам предлагается заполнить таблицу с графами при изучении грамматического времени Past Simple:

Past Simple

образование

употребление

слова-определители





В каждой команде назначаются эксперты, которые встречаются, советуются, а затем приносят информацию в свои команды. В результате взаимодействия систематизируют знания по изученной теме. Затем студентам предлагается выполнить тест из 4-5 вопросов с вариантами ответов для проверки усвоения грамматического времени Past Simple. Результаты суммируются и выставляются оценки всей группе.

При изучении грамматического материала «Степени сравнения прилагательных можно сравнить нескольких известных актеров по определенным качествам. Раздаточный материал содержит в себе фотографию каждого актера и краткую информацию о них, которую и следовало изучить ребятам во время занятия.

Сильные студенты получают более сложные тексты с информацией, а слабые — легкие, чтобы ни у кого не возникло проблем с выполнением задания. Студентов необходимо заранее информировать, чтобы они обращали внимание на детали такие, как рост, возраст, количество фильмов, в которых сыграл актер и так далее. Затем ребята ищут такой же текст у участников других групп, вместе обсуждают информацию про того или иного актера, после этого возвращаются в свои подгруппы и рассказывают друг другу о своей части задания, формируя тем самым единое представление обо всей информации. Затем задаются определенные вопросы (которые также лучше предварительно раздать подгруппам перед началом проверки), например: Who is the tallest actor? Who is younger than Di Caprio? Who is the richest actor? Данные вопросы идеально подходят для повторения степеней сравнения прилагательных, так как актеры сравниваются по многим параметрам.

Один вопрос задается определенной группе и определенному студенту. Надо стараться спрашивать слабых студентов, так как именно по их ответам можно судить о степени выполнения и понимания задания. Сильные студенты отвечают лишь в тех случаях, когда нужно помочь или дополнить ответ. Также помимо вопросов, приведенных выше, можно задать вопросы, ответы на которые зависят только от самих студентов, например: Who is your favorite actor? Who is the most handsome actor in your opinion?

Оценки за работу необходимо выставить всей группе, а не каждому студенту по отдельности.

Такой же метод можно использовать при работе с новой лексикой.

В малых группах студенты получают карточки с заданием перевести слова. В карточке обязательно даётся ключ для проверки правильности ответов. Студенты работают в парах. После этого они объединяются в четвёрки и тренируются в правописании новых слов. Сильный студент диктует слова, остальные пишут, а затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово несколько раз для запоминания. В конце даётся письменное задание. Оно выполняется «по цепочке».

Например, возьмем лексический материал по теме: «Покупки». Новая лексика вводится фронтально. Shopping, butchery, bakery, grocery, greengrocery и т.д. Затем ведущий сначала произносит фразу по-английски; партнёр повторяет её и переводит на русский язык.
You can buy bread in the bakery.Ведущий произносит русское предложение; партнёр переводит его на английский язык письменно, затем проговаривает вслух. В овощном магазине можно купить фрукты. Затем по цепочке повторяем все/ Контрольное задание выполняется по цепочке.
Первый студент говорит одно предложение, второй студент повторяет первое и говорит второе и т.д. Сильный студент повторяет все предложения. Можно использовать следующую форму: раздаются карточки со словами по различным темам. Задача студентов – отобрать слова, относящиеся именно к данной теме. При этом слабый студент отбирает карточки, средние студенты называют слова, выступают в роли консультантов и помогают слабым студентам отобрать карточки, сильный студент читает слова. Победитель тот, кто выполнит быстрее задание и правильно прочитает эти слова. Такое соревнование вызывает большой интерес и это даёт хорошие результаты при изучении новой лексики.

При обучении диалогической речи можно использовать следующую форму:

Учебная группа делится на подгруппы по 4 человека. В каждую из них входят студент - консультант, средние и слабые студенты. В начале работы все группы прослушивают диалог - образец между преподавателем и двумя хорошо успевающими студентами. Далее группы работают самостоятельно. Сильный студент задает вопросы, средние студенты помогают слабым студентам ответить на его вопросы. Преподаватель играет роль консультанта в случаях, когда студенты испытывают затруднения. При этом прямая подсказка не используется, вниманию ребят предоставляются соответствующие модели речевых образцов. Таблички с моделями развешаны на доске.   Состав групп в данном случае целесообразно менять, чтобы не привыкли к постоянным собеседникам. Это помогает им преодолеть чувство робости при языковом общении с разными партнёрами.

Работа в группах под названием «Интервью» можно провести при обсуждении темы «Как ты провел каникулы». Задача студентов в том, чтобы опросить как можно больше членов группы, с тем, чтобы выяснить их мнение, суждение, ответы на поставленные вопросы. В данной работе студенты применяют элементы исследовательской работы: это сбор информации и подведение итогов, общие итоги опроса обсуждаются всеми. Итогом групповой работы является составление диалога. Два студента из каждой группы должны прочитать диалоги. Обычно, отвечать выходят именно те, кто в меньшей степени принимал участие в обсуждении.

Следующая групповая работа, развивающая коммуникативные навыки - это подготовка монологического высказывания. Преподаватель предлагает студентам рассказать об одном и том же писателе, но разбивает его биографию на 4 части. И тогда, студенты всех групп должны составить свой рассказ таким образом, чтобы все части были логически связаны друг с другом. Выигрывает группа, которая быстрее справится с заданием.

Для полготовки монологической речи по теме «Путешествие» сначала даются опорные слова и выражения, затем группы получают задания: 

  1. Вы обсуждаете план будущего путешествия пешком, докажите, что это интересно.

  2. Вы обсуждаете плен будущего путешествие на самолете, докажите, что это интересно.

  3. Вы обсуждаете план будущего путешествия на поезде, докажите, что это интересно.

Каждая группа готовит свой рассказ, затем выступают перед остальными студентами.

Подвоя итоги, можно сказать, что при помощи технологии обучения в сотрудничестве студенты учатся вместе, а не только выполняют вместе. Обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между студентами в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей. Это помогает не только повысить собственную самооценку студентов, но и установить дружескую рабочую атмосферу, которая благоприятно влияет на результаты работы. Групповая форма организации учебного труда способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус студента в коллективе, разнообразит традиционный урок. Работая в группе, студенты проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников. Чтобы групповое речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать студентов технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.




Список литературы:

  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991-184с.

  2. Ляудис В.Я. Инновационное обучение: стратегия и практика. М.6 Б.и., 1994-202с.

  3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов. М.: Академия, 2002-272с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!