СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология организации индивидуальной учебной деятельности по информатике учащихся 8-9 классов во внеурочное время

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследование  является  одной  из  форм  человеческой  деятельности,  в  основе  которой  лежит  интерес  и  любознательность,  активное  отношение  к  окружающему  миру  с  целью  его  изменения  и  преобразования

Просмотр содержимого документа
«Технология организации индивидуальной учебной деятельности по информатике учащихся 8-9 классов во внеурочное время»

Технология организации индивидуальной учебной деятельности по информатике

учащихся 8-9 классов во внеурочное время.



  1. Название технологии: Технология организации индивидуальной учебной исследовательской деятельности по информатике учащихся 8-9 классов во вне урочное время.

  2. Идентификация: Сочетание личностно-ориентированной технологии с технологией сотрудничества.

  3. Концептуальная часть:

Исследование является одной из форм человеческой деятельности, в основе которой лежит интерес и любознательность, активное отношение к окружающему миру с целью его изменения и преобразования.

Учебная исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Под новыми знаниями нужно понимать самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося.

Использование исследовательского метода обучения в преподавании информатики преследует несколько целей:

- повышение интереса к предмету информатика;

- овладение практическими навыками работы с компьютерной техникой, выходящими за рамки школьной программы;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации; (соблюдение авторских прав);

- формирование умений и навыков самообразования;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные цели и задачи применения исследовательского метода обучения практически совпадают с целями изучения информатики и информационных технологий в основной школе.

  1. Особенности содержания:

Исследовательские работы по информатике можно разделить на три группы:

1). Поиск необходимого материала и представление его в виде слайд-фильма, который можно было бы разместить в Интернете.

2). Изучение и обзор новых программных средств.

3). Программирование сложных алгоритмов решения математических задач. Результатом является отлаженная программа.


Темы исследовательских работ по информатике


Тема

Для мотивированных к предмету

1.

Как с помощью компьютера найти простые числа?

2.

Программа тестирования знаний по теме «Системы счисления».

3.

Сайт школьного научного общества.

4.

Электронный учебник «Системы счисления».

5.

Анимационный фильм «Правила поведения в кабинете информатики».

6.

Библиотека программ, выполненных на языке программирования …

7.

Графики функций в полярных координатах и их связь с природой.

8.

Использование EXCEL для создания тестов разного вида.

9.

Использование EXCEL для создания кроссвордов.

10.

Книжка-малышка «Графический редактор …»

11.

Компьютерное моделирование физических экспериментов.

12.

Компьютерный контроль знаний.

13.

Наглядные пособия по информатике.

14.

Обучающая программа по теме «Массивы».

15.

Самоучитель работы в …

16.

Сборник тестов по …

17.

Создание БД школьников.

18.

Создание печатной продукции средствами PUBLISHER.

Для мотивированных к учёбе

1.

Алгоритмы в стихах А.С.Пушкина.

2.

Алгоритмы в удмуртских народных сказках

3.

Мультипликация в истории.

4.

Экономика в информатике.

5.

Влияние компьютера на зрение человека.

6.

Из истории возникновения криптографии.

7.

Мышь – история возникновения.

8.

Интернет – друг или враг?

9.

Интернет и его значение в жизни учащихся школы.

10.

Интернет – вчера, сегодня, завтра.

11.

Интернетзависимость.

12.

Интернет. А что это такое?

13.

История возникновения Интернета.

14.

История о @.

15.

Компьютер и геометрия.

16.

Моделирование геометрических тел.

17.

Моделирование биологических процессов в ЭТ.

18.

Слайд-сказки.

19.

Разработка проекта загородного дома с использованием компьютерных технологий.

Для немотивированных к учёбе

1.

Родословная моей семьи.

2.

Как написать музыку с помощью компьютера?

3.

Моя электронная газета.

4.

Создание видеофильма «Школьные годы чудесные…».

5.

Буклет «Мудрые мысли».

6.

Вирусы и антивирусы.

7.

Вредоносные программы.

8.

Иллюстрации к стихотворениям А.Л.Барто.

9.

Исследование возможностей ГР для создания ребусов и кроссвордов.

10.

Как рассказать о себе? Делаем портфолио в POWERPOINT.

11.

Как создать мультфильм.

12.

Компьютерные игры: за и против.

13.

Компьютерные профессии прошлого, настоящего и будущего.

14.

Что такое электронная цифровая подпись?


  1. Процессуальная характеристика.

Ученическое исследование по информатике проводится по общей схеме научного исследования.

Общая схема ученического исследования



Ученическое исследование по информатике проводится по общей схеме научного исследования.


Общая схема ученического исследования


  • Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).

  • Обоснование актуальности выбранной темы.

  • Постановка цели и конкретных задач исследования.

  • Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез.

  • Выбор метода (методики) проведения исследования.

  • Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы.

  • Сбор материала, обобщение полученных данных.

  • Описание процесса исследования.

  • Обсуждение результатов исследования.

  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

  • Подготовка (web-сайты, презентации, макеты и т.д.) и защита исследовательской работы.


Система действий учителя и учащихся на этапах исследования выглядит следующим образом:


Этапы

Варианты деятельности учителя

Варианты деятельности учащихся

1. Подготовительный

Разъяснение содержания и значение участия учащихся в ИД.

Участие в анкетировании.

2. Выбор и утверждение тем

Учитель отбирает возможные темы.

Самостоятельно подбирают темы.

Учитель предлагает учащимся возможные темы.

Учащиеся обсуждают и принимают решение.

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Предлагают для обсуждения самостоятельно подобранные темы.

Организует совместное утверждение тем.

Принимают решение.

3. Теоретическая подготовка

Ознакомление с целью, задачами, спецификой занятий ИД, общими требованиями к ИД.

Знакомство с научным методом познания.

Обеспечение учащихся необходимыми знаниями по организации ИД.

Занятия в научном обществе.

Ознакомление с компьютерными технологиями в ИД.

Занятия в компьютерном классе.

4. Подбор источников для исследования

Учитель и библиотекарь знакомят с методами поиска литературы и источников по теме.

Занятия в школьной библиотеке: библиотечные уроки.

5. Этап реализации исследования

Индивидуальное консультирование по технике исследования.

Выполняют поставленную задачу плана, собирают, анализируют, обобщают материал.

Контроль и коррекция ИД.

Устраняют замечания учителя, вносят дополнения, изменения.

6. Оформление исследования

Индивидуальное консультирование о структуре и по оформлению исследования.

Используют полученную информацию для оформления работы, исследования.

7. Подготовка к защите

Организация предварительной защиты исследования.

Докладывают о результатах работы.

Индивидуальное консультирование по составлению тезисов исследования.

Составляют тезисы, оформляют их с использованием компьютерных презентаций.

Консультирование учащихся, как правильно составлять рецензию.

Составляют рецензии на работу, репетируют процедуру защиты.

8. Презентация

Учитель организует экспертизу ИД.

Готовят и проводят творческий отчёт о содержании и результатах работы.

9. Рефлексия

Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту.

Учащиеся оценивают себя, свои успехи и достижения.


Технология исследовательской деятельности по информатике рассчитана на учащихся 8-9 классов, с развитым для их возраста общеучебными умениями и навыками.

Формы включения учащихся в исследовательскую деятельность по информатике:

1). Групповые занятия, элективные курсы, которые предполагают углубленное изучение предмета – информатика.

2). Школьное НОУ – форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, сотрудничество с ученическим НОУ других образовательных учреждений.

3). Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает учебно-исследовательские работы, участие в конкурсах муниципального, районного, республиканского, регионального, всероссийского, международных уровней, статьи, форумы, посвящённые исследовательской деятельности.

4). Исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов. Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести новое знание прикладного характера.


  1. Программно-методическое обеспечение.

Критерии оценки ученических работ (и начисляемые баллы):

  1. Элемент исследования::

    • Исследования с привлечением первичных наблюдений, собственная обработка, анализ – 4;

    • Исследование на основе литературных источников – 3;

    • Реферативная работа с обобщением и собственными выводами – 2;

    • Компилятивная работа – 1.

  2. Достижения автора:

  • Собственная постановка проблемы, участие в эксперименте, использование аналитических методов – 3;

  • Собственная разработка отдельных вопросов - 2;

  • Усвоение знаний сверх учебной программы - 1;

  1. Эрудиция:

Знание основных положений в избранной области знаний (сверх программы) – 2.

  1. Изложение:

  • Выразительное, логичное, компактное – 3;

  • Более или менее связное, с паузами – 2;

  • Доклад читается – 1.

  1. Иллюстрация – 2.

  2. Композиция доклада:

  • Имеется введение, обозначена цель, выдержана логика – 2;

  • Отсутствует стройность и последовательность изложения – 1.

  1. Библиография:

  • Представлена достаточно полно, используются ссылки – 2;

  • Число источников ограничено, изучены поверхностно – 1.

  1. Особое мнение жюри:

Добавлены баллы ____ за ____.


Литература:


1. http://darvin54.my1.ru

2. http://inf777.narod.ru/stateiki/pupils_project.htm

3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.

4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.

5. Рогово О.Б. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника / О.Б. Рогова, А.А. Рогов, Е.А. Клюкина; ПетрГУ. Петрозаводск, 2001. – 32 с.

6. http://www.researcher.ru/practice_org/practice_all_1yibqk.html






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!