СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология педагогических мастерских во внеурочной деятельности

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии педагогических мастерских позволяют учителю и учащимся окунуться в практическую деятельность и изнутри прочувствовать тему занятия. Эта технология востребованна для проведения как итоговых обобщающих уроков, так и во внеурочной деятельности: кружок, внеклассное мероприятие, классный час.

Просмотр содержимого документа
«Технология педагогических мастерских во внеурочной деятельности»


Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

МБОУ «Гимназия № 50» Кировского района г.Казани











Технология педагогических мастерских во внеурочной деятельности









Автор: Малова Светлана Николаевна,

учитель биологии высшей категории



Куратор: Павлова Ирина Равильевна,к.п.н.

доцент кафедры современных

образовательных технологий ИРО РТ















Казань, 2016г.

Оглавление







Введение…………………………………………………………………………….……….3

Теоретическая часть………………………….…………………………………….………4-6

Практическая часть ……………….………………………………………… ……...……7-8

Выводы………………………………………………….…………………..…….…..……..9

Перспективы данной работы……………………………..………………………….…… 9

Литература………………………….………..…………………………….....….………….10

Приложение…………………………………………………………..……………..………11





Введение

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:

  • учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

  • внеурочная деятельность».

Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.

В Российской педагогической энциклопедии, изданной в 1993 г., внеклассная работа вообще не рассматривается, но раскрывается понятие «внеурочная работа». Её основными задачами называются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости. Внеурочная работа направлена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

Для проведения внеурочных занятий по биологии и экологии технология «Педагогическая мастерская» кажется мне наиболее приемлимой и оптимальной.

Мастерская — это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обу­чения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, спо­собствует профессиональному и личностному росту преподавателя и обучающихся, развитию их по­знавательных, творческих и коммуникативных способностей, познавательного интереса, мотивации учебно-познавательной, исследовательской деятельности, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания.



Теоретическая часть

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный пе­риод, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного об­разовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедре­нием в образовательный процесс современных образовательных технологий.

Современные педагогические технологии обладают широкими воз­можностями для овладения приемами работы с информацией. Эти возможности, по мнению Е.О.Галицких:

  • создают условия не только для понимания содержания, но и формируют умение пользоваться методами познания, приемами построения Нового знания;

  • способствуют усвоению способов обмена информацией, углубления и преобразования информа­ционных единиц (включая их организацию, построение и структурирование);

  • технологические приемы позволяют аудитории проявить собственные силы, так как каждый «вы­бирает свою меру участия, объем информации, свой темп профессионального роста, вступает в диало­говое взаимодействие со всеми участниками»;

  • интерактивные формы предоставляют возможность активизировать «культуру мысли и слова» аудитории и информационных технологий.

Педагогическая технология — «совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные об­разовательные цели. Педагогическая технология состоит из предписаний способов деятельности (дидак­тические процессы), условий, в которых эта деятельность должна воплощаться (организационные формы обучения), и средств осуществления этой деятельности». С.И.Заир-Бек предлагает рассматривать пе­дагогическую технологию в качестве «инструмента, способного создавать и поддерживать условия для достижения ряда вероятностных, а не жестко определенных целей в учебном процессе».

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6) образовательный стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента — внеурочной деятельности. При этом, «союз» учебной и внеурочной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся, которая является составной частью примерных образовательных программ образовательного учреждения для начальной и средней школы.

Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из его участников в «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач. Из существующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, которые опираются на логические противоречия и связи, творческий процесс в мастерской основан  на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания. В системе мастерских все проблемы выдвигаются участниками, и в ней важен сам процесс творчества.
Педагогическая мастерская - это форма сотрудничества, которая объединяет все направления педагогической деятельности учителя. В работе каждой мастерской присутствует особый алгоритм, он изменяется (от содержания), но всегда присутствует.
В педагогической мастерской Мастер (учитель) не передаёт свои знания и умения не умеющим, а лишь создаёт алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимает участие в нём все, в том числе и учитель-мастер. В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, открытие нового. В различных номерах журналах «Биология в школе» публиковались разработки уроков в технологии педагогических мастерских, поэтому, без лишних пояснений лишь напомню алгоритм мастерской: индуктор, работа с материалом (деконструкция и реконструкция), социализация,афиширование,разрыв,рефлексия.

Типы мастерских

В настоящее время существует несколько разновидностей творческих мастерских:

  • Мастерская построения знаний;

  • Мастерская творческого письма (или просто – письма);

  • Мастерская построения отношений;

  • Мастерская самопознания;

  • Проектная мастерская и др.

Можно сформулировать следующие образовательные цели технологии «Педагогическая мастерская»:

  • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации  обучающегося;

  • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;

  • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

  • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащимся право на ошибку и право на сотрудничество.

Главное отличие мастерской от урока, лекции, семинара в том, что даже самая лучшая традиционная форма несёт в себе принцип: “Делай, как я или делай лучше меня”.

Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта».



То есть, Мастерская – это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Это технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают в нем участие все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого. Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят: «Мастерская  не урок, в мастерской происходит проживание».

Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». 



Практическая часть

Внеклассное мероприятие «Законы экологии» Барри Коммонера является заключительным занятием раздела «Основы экологии» базового уровня школьной программы 9 класса.

Форма проведения: педагогическая мастерская

Цель: личностное развитие ученика путем формирования познавательных, практических и эмоциональных составляющих понятия «законы экологии в жизни человека».

Задачи: применить системно-деятельностный подход, направленный  на развитие познавательного интереса и практических умений экологического характера; продолжить формирование умений анализировать информацию и составлять собственное суждение, развивать коммуникативные качества, воспитывать бережное отношение к природе и всему, что нас окружает.

Оборудование: компьютерная презентация, познавательные иллюстрации, портреты биологов и экологов, творческие работы учащихся, газеты, листовки, поделки, «мусор» и т.д.

Методы: проектная деятельность.

Форма организации деятельности: работа в группах.

Приёмы деятельности: эвристическая беседа, постановка и решение проблемы, заполнение итоговой таблицы, создание и защита мини-проектов.

Алгоритм работы:

1 этап - «Индуктор»:

  • Создание эмоционального настроя, мотивирующее дальнейшую деятельность участников, доброжелательное пожелание успехов.

  • Обсуждение эпиграфа презентации: диалогическая беседа об основных понятиях и закономерностях экологии; корреляция иллюстраций из видеопрезентации с определённой проблемой биосферы и человечества.

2-Этап - «Самоинструкция»:

Самостоятельное выведение законов Барри Коммонера по стихотворным вариантам:

1.«Всё связано со всем»:


Биосфера – наш общий дом

Всё со всем тесно связано в нём

Равновесие хрупкое это

Не дано нарушать человеку.

2.«Природа знает лучше»


Должны усвоить все народы

Не надо покорять природу

Нельзя природы быть умнее

Она всё лучше нас умеет.

3. «Всё надо куда-то девать»


Человечество прекрасно понимает

Безотходных производств не бывает

Так куда ж девать отходы

Не угробить чтоб природу?

Значит – нужно для начала –

Чтоб отходов стало мало.

И затем – убрать подале

Никому чтоб не мешали.

4. «За всё надо платить»


Природой пользоваться можно,

Но бережно и осторожно.

За то, чтоб воздухом дышать,

Купаться в море, загорать.

За то, чтоб есть, за то, чтоб пить –

За всё приходится платить!


2 этап(продолжение)-«Социоконструкция»:

Работа в 4-х рабочих группах: систематизация знаний о законах Барри Коммонера - заполнение таблицы, её обсуждение, выявление в ходе эвристической беседы традиционных и новых путей решения экологических проблем современного человека и биосферы в целом.

3 этап - «Социализация»:

Создание мини-проекта по применению этих законов в повседневной жизни -(практические предложения по утилизации и применению «мусора»: пластиковые бутылки, коробки, фольга и т.д.)

4 этап- «Промежуточная рефлексия» (Релаксационная пауза):

Наглядное применение закона «Всё связано со всем» - выстраивание цепочки биотических связей (все ученики включаются в цепь-верёвку) и обсуждение проблемы сохранения биоразнообразия.

5 этап – «Афиширование»:

Представление и защита проектов рабочих групп

6 этап - «Разрыв»:

Обсуждение личностной значимости приобретённых знаний и включенности каждого в дело сохранения природы.

7 этап – «Рефлексия»:

Предложения тем для следующего занятия.

Домашнее задание

  • творческие работы, сочинения, листовки, газеты на тему: «Природа и человек»

  • поделки из вторсырья - подготовка к конкурсу «Из отходов – в доходы!»

Время занятия: 40 минут.





Выводы

Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям ФГОС ООО и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает «формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; … активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психо-физиологических и эмоциональных особенностей учащихся.



Перспективы данной работы

Я считаю возможным продолжение применения данной педагогической технологии в урочной и внеурочной деятельности по формированию у учащихся активной гражданской позиции и экологического самосознания, без которых не может быть воспитана гармоничная и всесторонне-развитая личность - оплот нашего государства.

Литература

  1. Бакиров Т. Основы формирования экологической культуры учащихся. «Высшее образование в России», №12, 2006, с.134-136.

  2. Белозерцев Е.П., Черных А.А. Информационно-коммуникационные технологии. — М.: Наука, 2007.

  3. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. — М.: Просвещение, 1985.

  4. Гайсин. И.Т. Преемственность эколого-нравственного воспитания учащейся молодежи. – Казань, Экологический фонд РТ, 2001, 63с

  5. Галицких Е.О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. — М.: Академ. проект, 2004.

  6. Даутова Е. В., Иваньшина Т. Б. ,Казачкова О. Н., Крылова, Муштавинская И. В.. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.– СПб.: КАРО, 2014г.

  7. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004. — С. 39.

  8. Крылова О. Н., Тимофеева М. Н., Сорокина О. Ю.. Технология мастерских как средство обновления образовательного процесса школы / Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2002г.

  9. Малова С.Н. Экотуризм как метод экологического воспитания. «Вестник Татарстанского отделения Российской Экологической Академии», №3(25), 2005, с.111-112.

  10. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.: Учебное пособие. Экология России. Учебник для 9-11 классов общеобразовательной школы. Москва, 2007г.

  11. Педагогический энциклопедический словарь. — М.: Астрель: ACT, 2003.

  12. Популярная экология. Под редакцией Торсуева Н.П. – Казань, «Экоцентр», 1997, 236с.

  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Просвещение, 1998.

  14. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М., Основы экологии – 10(11)" Москва ,"Дрофа", 2010 г.

  15. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.

Ссылки на рисунки, используемые в презентации.

www.asteza.ru/show-1724.html

vaa.ru/post161512216/

www.asteza.ru/show-1724.html

kamaluva.typepad.com/

www.poduri.md/derev.html

atmwood.com.ua/category/lesovodstvo/page/2/

foto.ecoguild.ru/forest/IMG_9860.html

www.fonstola.ru/download/55812/1280x960/

http:// festival.1september.ru

http:// l-chigir.narod.ru

Приложение



Авторская компьютерная презентация «Законы экологии» (электронный вариант)

Стихи экологической направленности:

Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.





Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.





Богаты мы!

Но считанные птицы

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах,

И считанные рыбы плавают в реке.

И восковые считанные зерна

Неслышно зреют в малом колоске.

Не уж-то внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы!!







12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!