СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемно-диалогического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проблемно-диалогического обучения          Белянина Т. Н.

Наиболее эффективным на сегодняшний день, является проблемное обучение, суть которого заключается в том, что ребёнок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности (он становится субъектом обучения).

Под проблемным обучением (технология проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

         Основано такое обучение на теоретических положениях американского философа и педагога Дж. Дьюи. Условиями успешности обучения он считает 3 компонента: проблематизация  учебного материала, активность ребёнка, связь обучения с жизнью ребёнка.

         Сущность проблемного обучения составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебном процессе и управление познавательной деятельностью школьников по усвоению новых знаний путём решения учебных проблем, задач, вопросов. Поисковый путь в усвоении знаний, систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.

         Основная задача учителя: заинтересовать, увлечь учащихся работой.

         При поиске решения и при решении проблемы уместны следующие приёмы:

         Главное для учителя – организовать взаимодействие учащихся.

         Проблемный урок отличается от других этапами введения и воспроизведения знаний. Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Это означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения  и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний.

Действия учащихся на уроке

Структура проблемного урока

         Рубинштейн С. ЛУтверждал: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления, с недоумения, с противоречия». В основу проблемной ситуации помещают противоречие между знанием и незнанием.

          А из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация. Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности учащихся и учителя при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя. Но здесь учителю важно помнить, что при столкновении с трудностью у детей может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у учащихся, даётся без учёта их возможностей. Поэтому учитель должен знать возможности своих учащихся в анализе условий поставленного задания и усвоении (открытии) нового знания. Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью наличных знаний и способов действия учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания) содержания и условий выполнения задания.  Только такое задание способствуют созданию проблемной ситуации.

Условия использования проблемных ситуаций

         Зная внутренние условия мышления и способствуя их созданию, с помощью проблемной ситуации, педагог может активизировать мыслительную деятельность школьников, управлять ею.

         Основные условия использования проблемных ситуаций со стороны учащихся и со стороны учителя разные:

 

 

         Учитель должен обладать умением учить умному незнанию – это значит формировать у учащихся действия оценки, благодаря чему ребёнок определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких знаний недостаёт. Не зная, чего он не знает, ребёнок не знает, что ему следует узнать и не пробует узнавать. Так сама система обучения, не направленная на развитие детской самооценки, ограничивает свободный поиск, самостоятельную познавательную активность. Для нас умение детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения не менее важно, чем умение быстро и правильно считать и грамотно писать, потому что ребёнок, не умеющий оценить свои возможности, так и не становится  подлинным субъектом, хозяином собственной учебной деятельности и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. Если учитель будет целенаправленно формировать действие оценки, то младший школьник научится не только фиксировать трудность, но и анализировать её причину. От фиксации факта незнания или неумения он может перейти к знанию того, как это незнание преодолеть. Он скажет : «Я решу эту задачу, если»

         Умение учить умному спрашиванию. Учитель стремится к тому, чтобы дети умели фиксировать границу своего знания и незнания. Нашей заветной целью является смелый выход за пределы своих знаний и поиск неизвестного. «Я знаю, что я этого не знаю. Известным мне способом новая задача не решается», - такова формула первого этапа формирования учебного действия. «Я этого не знаю, но могу узнать, если спрошу у учителя», - такова вторая формула формирования учебной самооценки.

         Умение учить строить гипотезы. Здесь важным для учителя является умение слушать ребят и принимать различные гипотезы, предлагаемые детьми.

         Возникает вопрос : как создать проблемную ситуацию на уроке? Она возникает если у класса появился эмоциональный отклик.  Её можно создать на различных этапах обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле.

         Методические приёмы создания проблемной ситуации.

  1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
  2. Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
  3. Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
  4. Постановка проблемных задач.
  5. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
  6. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
  7. Проблемная ситуация создана, но из неё надо ещё достойно выйти (побуждающий диалог, локомотив).

 

Использование проблемных ситуаций на уроках способствует формированию

предметных и метапредметных УУД.  Ученики овладевают навыками планирования учебной деятельности по разрешению проблемных ситуаций, могут проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, работать с различными источниками информации. Учебные проблемы создают благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления, формируют положительную мотивацию учения детей, формируются такие качества знаний, как глубина, прочность, осознанность