Технология проблемного обучения как условие достижения требований ФГОС ОО
Элементы новой модели современного образования
- отказ от традиционной модели «учитель-рассказчик» в пользу модели совместного исследования; - отказ от традиционной модели «обучения предметам» в пользу «научения компетенциям»; - новая обучающая среда
- самостоятельное мышление; - научиться разрешению нестандартных ситуаций и проблем; - умению брать на себя ответственность, вырабатывать перспективное видение; - развить коммуникативные навыки.
уверенный в собственных силах, конкурентоспособный, деятельный и перспективный, социализированный
3
ФГОС второго поколения
самостоятельную и творческую деятельность ученика
умению приобретения знаний, исследованию проблем, поиску альтернативных решений, формированию мотивации достижения успеха, обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Принятии
Разрешение ситуации
Создание проблемных ситуаций
Осознании
Самостоятельность субъект своего обучения
руководство
новые знания, новые способы действия
Этапы работы с проблемными ситуациями
- создание проблемной ситуации и формулирование проблемы;
- выдвижение гипотез и выбор плана решения на основе известных способов или поиск нового решения;
- реализация плана решения;
- проверка правильности решения с систематизацией полученной информации.
помощник
консультант
организатор
наблюдатель
Роль учителя на уроке
координатор
Аспекты технологии проблемного обучения
- соблюдение условий успешного применения технологии проблемного обучения;
- знание ее достоинств, трудностей и недостатков.
Условия для успешного применения проблемного обучения
- проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
- быть доступными для обучающихся;
- должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
- задания должны быть таковыми, чтобы обучаемый не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
- высокая самостоятельность обучаемых;
- формирование познавательного интереса или личностной мотивации;
- использование творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно - сформулированных заданий и активизации, за счет их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
- огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода к работе с обучающимися;
- совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства;
- рефлексирование своих действий при подготовке обучаемых к работе с проблемными ситуациями и поиске способов их решения, сталкивании противоречий и изложении различных точек зрения по определенной проблеме.
обучать, исследуя - исследовать обучая
Проблемное обучение реализует задачи:
- формирует у обучающихся необходимую систему знаний, умений и навыков;
- помогает обучаемым достигать высокого уровня развития, способствует самообучению, самообразованию;
- формирует особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность активность, что полностью соответствует компетентностному подходу современного образования в рамках ФГОС второго поколения.
Элементы новой модели современного образования
- отказ от традиционной модели «учитель-рассказчик» в пользу модели совместного исследования; - отказ от традиционной модели «обучения предметам» в пользу «научения компетенциям»; - новая обучающая среда
Оптимизация процесса обучения
Благоприятная возможность скрывается среди трудностей и проблем.
Эйнштейн Альберт