СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проектной деятельности в воспитательном процессе

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Просмотр содержимого документа
«Технология проектной деятельности в воспитательном процессе»

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Поиск ответа на вопрос «Как учить и воспитывать?» – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связывающее звено между запроектированной целью и конечным результатом.

Методы, используемые на занятиях, условно делятся на 3 основные категории: пассивные, активные и интерактивные.

Процесс воздействия педагога с обучающимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Педагог является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия обучающихся, единолично распределяет необходимую информацию. Характер взаимодействия педагога и обучающихся меняется, хотя педагог и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но обучающиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.

При использовании интерактивных методов роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Обучающиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и своих товарищей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд».

Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.

Если использовать проектный метод в сфере дополнительного образования, то результатом деятельности будут социальные проекты, направленные на совместную деятельность учащихся, родителей и общественности, т.е. социально значимые проекты.

Цель внедрения проектного метода в воспитательный процесс - воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности посредством методов социального проектирования.

Задачи:

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

- формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.

- предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

Краткая характеристика метода проектов:

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и является привлекательным для образования, стремящегося найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Сама суть понятия "проект" заключается в его прагматической направленности на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, задачи. Результаты выполненных проектов должны быть, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то должно быть представлено конкретное ее решение, если практическая задача - итогом должен стать продукт, готовый к использованию (на занятии, в клубе, в реальной жизни).

Таким образом, метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных.

В переводе с латинского ПРОЕКТ – буквально “брошенный вперед”, а в словарях – это “план”, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание”. В чем отличие проекта от планирования любого мероприятия? Некоторая непредсказуемость результата (никто не знает, что у нас получится), ставит человека в позицию исследователя, творца, активизирует его способности, а если это еще и коллективный проект, то стимулирует развитие коллективных отношений. А применительно к школе проект – это совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель и согласованные способы деятельности, и направленная на достижение общего результата.

Огромный “плюс” творческого проекта в том, что его конечный результат “осязаем”. Это праздник по форме, по содержанию и по внутреннему состоянию души. Но чтобы это произошло, требуется длительный и кропотливый период подготовки.

Результаты внедрения проектной деятельности в воспитательный процесс:

1. Умение работать с информацией;

2. Опыт целеполагания;

3. Ребёнок приобрёл опыт планирования;

4. Расширение кругозора;

5. Развитие мышления;

6. Развитие эмоциональной сферы;

7. Опыт публичного выступления.

Умение поставить ребенка в позицию ответственности перед собой и другими и в то же время создать условия для раскрепощения творческих задатков – составляет основной предмет собственно педагогической деятельности в процессе проектирования.


Направления и содержание деятельности


Этапы работы

Содержание работы на этапе

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта;

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует обучающихся, помогает в постановке целей

Плановые работы

а) определение источников информации;

б) планирование способов сбора и анализа информации;

в) планирование итогового продукта;

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы;

д) распределение обязанностей членов команды

Вырабатывают план действий. Формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта

Результаты и выводы

Анализ информации.

Формулировка выводов, оформление результатов

Анализируют информацию.

Оформляют результаты

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы

Отчитываются, полемизируют, отстаивая свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы


Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок

Оценивает усилия участников проекта, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета


Ресурсы:

- Электронная библиотека диссертаций: http://www.dissercat.com/

- "Формирование компетентности учащегося в проектной деятельности". И.А. Зимняя.

- "Общие основы педагогического проектирования"- В.С. Безрукова.

- "Проектирование педагогических идей"- Гурье Л.И.

- "Концепция по педагогической поддержки"- Газман О.С.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!