Секция название
Приз О.Н., студентка 2 курса магистратуры,
Карчевская Н.В, канд. пед. наук, доц., зав. каф. социально - экономических и педагогических дисциплин
Стахановский научно-исследовательский институт
горных и образовательных технологий
Луганского государственного национального университета имени Владимира Даля
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Рассматриваются технические и дидактические средства обучения. Указываются общие требования к структуре рабочей тетради, конспекта, конспекта-схемы, обучающей анимации. Приводится технология разработки рабочей тетради, конспекта, конспекта-схемы, обучающей анимации.
Ключевые слова: средства; обучение; дидактика; конспект; рабочая тетрадь; конспект-схема; анимация.
В условиях стремительного научно-технического прогресса, когда за каждые 5-10 лет объем научной информации удваивается практически во всех областях науки и техники, учебный процесс необходимо строить так, чтобы максимально использовать возможности всех каналов восприятия, все виды памяти и в первую очередь зрительного канала восприятия и зрительной памяти. Это позволит преподавателю передать, а потому, обучаемого, воспринять в единицу времени больше учебной информации. Поэтому все, что необходимо прочно усвоить и возможно изобразить наглядно, должно быть представлено в той или иной форме наглядности. Средства обучения расширяют возможности восприятия, повышают наглядность, позволяют видеть невидимое, механизировать трудоемкие процессы (выполнение расчетов, чертежей и т.п.), способствуют выработке умений и навыков, обеспечивающих объективный и оперативный самоконтроль.
Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения». Средства обучения - это различные объекты, используемые преподавателем и обучаемым в процессе обучения.
Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями преподавателя.
Выделяют технические и дидактические средства обучения.
Технические средства обучение (ТСО) - это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения (обучающие программы, web-технологии: сайты, тесты; персональный компьютер и др.).
Дидактические средства обучения - это материальные или идеальные объекты, которые используются в обучении как источники получения знаний и формирования умений и навыков (анимация, конспект, рабочая тетрадь и др.) [1].
Неоднозначность трактовки понятия «средство обучения» связана с различными особенностями, заложенными в самом понятии «средство». Например, П.И. Пидкасистый определяет средство обучения как «материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для новых знаний» [2,стр.284]. Сластенин В.А. вводит понятие «дидактические средства», но, по его мнению «Под ними, прежде всего понимаются учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. … все то, что способствует достижению целей образования, т. е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения.» [3,стр.276], подробно останавливаются на методической системе и вообще не говорят о средствах обучения. По мнению Франсуа-Мари Жерар и Ксавье Рожье, обучение происходит в учебных ситуациях с использованием документов и объектов, сопровождающих учебный процесс или учебных ситуаций. Этими документами могут быть "текст, рисунок, фотография, схема … экран компьютера или телевизора...» [4, стр. 54-55].
Т.В. Габай предлагает следующую трактовку понятия «средство обучения»: «Это всевозможные материальные объекты, несущие информацию о процедуре выполняемой деятельности» [5, стр.38], где под процедурой понимается способ (правило, закон) изменения всех «вещественных» структурных моментов, которые приводят к желаемому результату [6, стр.32].
Рассмотрим технологию разработки: рабочей тетради, конспект-схемы и конспекта с требованиями, предъявляемыми к их разработке.
Рабочая тетрадь - это наглядное представление основного учебного материала в логике познавательной деятельности, которая специально конструируется и представляется в предметно-знаковой форме, с целью повышения эффективности взаимодействия преподавателя и студентов.
Общие требования к структуре рабочей тетради:
Рабочая тетрадь должна иметь предисловие, поясняющее обращение к обучающимся.
Система вопросов и заданий должна быть построена в соответствии со структурой и логикой формирования соответствующих понятий.
Между заданиями должна быть определена соподчиненность, касающаяся как содержания учебной дисциплины, так и межпредметных умений.
Иллюстрации в рабочей тетради должны быть рабочими, т.е. обучающими. К ним могут ставиться вопросы, требующие объяснения. Рисунок можно дополнить или предложить свой вариант.
Композиционное построение рабочей тетради зависит от замысла автора, от характера и содержания учебного материала, его объема характера вопросов и заданий. В конце каждой темы внутри тетради желательна серия контрольных вопросов, что позволяет лишний раз систематизировать знания обучающихся [7].
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/23/s_599d0a521c5b5/676175_1.png)
Рисунок 1 – Технология разработки рабочей тетради
Конспект-схема – это схематическая запись изложения материала [7].
Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении. Технология составления конспекта - схемы приведены на рис. 2.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/23/s_599d0a521c5b5/676175_2.png)
Рисунок 2 – Технология разработки конспект-схемы
Конспект - это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи [8].
Технология разработки конспекта предусматривает следующие этапы:
Отбор учебного материала. На этом этапе подбирается литература, необходимая для изучения данной темы, из нее выбираются учебная
информация и т.д.
Структурно-логический анализ и построение структурно-логической схемы учебной информации (позволяют наглядно представить
структуру учебного материала и последовательность изложения).
Выделение основных понятий, определений, формул. Здесь производится переработка подобранного материала, отбрасывание всего второстепенного, несущественного.
Кодирование учебной информации с использованием опорных сигналов, мнемонических приемов, аббревиатур и т.д.
Расположение учебного материала с учетом логики формирования учебных понятий.
Кодирование значимости учебной информации в цвете [9].
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/23/s_599d0a521c5b5/676175_3.png)
Рисунок 3 – Технология разработки конспекта
Анимация – это последовательность сменяющих друг друга графических изображений (кадров).
Flash-анимация – это создание небольших видео (мультфильмов) из уже готовых изображений или же фрагментов фильмов.
Обучающая Flash-анимация - любое подвижное изображение, которое используется в образовательных целях [10].
Основные требования к обучающей Flash-анимации
Интуитивно понятный интерфейс. Все элементы управления анимацией (кнопки событий и переходов, слайдеры, полосы прокрутки и т.д.) должны быть по возможности однотипными по графическому решению, запоминающимися и простыми для понимания и использования.
Эргономичность интерфейса относительно устройств ввода информации. Расположение элементов управления на сцене Flash-анимации должно соответствовать действительному расположению устройств ввода информации. Элементы управления, предусматривающие использование клавиатуры, целесообразно располагать в центре нижней части сцены Flash-анимации.
Максимальная детализация и реалистичность отображаемых явлений и событий. Соответствие обучающей Flash-анимации принципу реалистичности и максимальной приближенности к оригиналу отображаемых явлений, задействованных в анимации, способствует лучшему переносу в действительность навыков и знаний, полученных учеником после работы с такой анимацией.
Социально-бытовая ориентированность. По возможности содержать объекты, примеры и задания, которые встречаются учащимся в повседневной жизни, развивают их кругозор и умение принимать верное решение в условиях задач, поставленных в результате функционирования в окружающем социуме.
Максимальное полисенсорное воздействие на обучаемого. По возможности необходимо одновременно задействовать как можно большее количество сохранных у обучаемого каналов восприятия информации за счет текстовых, графических, аудиовизуальных, моторно-координационных решений методических задач учебной Flash-анимации.
Возможность неоднократного воспроизведения. Пользователь учебной Flash-анимации должен иметь возможность неоднократного воспроизведения всей анимации целиком, либо ее отдельных фрагментов.
Соблюдение указанных требований обеспечивает максимальный обучающий эффект, требует от педагога меньше временных затрат на первоначальное ознакомление и последующее сопровождение обучаемого во время его индивидуальной работы с обучающей Flash-анимацией.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/23/s_599d0a521c5b5/676175_4.png)
Рисунок 4 – Технология разработки обучающей Flash-анимации
Средства обучения призваны облегчить непосредственное и косвенное изучение дисциплины. Они, как и методы, выполняют обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также служат средством побуждения, управления и контроля учебно-познавательной деятельности обучаемых.
Список литературы:
Средства обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http://www.studfiles.ru/preview/4199633/page:2/
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под ред.П.П. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 1998.-640с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Е.Н.Шиянов. Педагогика. Под ред. В.А.Сластенина. 5-е издание, стереотипное, М.: Издательский уентр “Академия”,2006.
Франсуа-Мари Жерар, Ксавье Рожье. Разработка и анализ школьных учебников. Издательство «АВ OVO», 1998. -372 с.
Габай Т.В. Монография. Учебная деятельность и ее средства. Издательство Московского университета, 1988.
Дмитриев М.А.Теория образования и обучения. Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. Учебно-методическое пособие. Гомель, «Университетское»,1989.
Текст к тексту [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http://texttotext.ru/metodichka/pravila-oformleniya-referata-doklada-vipusknoie-kvalifikacionnoie-raboti/page-6.html
Энциклопедия. Грамотный конспект. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту: http://svetgorod.ru/1147
Фащиев А. В. Создание опорных конспектов и работа с ними. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
Сайтостроение от А до Я [Электронный ресурс]. - Режим доступа к сайту:http://www.internet-technologies.ru/articles/article_1999.html